Культура
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ: ГИТАРА - В РУКАХ, ОРДЕН НА ГРУДИ
21 ноября
Через несколько лет я вел пресс-конференцию в комитете по культуре уже по поводу выхода нового альбома Бориса Гребенщикова. Потом альбомы выходили куда как более часто. Вот и в юбилейный для себя год БГ выпустил очередную порцию сочинений под названием "Песни рыбака". Наше общение началось именно с этого, хотя и происходило задолго до того, как началось празднование 50-летия гуру отечественного рока.
- Вы следите за тем, как расходится ваш новый альбом?
- Меня это не волнует. Я не слежу за конкретными цифрами. Для меня достаточно того факта, что те, кто хочет, могут его купить. А кто хочет - может скачать его и из интернета.
- Ваша деятельность многогранна, но в ней как-то мало видеоклипов и уж до обидного мало киномузыки...
- За нашей группой числится только два приличных клипа, а все остальное, что приходилось видеть со своим участием на экране, - набор чуши. Мы не принадлежим к поколению MTV, и поэтому музыка для меня является достаточной "картинкой" сама по себе. Я пока не вижу таких людей, которые хорошо умеют работать с видеорядом и музыкой. Если найдутся, то непременно с ними поработаем.
- Обычно вы справляете свой день рождения вдали от Петербурга...
- Традиция нынче в честь 50-летия будет нарушена. Мы сыграем концерт в "Октябрьском".
- Для многочисленных поклонников "Аквариума" этот зал, наверное, будет мал. Они вас любят и почитают как некоего гуру. Сам наблюдал таких людей не однажды, когда они ловили буквально каждое ваше слово как учителя жизни...
- Упаси их Господь воспринимать меня именно так. Я бы предостерег их от такой ошибки. Я пишу песни, их записываю, потом пою. Все. На этом моя миссия целиком кончается.
- Но их же молодежь каким-то образом для себя интерпретирует...
- Умелый гадатель может интерпретировать и полет птицы, не говоря о будущем. Не скрою, что доволен таким творческим результатом. Если мои песни можно интерпретировать - значит, они умные. Есть во мне такой минус: пишу умные песни.
- Вам никогда не казалось, что их толкуют вовсе не так, как думали вы, когда их сочиняли?
- Это право любого человека. Когда я песню уже выпустил из рук, то она мне больше не принадлежит. Можете делать с ней все что хотите.
- Помните, как вы выступали в "Октябрьском" с симфоническим оркестром?
- Конечно. Мы два года подряд устраивали такой эксперимент. Леня Десятников писал тогда аранжировки моих песен. Это был забавно.
- Вы не хотите повторить такой же эксперимент?
- Меня всегда смущает стремление популярных певцов обезопаситься культурой.
- То есть?
- Например, если певец Х стоит и поет вместе с симфоническим оркестром, то он - очень культурный человек. Если бы при этом он сам бы написал аранжировку, тогда бы мне еще было интересно. А так... Аранжировки таким исполнителям левой ногой пишут мастеровитые дяди. Певцы же считают, что оркестр спасет их от собственного убожества. Поэтому то, что мы делаем, мы делаем сами, в том числе и пишем аранжировки. Сегодня нам оркестр не нужен, с музыкой мы справляемся самостоятельно.
- Религия - дело личное. Но известно ваше уважительное отношение к буддизму. Как часто вы совершаете паломничество в Непал?
- Кроме Непала я совершаю также паломничество и в Индию. Два раза в год получается точно. Если бы позволяли время и занятость, то охотно бы ездил чаще.
- Насколько для вас религиозная философия является творчески продуктивной?
- Многим у нас представляется, что философия в принципе оторвана от жизни и религии. Хотя на самом деле философия для меня - часть религии. Мировая традиция всегда воспринимала с точки зрения разума любые идеи. И философия, особенно на Западе, всегда имеет глубоко практическое применение, что мило моему сердцу, потому что религия и философия вне житейской практики, могущей помочь человеку, для меня есть пустословие. Поэтому я с большой симпатией отношусь к тому, как люди думают и ведут себя на Востоке, хотя при этом являюсь стопроцентным европейцем, русским и...
- Православным?
- И православным в том числе. Ведь что такое православие? Это значит - правильно славить Бога. Хотя у каждого он - свой. Я не ксенофоб и не считаю, что надо бороться с теми, кто считает, что одна религия права, а другие надо уничтожить.
- То есть вы терпеливый человек?
- Что значит терпеливый?
- В жизни ведь вам приходилось сталкиваться с несправедливостью...
- Например?
- Когда вы, выпускник Университета, трудились кочегаром...
- У кочегаров в те времена было больше свободы. В жизни с никакой несправедливостью я не сталкивался.
- И вам никогда не приходилось пускать в ход кулаки, чтобы бороться с несправедливостью?
- Клянусь: никогда.
- Даже тогда, когда все вам запрещали?
- Агрессия не метод решения каких-либо вопросов. В итоге все получилось так, как я хотел. И даже не приложил к этому никаких усилий.
- То есть вы созерцатель в жизни?
- Китайцы говорят, что если ты хочешь добиться чего-то в жизни, то сиди себе спокойно на берегу реки и жди, когда мимо пронесут труп твоего врага.
- Пословица для вас оправдалась?
- Опыт показывает, что полностью. Мимо пронесли все "трупы".
- Неужели никаких врагов не осталось?
- Никаких, потому что всем желаю только блага.
- Как складывается артистическая судьба вашей дочери Алисы?
- Насколько я знаю, она снималась в Ялте. Узнал об этом из ее SMS-послания. Она - профессиональная актриса. Она работала одно время во МХАТе, а сейчас ушла в свободное плавание. По-моему, в профессии у нее все складывается хорошо.
- Она считает Бориса Гребенщикова лучшим композитором и певцом всех времен и народов?
- Об этом надо спрашивать у нее. Надеюсь, что обладает достаточно хорошим вкусом, чтобы так не думать. На концерты, однако, ходит, когда у нее появляется такая возможность.
- Как вы думаете, нынешнее поколение молодежи, поколение MTV, адекватно воспринимает то, что сочиняете вы?
- Не знаю, как понимать слово "адекватно".
- Вы знаете ту публику, которая приходит нынче на ваши концерты?
- Cтараюсь знать. По-моему, это вполне специальная публика. Был период, когда мы были настолько модные, что к нам приходили абсолютно все. И это было интересно. Но мне лично больше нравятся залы поменьше, где собираются те люди, которые пришли слушать именно нас.
- Это люди одного, определенного возраста?
- Я вижу в зале на наших концертах очень много молодых людей. Те, кто приходит к нам, ищут не поп-культуру. Видимо, им хочется большего.
- Мы можем говорить о том, что петербургский рок - это целостное явление? Или его уже нет как такового, а просто есть отдельные индивидуальности. Сохранилось ли это чувство локтя?
- А его никогда и не было! То была видимость единства. Чувство локтя было только в том, что люди, которые ненавидели друг друга, вместе сплотились вокруг одной площадки - питерского рок-клуба, на которой всем им позволили выступать. Внешне все относились друг к другу с большим уважением. Хотя эстетически друг друга многие терпеть не могли. Но уровень внешней вежливости был вполне джентльменским.
- Ходит среди рокеров Питера такая легенда о том, как Юрий Юлианович, приехав в Ленинград, встретил в "Cайгоне" Бориса Борисовича, которого уже тогда почитали как классика...
- Интересно! Расскажите-ка, а то я так и не знаю, о чем речь...
- Шевчук сам мне рассказал эту историю о вашей первой с ним встрече. Он был в черном тулупе, а вы, по словам Юрия Юлиановича, были в белом тулупе. Мол, сошлись черное и белое...
- Такую же историю распространяет по всему свету Кинчев. Будто бы когда-то, в неизвестное для меня время, мы с ними поделили: мол, я буду "белым" певцом, а он - "черным". Меня бодрит тот факт, что и Шевчук, и Кинчев, оба считают меня "белым", а себя - "черными". Буду молиться за них, буду свечки ставить. Если Юра говорит, что так оно и было, значит, это правда. А тулуп белый у меня действительно был.
- Вас не пытались завлечь в политику?
- Люди, как правило, знают мою позицию по этому вопросу и зря меня такими предложения не беспокоят. Обращались за всю жизнь только пару раз.
- Вы их отвергли?
- Я не вижу никого, за кого бы стоило ломать копья. Если художник примет чью-то сторону, то он потеряет объективность. В идеале он - сам себе партия. Творец, как термометр, должен чувствовать температуру воздуха вокруг.
- Что показывает ваш термометр?
- 36 и 6.
- Спокойствие?
- Полное. Меня многое волнует, но ничего не беспокоит.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
- Вы следите за тем, как расходится ваш новый альбом?
- Меня это не волнует. Я не слежу за конкретными цифрами. Для меня достаточно того факта, что те, кто хочет, могут его купить. А кто хочет - может скачать его и из интернета.
- Ваша деятельность многогранна, но в ней как-то мало видеоклипов и уж до обидного мало киномузыки...
- За нашей группой числится только два приличных клипа, а все остальное, что приходилось видеть со своим участием на экране, - набор чуши. Мы не принадлежим к поколению MTV, и поэтому музыка для меня является достаточной "картинкой" сама по себе. Я пока не вижу таких людей, которые хорошо умеют работать с видеорядом и музыкой. Если найдутся, то непременно с ними поработаем.
- Обычно вы справляете свой день рождения вдали от Петербурга...
- Традиция нынче в честь 50-летия будет нарушена. Мы сыграем концерт в "Октябрьском".
- Для многочисленных поклонников "Аквариума" этот зал, наверное, будет мал. Они вас любят и почитают как некоего гуру. Сам наблюдал таких людей не однажды, когда они ловили буквально каждое ваше слово как учителя жизни...
- Упаси их Господь воспринимать меня именно так. Я бы предостерег их от такой ошибки. Я пишу песни, их записываю, потом пою. Все. На этом моя миссия целиком кончается.
- Но их же молодежь каким-то образом для себя интерпретирует...
- Умелый гадатель может интерпретировать и полет птицы, не говоря о будущем. Не скрою, что доволен таким творческим результатом. Если мои песни можно интерпретировать - значит, они умные. Есть во мне такой минус: пишу умные песни.
- Вам никогда не казалось, что их толкуют вовсе не так, как думали вы, когда их сочиняли?
- Это право любого человека. Когда я песню уже выпустил из рук, то она мне больше не принадлежит. Можете делать с ней все что хотите.
- Помните, как вы выступали в "Октябрьском" с симфоническим оркестром?
- Конечно. Мы два года подряд устраивали такой эксперимент. Леня Десятников писал тогда аранжировки моих песен. Это был забавно.
- Вы не хотите повторить такой же эксперимент?
- Меня всегда смущает стремление популярных певцов обезопаситься культурой.
- То есть?
- Например, если певец Х стоит и поет вместе с симфоническим оркестром, то он - очень культурный человек. Если бы при этом он сам бы написал аранжировку, тогда бы мне еще было интересно. А так... Аранжировки таким исполнителям левой ногой пишут мастеровитые дяди. Певцы же считают, что оркестр спасет их от собственного убожества. Поэтому то, что мы делаем, мы делаем сами, в том числе и пишем аранжировки. Сегодня нам оркестр не нужен, с музыкой мы справляемся самостоятельно.
- Религия - дело личное. Но известно ваше уважительное отношение к буддизму. Как часто вы совершаете паломничество в Непал?
- Кроме Непала я совершаю также паломничество и в Индию. Два раза в год получается точно. Если бы позволяли время и занятость, то охотно бы ездил чаще.
- Насколько для вас религиозная философия является творчески продуктивной?
- Многим у нас представляется, что философия в принципе оторвана от жизни и религии. Хотя на самом деле философия для меня - часть религии. Мировая традиция всегда воспринимала с точки зрения разума любые идеи. И философия, особенно на Западе, всегда имеет глубоко практическое применение, что мило моему сердцу, потому что религия и философия вне житейской практики, могущей помочь человеку, для меня есть пустословие. Поэтому я с большой симпатией отношусь к тому, как люди думают и ведут себя на Востоке, хотя при этом являюсь стопроцентным европейцем, русским и...
- Православным?
- И православным в том числе. Ведь что такое православие? Это значит - правильно славить Бога. Хотя у каждого он - свой. Я не ксенофоб и не считаю, что надо бороться с теми, кто считает, что одна религия права, а другие надо уничтожить.
- То есть вы терпеливый человек?
- Что значит терпеливый?
- В жизни ведь вам приходилось сталкиваться с несправедливостью...
- Например?
- Когда вы, выпускник Университета, трудились кочегаром...
- У кочегаров в те времена было больше свободы. В жизни с никакой несправедливостью я не сталкивался.
- И вам никогда не приходилось пускать в ход кулаки, чтобы бороться с несправедливостью?
- Клянусь: никогда.
- Даже тогда, когда все вам запрещали?
- Агрессия не метод решения каких-либо вопросов. В итоге все получилось так, как я хотел. И даже не приложил к этому никаких усилий.
- То есть вы созерцатель в жизни?
- Китайцы говорят, что если ты хочешь добиться чего-то в жизни, то сиди себе спокойно на берегу реки и жди, когда мимо пронесут труп твоего врага.
- Пословица для вас оправдалась?
- Опыт показывает, что полностью. Мимо пронесли все "трупы".
- Неужели никаких врагов не осталось?
- Никаких, потому что всем желаю только блага.
- Как складывается артистическая судьба вашей дочери Алисы?
- Насколько я знаю, она снималась в Ялте. Узнал об этом из ее SMS-послания. Она - профессиональная актриса. Она работала одно время во МХАТе, а сейчас ушла в свободное плавание. По-моему, в профессии у нее все складывается хорошо.
- Она считает Бориса Гребенщикова лучшим композитором и певцом всех времен и народов?
- Об этом надо спрашивать у нее. Надеюсь, что обладает достаточно хорошим вкусом, чтобы так не думать. На концерты, однако, ходит, когда у нее появляется такая возможность.
- Как вы думаете, нынешнее поколение молодежи, поколение MTV, адекватно воспринимает то, что сочиняете вы?
- Не знаю, как понимать слово "адекватно".
- Вы знаете ту публику, которая приходит нынче на ваши концерты?
- Cтараюсь знать. По-моему, это вполне специальная публика. Был период, когда мы были настолько модные, что к нам приходили абсолютно все. И это было интересно. Но мне лично больше нравятся залы поменьше, где собираются те люди, которые пришли слушать именно нас.
- Это люди одного, определенного возраста?
- Я вижу в зале на наших концертах очень много молодых людей. Те, кто приходит к нам, ищут не поп-культуру. Видимо, им хочется большего.
- Мы можем говорить о том, что петербургский рок - это целостное явление? Или его уже нет как такового, а просто есть отдельные индивидуальности. Сохранилось ли это чувство локтя?
- А его никогда и не было! То была видимость единства. Чувство локтя было только в том, что люди, которые ненавидели друг друга, вместе сплотились вокруг одной площадки - питерского рок-клуба, на которой всем им позволили выступать. Внешне все относились друг к другу с большим уважением. Хотя эстетически друг друга многие терпеть не могли. Но уровень внешней вежливости был вполне джентльменским.
- Ходит среди рокеров Питера такая легенда о том, как Юрий Юлианович, приехав в Ленинград, встретил в "Cайгоне" Бориса Борисовича, которого уже тогда почитали как классика...
- Интересно! Расскажите-ка, а то я так и не знаю, о чем речь...
- Шевчук сам мне рассказал эту историю о вашей первой с ним встрече. Он был в черном тулупе, а вы, по словам Юрия Юлиановича, были в белом тулупе. Мол, сошлись черное и белое...
- Такую же историю распространяет по всему свету Кинчев. Будто бы когда-то, в неизвестное для меня время, мы с ними поделили: мол, я буду "белым" певцом, а он - "черным". Меня бодрит тот факт, что и Шевчук, и Кинчев, оба считают меня "белым", а себя - "черными". Буду молиться за них, буду свечки ставить. Если Юра говорит, что так оно и было, значит, это правда. А тулуп белый у меня действительно был.
- Вас не пытались завлечь в политику?
- Люди, как правило, знают мою позицию по этому вопросу и зря меня такими предложения не беспокоят. Обращались за всю жизнь только пару раз.
- Вы их отвергли?
- Я не вижу никого, за кого бы стоило ломать копья. Если художник примет чью-то сторону, то он потеряет объективность. В идеале он - сам себе партия. Творец, как термометр, должен чувствовать температуру воздуха вокруг.
- Что показывает ваш термометр?
- 36 и 6.
- Спокойствие?
- Полное. Меня многое волнует, но ничего не беспокоит.
Сергей ИЛЬЧЕНКО