Общество
РУССКАЯ СХИЗМА. ВЕК XX
26 ноября
УКАЗ СВЯТИТЕЛЯ
Как и первый страшный раскол, разделивший единое христианство на восточную и западную ветви, раскол Русской православной церкви XX века имел в основе причины политические. История этой новейшей схизмы, случившейся в смутные революционные годы, во многом непонятна.
Начало всему положил указ № 362 патриарха Московского Тихона от 20 ноября 1920 г., позволяющий епископам временно основывать собственные независимые церковные организации в случае невозможности поддерживать нормальные сношения с патриархией. Святитель имел основания так поступить: это было время беспрецедентного наступления на церковь большевистских властей. Закрывались и разрушались храмы, началась кампания по вскрытию святых мощей, готовилось тотальное изъятие церковных ценностей. В этот год сам патриарх неоднократно подвергался домашним арестам, незадолго до того на него было совершено покушение. Угроза разрушения церкви была вполне реальной, потому указ имел целью сохранить часть церковной организации.
Однако после окончания Гражданской войны сложилась иная ситуация. Церковь понесла огромные потери, но не погибла, она преодолевала ересь обновленчества. В этих условиях указ о независимых приходах терял актуальность.
Однако русские епископы в изгнании решили воплотить в жизнь положения этого акта. Соответствующее его место звучало так: "В случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление во главе с Святейшим патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". Однако за пределами России указ не имел силы.
РОЖДЕНИЕ СХИЗМЫ
В 1921 г. состоялся собор в Сремски Карловцах (Югославия). Было учреждено Временное церковное управление русских православных в изгнании, подчиненное синоду епископов. Первым главой Карловацкого синода стал Антоний (Храповицкий), бывший митрополит Киевский.
В России патриарх Тихон пытался в страшных условиях сохранить церковь, и откровенно антикоммунистический настрой карловацких епископов поставил его в двусмысленное положение. В 1922 г., находясь под сильным давлением большевиков, он приказал распустить Карловацкий синод. Зарубежные епископы подчинились этому приказу, однако создали другой синод. Примерно в том же составе...
В 1928 году, уже после смерти Тихона, митрополит Сергий (Старогородский), будущий патриарх, объявил недействительными и отмененными все акты Карловацкого синода. Еще до этого им была обнародована декларация о необходимости лояльности церкви к советской власти, требующая этого и от заграничных иерархов. Позже этот курс был назван зарубежниками "сергианством" и до сих пор вменяется в вину части церкви, оставшейся на Родине. Вскоре РПЦ и РПЦЗ прекратили общение. Это и был раскол.
Трудно из нашего времени судить людей, действовавших в смутные годы, когда, казалось, сам Бог отступился от России. Каждый делал то, что считал нужным для спасения Веры и Отечества, и не их вина, что эти усилия зачастую вели в прямо противоположные стороны. Архиереи-эмигранты хотели сохранить именно русскую национальную церковь, потому решились на действия, повлекшие впоследствии раскол. Дело в том, что канонический выход из ситуации, когда огромная часть духовенства оказалась в эмиграции, а на родине шли преследования церкви, существовал: достаточно было перейти под юрисдикцию Вселенского Константинопольского патриарха. Именно это сделала часть приходов Русской церкви в Европе, образовав так называемую Парижскую юрисдикцию. РПЦЗ пошла по другому пути.
"МНОГАЯ ЛЕТА" ДВУМ ТИРАНАМ
Предвоенный и военный период еще более отдалили две части единой церкви друг от друга. Неприятие Советской власти у части архиереев РПЦЗ дошло до того, что они поддержали национал-социалистов. Борясь против одной безбожной власти, они возглашали "многая лета" другой, столь же безбожной...
Со своей стороны, "зарубежники" обвиняют Московскую патриархию в аналогичном грехе, только в отношении другого тирана. В 1943 г. Сталин решил воспользоваться православием для сплочения народа против фашизма. Из лагерей в Москву были доставлены согласившиеся на сотрудничество епископы. Был организован собор в количестве 19 человек, избравший митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси.
Церковь в России представляла тогда собой удручающее зрелище. Большая часть храмов была закрыта, почти все епископы находились в лагерях или ссылке. Некоторые священнослужители сотрудничали с властью, не только возглашая здравицы вождю, но и нарушением тайны исповеди, предавая своих духовных чад в руки "органов". Все это требует честного разговора и покаяния. К сожалению, с обеих сторон этому мешают гордыня и амбиции, мало приличествующие христианам. Однако, что бы ни говорилось о правомочности собора 1943 года, несомненно, что он стал началом возрождения церкви из руин.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ...
Особенно обострились отношения РПЦЗ и РПЦ в начале 90-х годов, когда в России стали появляться приходы, отошедшие под юрисдикцию "зарубежников". Российское ответвление РПЦЗ известно под именем Свободной Русской православной церкви. Ожесточенные нападки двух церквей друг на друга достигли тогда апогея. Я был свидетелем этого противостояния в Сибири, когда Енисейское казачье войско (его "белая" часть) отошло под Свободную церковь. Это вызвало крайне резкую реакцию Красноярско-Енисейской епархии РПЦ, епископ Антоний отлучил от церкви атамана войска. Противостояние между "белыми" и "красными" казаками едва не закончилось столкновениями.
Такие конфликты возникали тогда по России повсеместно. От церкви откалывались отдельные священнослужители и приходы. Одни образовывали раскольничьи структуры вроде Киевского патриархата. Другие уходили к "зарубежникам". Третьи учреждали собственные "церкви" - еретические секты...
Отлучение - анафема, самое страшное наказание для христианина - широко использовалось всеми противоборствующими силами, но зачастую только что отлученный от одной церкви явный еретик и богохульник шел в другую и продолжал там свою церковную жизнь. Все это могло вести только к полной деградации русского православия.
Чего, однако, не случилось. По крайней мере, в РПЦЗ, похоже, возобладало стремление к воссоединению с материнской церковью. Впрочем, это послужило причиной конфликта уже в самой зарубежной церкви. Митрополит Виталий, глава РПЦЗ, был уволен на покой внеочередным Архиерейским собором. Новым первоиерархом стал митрополит Лавр - сторонник постепенного сближения РПЦЗ с Московским патриархатом. Консервативно настроенные клирики и миряне, объединившись вокруг митрополита Виталия, заявили о создании Русской православной церкви в изгнании. "Благими намерениями выложена дорога... известно куда", - так по поводу Карловацкого собора высказалось при мне одно духовное лицо, принадлежащее к Московской патриархии. Не уверен, что это верно по отношению к архиереям - эмигрантам из Советской России, но по поводу последних событий в РПЦЗ вполне уместно. Будто мало было одного раскола...
СЕМЕЙНОЕ ПРИМИРЕНИЕ?
Именно ту часть РПЦЗ, которая сделала шаг навстречу РПЦ, представляла делегация, прибывшая к патриарху Алексию. Первый визит прошел, похоже, успешно. Участники переговоров с обеих сторон выразили решимость следовать по пути церковного единства. Договорились о визите в Россию митрополита Лавра, который произойдет в январе будущего года. А в октябре состоится Архиерейский собор Московской патриархии, который обсудит вопрос о восстановлении молитвенного общения с РПЦЗ. На встрече с патриархом зарубежные архиереи даже просили прощения за все те резкие высказывания в адрес Матери-церкви, которые имели место в последние десятилетия со стороны РПЦЗ.
"Путь сближения начат, - заявил патриарх, - но он не такой простой, и потребует времени". Так оно и есть. Хотя большая часть претензий к Московской патриархии со стороны "зарубежников" должна быть снята. РПЦ осудила большевистское правление и сталинский террор, канонизировала царственных мучеников и многих пострадавших в годы антицерковного террора, отмежевалась от крайностей экуменизма - движения за сближение религий, которое в РПЦЗ считается ересью. Однако осталась масса неснятых вопросов. Они касаются и церковной собственности в России и за границей, и статуса отошедших из РПЦ в РПЦЗ священников и приходов, и многого другого. Что серьезнее, осталась косность мышления и гордыня многих приверженцев обеих церквей. Но надо простить то, в чем обвиняли друг друга все эти годы, а часть обвинений просто отбросить, как явную ложь.
"Признавая себя лишь частью Русской православной церкви, нам следует на основании канонических правил самой Русской церкви признать Московскую патриархию одной из самоуправляющихся частей той же Русской церкви, предоставляя будущему Всероссийскому собору высказаться о возможном наличии еще и других частей нашего единого церковного Тела", - писал перед визитом архиепископ Марк. Это, по большому счету, призыв ко всем, отколовшимся от церкви. Призыв уйти из схизмы.
Павел ВИНОГРАДОВ
Как и первый страшный раскол, разделивший единое христианство на восточную и западную ветви, раскол Русской православной церкви XX века имел в основе причины политические. История этой новейшей схизмы, случившейся в смутные революционные годы, во многом непонятна.
Начало всему положил указ № 362 патриарха Московского Тихона от 20 ноября 1920 г., позволяющий епископам временно основывать собственные независимые церковные организации в случае невозможности поддерживать нормальные сношения с патриархией. Святитель имел основания так поступить: это было время беспрецедентного наступления на церковь большевистских властей. Закрывались и разрушались храмы, началась кампания по вскрытию святых мощей, готовилось тотальное изъятие церковных ценностей. В этот год сам патриарх неоднократно подвергался домашним арестам, незадолго до того на него было совершено покушение. Угроза разрушения церкви была вполне реальной, потому указ имел целью сохранить часть церковной организации.
Однако после окончания Гражданской войны сложилась иная ситуация. Церковь понесла огромные потери, но не погибла, она преодолевала ересь обновленчества. В этих условиях указ о независимых приходах терял актуальность.
Однако русские епископы в изгнании решили воплотить в жизнь положения этого акта. Соответствующее его место звучало так: "В случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление во главе с Святейшим патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". Однако за пределами России указ не имел силы.
РОЖДЕНИЕ СХИЗМЫ
В 1921 г. состоялся собор в Сремски Карловцах (Югославия). Было учреждено Временное церковное управление русских православных в изгнании, подчиненное синоду епископов. Первым главой Карловацкого синода стал Антоний (Храповицкий), бывший митрополит Киевский.
В России патриарх Тихон пытался в страшных условиях сохранить церковь, и откровенно антикоммунистический настрой карловацких епископов поставил его в двусмысленное положение. В 1922 г., находясь под сильным давлением большевиков, он приказал распустить Карловацкий синод. Зарубежные епископы подчинились этому приказу, однако создали другой синод. Примерно в том же составе...
В 1928 году, уже после смерти Тихона, митрополит Сергий (Старогородский), будущий патриарх, объявил недействительными и отмененными все акты Карловацкого синода. Еще до этого им была обнародована декларация о необходимости лояльности церкви к советской власти, требующая этого и от заграничных иерархов. Позже этот курс был назван зарубежниками "сергианством" и до сих пор вменяется в вину части церкви, оставшейся на Родине. Вскоре РПЦ и РПЦЗ прекратили общение. Это и был раскол.
Трудно из нашего времени судить людей, действовавших в смутные годы, когда, казалось, сам Бог отступился от России. Каждый делал то, что считал нужным для спасения Веры и Отечества, и не их вина, что эти усилия зачастую вели в прямо противоположные стороны. Архиереи-эмигранты хотели сохранить именно русскую национальную церковь, потому решились на действия, повлекшие впоследствии раскол. Дело в том, что канонический выход из ситуации, когда огромная часть духовенства оказалась в эмиграции, а на родине шли преследования церкви, существовал: достаточно было перейти под юрисдикцию Вселенского Константинопольского патриарха. Именно это сделала часть приходов Русской церкви в Европе, образовав так называемую Парижскую юрисдикцию. РПЦЗ пошла по другому пути.
"МНОГАЯ ЛЕТА" ДВУМ ТИРАНАМ
Предвоенный и военный период еще более отдалили две части единой церкви друг от друга. Неприятие Советской власти у части архиереев РПЦЗ дошло до того, что они поддержали национал-социалистов. Борясь против одной безбожной власти, они возглашали "многая лета" другой, столь же безбожной...
Со своей стороны, "зарубежники" обвиняют Московскую патриархию в аналогичном грехе, только в отношении другого тирана. В 1943 г. Сталин решил воспользоваться православием для сплочения народа против фашизма. Из лагерей в Москву были доставлены согласившиеся на сотрудничество епископы. Был организован собор в количестве 19 человек, избравший митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси.
Церковь в России представляла тогда собой удручающее зрелище. Большая часть храмов была закрыта, почти все епископы находились в лагерях или ссылке. Некоторые священнослужители сотрудничали с властью, не только возглашая здравицы вождю, но и нарушением тайны исповеди, предавая своих духовных чад в руки "органов". Все это требует честного разговора и покаяния. К сожалению, с обеих сторон этому мешают гордыня и амбиции, мало приличествующие христианам. Однако, что бы ни говорилось о правомочности собора 1943 года, несомненно, что он стал началом возрождения церкви из руин.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ...
Особенно обострились отношения РПЦЗ и РПЦ в начале 90-х годов, когда в России стали появляться приходы, отошедшие под юрисдикцию "зарубежников". Российское ответвление РПЦЗ известно под именем Свободной Русской православной церкви. Ожесточенные нападки двух церквей друг на друга достигли тогда апогея. Я был свидетелем этого противостояния в Сибири, когда Енисейское казачье войско (его "белая" часть) отошло под Свободную церковь. Это вызвало крайне резкую реакцию Красноярско-Енисейской епархии РПЦ, епископ Антоний отлучил от церкви атамана войска. Противостояние между "белыми" и "красными" казаками едва не закончилось столкновениями.
Такие конфликты возникали тогда по России повсеместно. От церкви откалывались отдельные священнослужители и приходы. Одни образовывали раскольничьи структуры вроде Киевского патриархата. Другие уходили к "зарубежникам". Третьи учреждали собственные "церкви" - еретические секты...
Отлучение - анафема, самое страшное наказание для христианина - широко использовалось всеми противоборствующими силами, но зачастую только что отлученный от одной церкви явный еретик и богохульник шел в другую и продолжал там свою церковную жизнь. Все это могло вести только к полной деградации русского православия.
Чего, однако, не случилось. По крайней мере, в РПЦЗ, похоже, возобладало стремление к воссоединению с материнской церковью. Впрочем, это послужило причиной конфликта уже в самой зарубежной церкви. Митрополит Виталий, глава РПЦЗ, был уволен на покой внеочередным Архиерейским собором. Новым первоиерархом стал митрополит Лавр - сторонник постепенного сближения РПЦЗ с Московским патриархатом. Консервативно настроенные клирики и миряне, объединившись вокруг митрополита Виталия, заявили о создании Русской православной церкви в изгнании. "Благими намерениями выложена дорога... известно куда", - так по поводу Карловацкого собора высказалось при мне одно духовное лицо, принадлежащее к Московской патриархии. Не уверен, что это верно по отношению к архиереям - эмигрантам из Советской России, но по поводу последних событий в РПЦЗ вполне уместно. Будто мало было одного раскола...
СЕМЕЙНОЕ ПРИМИРЕНИЕ?
Именно ту часть РПЦЗ, которая сделала шаг навстречу РПЦ, представляла делегация, прибывшая к патриарху Алексию. Первый визит прошел, похоже, успешно. Участники переговоров с обеих сторон выразили решимость следовать по пути церковного единства. Договорились о визите в Россию митрополита Лавра, который произойдет в январе будущего года. А в октябре состоится Архиерейский собор Московской патриархии, который обсудит вопрос о восстановлении молитвенного общения с РПЦЗ. На встрече с патриархом зарубежные архиереи даже просили прощения за все те резкие высказывания в адрес Матери-церкви, которые имели место в последние десятилетия со стороны РПЦЗ.
"Путь сближения начат, - заявил патриарх, - но он не такой простой, и потребует времени". Так оно и есть. Хотя большая часть претензий к Московской патриархии со стороны "зарубежников" должна быть снята. РПЦ осудила большевистское правление и сталинский террор, канонизировала царственных мучеников и многих пострадавших в годы антицерковного террора, отмежевалась от крайностей экуменизма - движения за сближение религий, которое в РПЦЗ считается ересью. Однако осталась масса неснятых вопросов. Они касаются и церковной собственности в России и за границей, и статуса отошедших из РПЦ в РПЦЗ священников и приходов, и многого другого. Что серьезнее, осталась косность мышления и гордыня многих приверженцев обеих церквей. Но надо простить то, в чем обвиняли друг друга все эти годы, а часть обвинений просто отбросить, как явную ложь.
"Признавая себя лишь частью Русской православной церкви, нам следует на основании канонических правил самой Русской церкви признать Московскую патриархию одной из самоуправляющихся частей той же Русской церкви, предоставляя будущему Всероссийскому собору высказаться о возможном наличии еще и других частей нашего единого церковного Тела", - писал перед визитом архиепископ Марк. Это, по большому счету, призыв ко всем, отколовшимся от церкви. Призыв уйти из схизмы.
Павел ВИНОГРАДОВ