Город
ГРЯДЕТ ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА?
28 ноября
Новому губернатору досталось непростое наследство. Груды мусора на наших улицах и во дворах - это результат нелогичных, а порой и абсурдных решений бывшего городского руководства. И хотя Валентина Матвиенко поставила перед своими подчиненными весьма жесткие сроки и конкретные задачи, пока никто не может предложить идеального рецепта, чтобы и горожане были довольны, и мусоропереработчики, и перевозчики. Однако мнение у всех единодушное - эту систему нужно менять срочно.
Как выяснилось на совещании в Смольном, несмотря на то что в нашем городе действуют 2 мусороперерабатывающих завода и 3 полигона, за последние годы количество несанкционированных свалок на территории Петербурга продолжает расти: их уже насчитывается 150. Причем эта цифра за последние годы не снижается, как ни бьются с этим злом руководители районных администраций.
По словам председателя комитета по содержанию жилищного фонда Марины Щербаковой, количество мусора, выбрасываемого населением, с 2000 года возросло в 3 раза, а от торговых зон - в 4,6 раза. При этом председатель комитета нарисовала идиллическую картинку, как на каждой контейнерной площадке вывешивается график вывоза мусора, ведь "самый лучший контролер - это население" (хотелось бы увидеть эти графики. - Авт.).
Еще несколько оптимистичных мазков в эту картину добавил председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин. Оказывается, в комитете уже создана информационная система, в которой отслеживается движение каждого кубометра отходов. Но эту благостную картину несколько нарушила губернатор. Она прямо спросила, почему мусоровозы не справляются с теми горами отходов, которые скапливаются у наших парадных. Прямого ответа получено не было.
СКОЛЬКО МУСОРА ВЕШАТЬ В ГРАММАХ
И это при том, что в нашем городе утилизируется не более трети мусора - остальное поступает на полигоны или свалки. На это накладываются постоянные неплатежи мусороперерабатывающим предприятиям и перевозчикам из городского бюджета. Именно на это пожаловался генеральный директор ОАО "Спецтранс № 1" Анатолий Язев, а его поддержал руководитель крупнейшего в городе мусороперерабатывающего завода МБПО-1 Юрий Лихачев.
По словам Лихачева, бюджет задолжал предприятию деньги за переработку отходов с сентября. Дело осложняет то, что городские власти отдельно платят за вывоз мусора и отдельно - за его переработку. При этом они сами устанавливают тарифы на эти виды деятельности, причем без какого-либо экономического обоснования, а так - "на глазок". Например, в январе 2003 года было принято решение, что каждый горожанин должен выбрасывать отходов не более 1 кубического метра в год, хотя в реальности эта величина в полтора раза выше. Сделано это было для того, чтобы перевозчики укладывались в нормативы. Но при этом они перестали укладываться в реальную жизнь. Естественно, разобравшись в ситуации, губернатор для начала обязала привести нормативы к городским реалиям. Но это не решает конечной задачи - не только вывезти, но и переработать отходы.
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
А для этого необходимо строительство и реконструкция мусороперерабатывающих предприятий. Сейчас, по словам Владимира Дедюхина, реконструируется 2-й мусороперерабатывающий завод, однако, по мнению Матвиенко, это не решит проблем. Она считает, что в эту сферу необходимо активнее привлекать частный капитал. Правда, тут есть два нюанса.
Для того чтобы инвесторы заинтересовались вложением средств в мусоропереработку, им необходимо показать, за счет чего будут возвращаться их деньги. Но сегодняшние тарифы на переработку отходов для наших заводов убыточны. Кроме того, пока не решен вопрос о форме собственности крупнейших мусороперерабатывающих предприятий: одно из них предполагается акционировать, а другое - наоборот превратить в ГУП.
МИНИСТЕРСТВО ПРОТИВ ПРИРОДЫ?
В ходе совещания вскрылась еще одна весьма болезненная проблема. Если раньше за вывоз мусора отвечали только два специализированных автопарка, то теперь лицензии на этот вид деятельности получили почти 400 компаний. Причем зачастую они обслуживают одно или два конкретных предприятия. По словам вице-губернатора Олега Виролайнена, делается это очень просто. Новоявленные перевозчики получают лицензию на вывоз мусора, причем вовсе не от городских структур, а в местном отделении Министерства по природным ресурсам (МПР РФ) или в его дочерних коммерческих предприятиях. Затем покупают специальные талоны на вывоз мусора, получают деньги от предприятия, но везут отходы при этом не на мусороперерабатывающий завод, а сбрасывают на ближайшей свалке.
Как выяснилось, претензий к МПР РФ достаточно много и у перевозчиков, и у городских властей. Доходит до смешного. Так, именно этот орган разрешил каждому магазину одной из сетей вывозить и утилизировать 0,1 кубометра. И на основании этой "индульгенции" они заключили договор со "Спецтрансом". А все остальное эти магазины, которые вырабатывают в реальности намного больше мусора, могут отправлять куда угодно по своему усмотрению. Узнав о таком произволе федеральных структур, Матвиенко пообещала решить эту проблему в Москве. Будем надеяться, что нашему губернатору, с учетом опыта ее работы в столице, удастся решить такую задачу.
При этом зачастую мусорные контейнеры, расположенные вблизи торговых зон, к вечеру заполняются отходами ближайших торговых предприятий. Ведь владельцам магазинов дешевле выбросить мусор в соседний бак, чем нанимать мусороуборочные машины и платить за его переработку, как это положено по закону. В результате за вывоз чужого мусора платим мы - горожане. Ведь вывозят его за наш счет.
Судя по решительности городского руководства, наиболее абсурдные распоряжения бывшего губернатора в этой сфере будут отменены уже в ближайшее время. А вот конкретные меры по решению мусорной проблемы Петербурга будет принимать специальная рабочая группа под руководством вице-губернатора Олега Виролайнена, которая должна разработать свои предложения к концу этого года.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ
Как выяснилось на совещании в Смольном, несмотря на то что в нашем городе действуют 2 мусороперерабатывающих завода и 3 полигона, за последние годы количество несанкционированных свалок на территории Петербурга продолжает расти: их уже насчитывается 150. Причем эта цифра за последние годы не снижается, как ни бьются с этим злом руководители районных администраций.
По словам председателя комитета по содержанию жилищного фонда Марины Щербаковой, количество мусора, выбрасываемого населением, с 2000 года возросло в 3 раза, а от торговых зон - в 4,6 раза. При этом председатель комитета нарисовала идиллическую картинку, как на каждой контейнерной площадке вывешивается график вывоза мусора, ведь "самый лучший контролер - это население" (хотелось бы увидеть эти графики. - Авт.).
Еще несколько оптимистичных мазков в эту картину добавил председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин. Оказывается, в комитете уже создана информационная система, в которой отслеживается движение каждого кубометра отходов. Но эту благостную картину несколько нарушила губернатор. Она прямо спросила, почему мусоровозы не справляются с теми горами отходов, которые скапливаются у наших парадных. Прямого ответа получено не было.
СКОЛЬКО МУСОРА ВЕШАТЬ В ГРАММАХ
И это при том, что в нашем городе утилизируется не более трети мусора - остальное поступает на полигоны или свалки. На это накладываются постоянные неплатежи мусороперерабатывающим предприятиям и перевозчикам из городского бюджета. Именно на это пожаловался генеральный директор ОАО "Спецтранс № 1" Анатолий Язев, а его поддержал руководитель крупнейшего в городе мусороперерабатывающего завода МБПО-1 Юрий Лихачев.
По словам Лихачева, бюджет задолжал предприятию деньги за переработку отходов с сентября. Дело осложняет то, что городские власти отдельно платят за вывоз мусора и отдельно - за его переработку. При этом они сами устанавливают тарифы на эти виды деятельности, причем без какого-либо экономического обоснования, а так - "на глазок". Например, в январе 2003 года было принято решение, что каждый горожанин должен выбрасывать отходов не более 1 кубического метра в год, хотя в реальности эта величина в полтора раза выше. Сделано это было для того, чтобы перевозчики укладывались в нормативы. Но при этом они перестали укладываться в реальную жизнь. Естественно, разобравшись в ситуации, губернатор для начала обязала привести нормативы к городским реалиям. Но это не решает конечной задачи - не только вывезти, но и переработать отходы.
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
А для этого необходимо строительство и реконструкция мусороперерабатывающих предприятий. Сейчас, по словам Владимира Дедюхина, реконструируется 2-й мусороперерабатывающий завод, однако, по мнению Матвиенко, это не решит проблем. Она считает, что в эту сферу необходимо активнее привлекать частный капитал. Правда, тут есть два нюанса.
Для того чтобы инвесторы заинтересовались вложением средств в мусоропереработку, им необходимо показать, за счет чего будут возвращаться их деньги. Но сегодняшние тарифы на переработку отходов для наших заводов убыточны. Кроме того, пока не решен вопрос о форме собственности крупнейших мусороперерабатывающих предприятий: одно из них предполагается акционировать, а другое - наоборот превратить в ГУП.
МИНИСТЕРСТВО ПРОТИВ ПРИРОДЫ?
В ходе совещания вскрылась еще одна весьма болезненная проблема. Если раньше за вывоз мусора отвечали только два специализированных автопарка, то теперь лицензии на этот вид деятельности получили почти 400 компаний. Причем зачастую они обслуживают одно или два конкретных предприятия. По словам вице-губернатора Олега Виролайнена, делается это очень просто. Новоявленные перевозчики получают лицензию на вывоз мусора, причем вовсе не от городских структур, а в местном отделении Министерства по природным ресурсам (МПР РФ) или в его дочерних коммерческих предприятиях. Затем покупают специальные талоны на вывоз мусора, получают деньги от предприятия, но везут отходы при этом не на мусороперерабатывающий завод, а сбрасывают на ближайшей свалке.
Как выяснилось, претензий к МПР РФ достаточно много и у перевозчиков, и у городских властей. Доходит до смешного. Так, именно этот орган разрешил каждому магазину одной из сетей вывозить и утилизировать 0,1 кубометра. И на основании этой "индульгенции" они заключили договор со "Спецтрансом". А все остальное эти магазины, которые вырабатывают в реальности намного больше мусора, могут отправлять куда угодно по своему усмотрению. Узнав о таком произволе федеральных структур, Матвиенко пообещала решить эту проблему в Москве. Будем надеяться, что нашему губернатору, с учетом опыта ее работы в столице, удастся решить такую задачу.
При этом зачастую мусорные контейнеры, расположенные вблизи торговых зон, к вечеру заполняются отходами ближайших торговых предприятий. Ведь владельцам магазинов дешевле выбросить мусор в соседний бак, чем нанимать мусороуборочные машины и платить за его переработку, как это положено по закону. В результате за вывоз чужого мусора платим мы - горожане. Ведь вывозят его за наш счет.
Судя по решительности городского руководства, наиболее абсурдные распоряжения бывшего губернатора в этой сфере будут отменены уже в ближайшее время. А вот конкретные меры по решению мусорной проблемы Петербурга будет принимать специальная рабочая группа под руководством вице-губернатора Олега Виролайнена, которая должна разработать свои предложения к концу этого года.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ