Спорт
ЛЕТНИЕ ИГРЫ ЗИМОЙ
22 ноября
XVI Олимпийские игры 1956 года в летописи мирового спорта занимают особое место. Единственный раз в истории олимпийского движения летние Игры состоялись в ноябре-декабре. Проходили они в Южном полушарии, в Мельбурне, а там это время года конец весны - начало лета, самое время для летней Олимпиады.
На своей первой Олимпиаде - XV летних Играх 1952 года в Хельсинки - спортсмены СССР набрали равное количество очков, по проводимой тогда системе неофициального общекомандного зачета, с командой США, разделив первое и второе места. Но по общему числу завоеванных медалей уступили американским спортсменам. У США было 76 медалей, из них 40 золотых, у СССР - 71 медаль, в том числе 22 золотые.
И вот второй старт на летней Олимпиаде.
Большую подготовку провели спортсмены СССР к Играм в Мельбурне. Важнейшим этапом подготовки стали финальные соревнования I Спартакиады народов СССР, проходившие в августе 1956 года в Москве на новом прекрасном стадионе в Лужниках. Спартакиада выявила много новых имен, после нее был определен состав олимпийской сборной СССР для поездки в Мельбурн.
Основная часть советской делегации, в числе которой спортсмены и тренеры, добиралась до Австралии воздушным путем. Прежде чем попасть в Мельбурн, состав делегации побывал в Рангуне, Сингапуре, Дарвине.
А вот спортивные судьи, члены международных спортивных организаций, кинооператоры, научные работники, врачи отправились в Мельбурн из Одессы на теплоходе "Грузия". Вот в числе этих "мореплавателей" был и я - олимпийский судья по легкой атлетике. Об этом тридцатидвухдневном путешествии в олимпийский Мельбурн и будет первая часть моего повествования.
ПУТЬ В ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ
Капитана теплохода "Грузия" Элизбара Гогитидзе никто из нас не собирался обвинять в суеверии. Это старый морской волк. Трижды пересекал океан, более двадцати раз водил корабли в Нью-Йорк. Короче говоря, плавать ему приходилось во всякую погоду, во все дни недели. Но покидать родную Одессу он был готов в любой день, кроме понедельника.
Между тем обстоятельства складывались так, что воскресенье, 7 октября - день нашего отплытия в Мельбурн - наступило, а "Грузия" еще не была готова. На борт не доставили последнюю часть груза - шестьдесят тысяч бутылок минеральной воды.
Для чего так много? Мы удивлялись, но, совершив почти двухмесячное путешествие по морям и океанам, испытав зной тропиков, убедились, насколько предусмотрительными оказались наши моряки.
Воскресенье, 23 часа. Погрузка продолжается. 23 часа 30 минут. Ящики все еще поступают в трюмы. Стрелка приближается к полуночи. На мостике появляется капитан:
- Отдать швартовы!
Мы смотрим на часы. 23 часа 55 минут. Успели! Как и хотел капитан, "Грузия" начала рейс еще в воскресенье.
Из Одессы мы пошли в болгарский порт Варну. Здесь мы приняли на борт четырех болгар, направлявшихся на Игры в качестве наблюдателей. С этой же целью присоединились к нам и два албанца.
Еще через сутки мы подошли к Босфорскому проливу. С турецким лоцманом "Грузия" продолжила путь вдоль живописных берегов. Скоро показался Стамбул.
Немногое, конечно, можно увидеть с борта корабля. Но сразу бросается в глаза удивительное смешение архитектурных стилей в этом городе. Старинные мечети затеряны между небоскребами-коробками, изготовленными по американскому образцу, неподалеку от светлых, красивых зданий ютятся лачуги бедняков.
Босфор, Дарданеллы, Эгейское море. И вот уже "Грузия" рассекает волны Средиземного моря. Это, пожалуй, самая оживленная морская магистраль. То и дело попадаются навстречу торговые суда, не раз на горизонте появлялись и трубы военных кораблей.
С каждым часом приближался Суэцкий канал.
Стало известно, что "Грузия" подойдет к Суэцкому каналу 12 октября. В ночь на двенадцатое почти никто не спал. Вооружившись биноклями, мы вглядывались во тьму, боясь пропустить первые очертания Порт-Саида. Огни этого города показались в три часа ночи. А еще через полтора часа наш теплоход бросил якорь в первом египетском порту.
К теплоходу подошел катер, на котором находились представители портовых властей.
Но вот все формальности окончены. Мы пожимаем руки египтянам. Те широко улыбаются. По-русски они знают пару слов: "русс", "карашо". Позже, когда теплоход шел по каналу, мы часто слышали с берега приветственные возгласы "русс-карашо".
..."Грузия" приближалась к экватору. По традиции на каждом корабле, пересекающем экватор, устраивается праздник в честь Нептуна. Состоялся он и у нас. Бога морей изображал судовой врач. Ему приклеили большую бороду, на голову надели корону. Естественно, была у Нептуна и свита. Всем нам пришлось принять "крещение". Благо что на "Грузии" два бассейна. Свита безжалостно бросала туда всех подряд. Зато после этого каждый получил удостоверение, в котором говорилось, что Нептун - "владыка морей и океанов, повелитель бурь и тайфунов, циклонов и ураганов - дал нам разрешение на движение в океане и удостоверил наше крещение. Правда, Нептун Нептуном, а удостоверения пришлось скрепить своей подписью капитану корабля.
Первыми вестниками австралийской земли были альбатросы. Многие из нас видели их впервые и поражались размаху крыльев - он достигал почти двух метров. Десятки этих красивых птиц, словно почетный эскорт, сопровождали нас до самой земли.
Вскоре нас уже встречали представители портовых властей Мельбурна.
Полицейские проверили наши олимпийские удостоверения, затем предложили расписаться в том, что мы не вынесем на берег более четырехсот папирос, крепкие напитки, скоропортящиеся продукты, свежие фрукты, семена, огнестрельное оружие и т. д. Мы расписались и предстали перед врачом.
Медицинский осмотр свелся к тому, что каждый из нас входил в салон первого класса, называл свою фамилию и тотчас получал разрешение удалиться.
Тем временем "Грузия" подошла к берегу. Окончилось тридцатидвухдневное плавание. Нам хотелось скорее ступить на землю.
Под приветственные крики множества людей, пришедших встречать "Грузию", мы ступили на землю Олимпийской столицы.
(продолжение следует)
На своей первой Олимпиаде - XV летних Играх 1952 года в Хельсинки - спортсмены СССР набрали равное количество очков, по проводимой тогда системе неофициального общекомандного зачета, с командой США, разделив первое и второе места. Но по общему числу завоеванных медалей уступили американским спортсменам. У США было 76 медалей, из них 40 золотых, у СССР - 71 медаль, в том числе 22 золотые.
И вот второй старт на летней Олимпиаде.
Большую подготовку провели спортсмены СССР к Играм в Мельбурне. Важнейшим этапом подготовки стали финальные соревнования I Спартакиады народов СССР, проходившие в августе 1956 года в Москве на новом прекрасном стадионе в Лужниках. Спартакиада выявила много новых имен, после нее был определен состав олимпийской сборной СССР для поездки в Мельбурн.
Основная часть советской делегации, в числе которой спортсмены и тренеры, добиралась до Австралии воздушным путем. Прежде чем попасть в Мельбурн, состав делегации побывал в Рангуне, Сингапуре, Дарвине.
А вот спортивные судьи, члены международных спортивных организаций, кинооператоры, научные работники, врачи отправились в Мельбурн из Одессы на теплоходе "Грузия". Вот в числе этих "мореплавателей" был и я - олимпийский судья по легкой атлетике. Об этом тридцатидвухдневном путешествии в олимпийский Мельбурн и будет первая часть моего повествования.
ПУТЬ В ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ
Капитана теплохода "Грузия" Элизбара Гогитидзе никто из нас не собирался обвинять в суеверии. Это старый морской волк. Трижды пересекал океан, более двадцати раз водил корабли в Нью-Йорк. Короче говоря, плавать ему приходилось во всякую погоду, во все дни недели. Но покидать родную Одессу он был готов в любой день, кроме понедельника.
Между тем обстоятельства складывались так, что воскресенье, 7 октября - день нашего отплытия в Мельбурн - наступило, а "Грузия" еще не была готова. На борт не доставили последнюю часть груза - шестьдесят тысяч бутылок минеральной воды.
Для чего так много? Мы удивлялись, но, совершив почти двухмесячное путешествие по морям и океанам, испытав зной тропиков, убедились, насколько предусмотрительными оказались наши моряки.
Воскресенье, 23 часа. Погрузка продолжается. 23 часа 30 минут. Ящики все еще поступают в трюмы. Стрелка приближается к полуночи. На мостике появляется капитан:
- Отдать швартовы!
Мы смотрим на часы. 23 часа 55 минут. Успели! Как и хотел капитан, "Грузия" начала рейс еще в воскресенье.
Из Одессы мы пошли в болгарский порт Варну. Здесь мы приняли на борт четырех болгар, направлявшихся на Игры в качестве наблюдателей. С этой же целью присоединились к нам и два албанца.
Еще через сутки мы подошли к Босфорскому проливу. С турецким лоцманом "Грузия" продолжила путь вдоль живописных берегов. Скоро показался Стамбул.
Немногое, конечно, можно увидеть с борта корабля. Но сразу бросается в глаза удивительное смешение архитектурных стилей в этом городе. Старинные мечети затеряны между небоскребами-коробками, изготовленными по американскому образцу, неподалеку от светлых, красивых зданий ютятся лачуги бедняков.
Босфор, Дарданеллы, Эгейское море. И вот уже "Грузия" рассекает волны Средиземного моря. Это, пожалуй, самая оживленная морская магистраль. То и дело попадаются навстречу торговые суда, не раз на горизонте появлялись и трубы военных кораблей.
С каждым часом приближался Суэцкий канал.
Стало известно, что "Грузия" подойдет к Суэцкому каналу 12 октября. В ночь на двенадцатое почти никто не спал. Вооружившись биноклями, мы вглядывались во тьму, боясь пропустить первые очертания Порт-Саида. Огни этого города показались в три часа ночи. А еще через полтора часа наш теплоход бросил якорь в первом египетском порту.
К теплоходу подошел катер, на котором находились представители портовых властей.
Но вот все формальности окончены. Мы пожимаем руки египтянам. Те широко улыбаются. По-русски они знают пару слов: "русс", "карашо". Позже, когда теплоход шел по каналу, мы часто слышали с берега приветственные возгласы "русс-карашо".
..."Грузия" приближалась к экватору. По традиции на каждом корабле, пересекающем экватор, устраивается праздник в честь Нептуна. Состоялся он и у нас. Бога морей изображал судовой врач. Ему приклеили большую бороду, на голову надели корону. Естественно, была у Нептуна и свита. Всем нам пришлось принять "крещение". Благо что на "Грузии" два бассейна. Свита безжалостно бросала туда всех подряд. Зато после этого каждый получил удостоверение, в котором говорилось, что Нептун - "владыка морей и океанов, повелитель бурь и тайфунов, циклонов и ураганов - дал нам разрешение на движение в океане и удостоверил наше крещение. Правда, Нептун Нептуном, а удостоверения пришлось скрепить своей подписью капитану корабля.
Первыми вестниками австралийской земли были альбатросы. Многие из нас видели их впервые и поражались размаху крыльев - он достигал почти двух метров. Десятки этих красивых птиц, словно почетный эскорт, сопровождали нас до самой земли.
Вскоре нас уже встречали представители портовых властей Мельбурна.
Полицейские проверили наши олимпийские удостоверения, затем предложили расписаться в том, что мы не вынесем на берег более четырехсот папирос, крепкие напитки, скоропортящиеся продукты, свежие фрукты, семена, огнестрельное оружие и т. д. Мы расписались и предстали перед врачом.
Медицинский осмотр свелся к тому, что каждый из нас входил в салон первого класса, называл свою фамилию и тотчас получал разрешение удалиться.
Тем временем "Грузия" подошла к берегу. Окончилось тридцатидвухдневное плавание. Нам хотелось скорее ступить на землю.
Под приветственные крики множества людей, пришедших встречать "Грузию", мы ступили на землю Олимпийской столицы.
(продолжение следует)