Культура
ЗДЕСЬ НЕ ОДНО ВОСПОМИНАНЬЕ...
03 декабря
И вдруг, почти в одночасье, он исчез, как Атлантида, и о нем остались лишь легенды да воспоминания, но и те со временем стали тускнеть, обрастать нелепыми домыслами, где исторической правды и на грош не было. Знаете ли вы, где находилось первое питейное и игровое заведение Петербурга "Австерия"? А "Комическая опера" К. Марджанова? Сколько кондитерских было в Петербурге и чем они потчевали своих клиентов? Каков был репертуар в театре "Невский фарс" или почему жители Невской заставы так любили свой "Путиловский театр"? Эти вопросы можно множить и множить, и они, вне сомнений, будут волновать ум любознательных ленинградцев-петербуржцев, кому дорога история родного города. Выход, однако, есть: достаточно взять в руки недавно вышедшую в свет энциклопедию "Увеселительные заведения старого Петербурга", чтобы найти там ответы на эти и сотню других вопросов.
Написана эта книга Юрием Алянским, журналистом, театроведом, историком. Его книги "Рассказы о Русском музее", "Театр в квадрате обстрела", "Театральные легенды", "Варвара Асенкова" хорошо знакомы широкому читателю, они когда-то издавались огромными тиражами, о которых ныне и помыслить невозможно, и всегда раскупались. "Увеселительные заведения старого Петербурга" - результат кропотливого труда исследователя в библиотеках, архивах, частных собраниях. Попробуйте найти хоть какие-то сведения, к примеру, о театре "Пиковая дама", что работал в доме 61 по набережной Мойки, или о театре-кабаре "Сверчок на печи", огни которого приветливо светились по вечерам на Невском, 30. За каждой статьей - обширной или маленькой - неустанный поиск и радость открытий, новые сведения о зданиях и людях, событиях и судьбах. Не знал я, например, что Леонид Утесов с успехом исполнял роль Бони, а замечательная актриса Александринского (!) театра Елизавета Тиме - заглавную роль в "Сильве" на сцене "Палас-театра", что на Итальянской.
Юрий Алянский использует в книге литературный и газетный материал, "голоса" современников, мемуары далеких лет. Все они для него - немые свидетели бурных событий. А таковых, как известно, немало было в эпоху революций, когда менялся облик Петербурга - и физический, и духовный. Вот для иллюстрации отрывок из статьи о трактирах и ресторане купца Константина Павловича Палкина (в недавнее время - помещение кинотеатра "Титан" на Невском проспекте): "В 1917 году новые власти решили арестовать основателя ресторана Палкина, как первейшего врага молодой революции, и были весьма разгневаны, узнав, что он вот уже почти тридцать лет как умер. Ушел, гад! Тогда рванули в его ресторан и на халяву всей ротой уничтожили месячный запас продовольствия. В меню вычитали по слогам "артишок Кольберг" и заключили, что это - не иначе как происки Антанты... Напившись и наевшись, катались на подъемнике, который в прежние времена служил для подачи блюд из кухни в ресторанный зал. Весело все-таки!"
Но в книге Юрия Алянского - не только о былом или навсегда утраченном: невидимые нити связывают прошлое с настоящим, историю - с днем сегодняшним. По-новому начинают звучать "биографии" многих зданий, ресторанов, улиц, кафе, которые нередко возвращают себе имена, данные им при рождении. По-новому взглянет теперь и читатель энциклопедии на многие события, происходившие в старом Петербурге, которые, словно эхо, отзываются в сегодняшней жизни города. Так что история продолжается, господа.
Игорь СТУПНИКОВ
Написана эта книга Юрием Алянским, журналистом, театроведом, историком. Его книги "Рассказы о Русском музее", "Театр в квадрате обстрела", "Театральные легенды", "Варвара Асенкова" хорошо знакомы широкому читателю, они когда-то издавались огромными тиражами, о которых ныне и помыслить невозможно, и всегда раскупались. "Увеселительные заведения старого Петербурга" - результат кропотливого труда исследователя в библиотеках, архивах, частных собраниях. Попробуйте найти хоть какие-то сведения, к примеру, о театре "Пиковая дама", что работал в доме 61 по набережной Мойки, или о театре-кабаре "Сверчок на печи", огни которого приветливо светились по вечерам на Невском, 30. За каждой статьей - обширной или маленькой - неустанный поиск и радость открытий, новые сведения о зданиях и людях, событиях и судьбах. Не знал я, например, что Леонид Утесов с успехом исполнял роль Бони, а замечательная актриса Александринского (!) театра Елизавета Тиме - заглавную роль в "Сильве" на сцене "Палас-театра", что на Итальянской.
Юрий Алянский использует в книге литературный и газетный материал, "голоса" современников, мемуары далеких лет. Все они для него - немые свидетели бурных событий. А таковых, как известно, немало было в эпоху революций, когда менялся облик Петербурга - и физический, и духовный. Вот для иллюстрации отрывок из статьи о трактирах и ресторане купца Константина Павловича Палкина (в недавнее время - помещение кинотеатра "Титан" на Невском проспекте): "В 1917 году новые власти решили арестовать основателя ресторана Палкина, как первейшего врага молодой революции, и были весьма разгневаны, узнав, что он вот уже почти тридцать лет как умер. Ушел, гад! Тогда рванули в его ресторан и на халяву всей ротой уничтожили месячный запас продовольствия. В меню вычитали по слогам "артишок Кольберг" и заключили, что это - не иначе как происки Антанты... Напившись и наевшись, катались на подъемнике, который в прежние времена служил для подачи блюд из кухни в ресторанный зал. Весело все-таки!"
Но в книге Юрия Алянского - не только о былом или навсегда утраченном: невидимые нити связывают прошлое с настоящим, историю - с днем сегодняшним. По-новому начинают звучать "биографии" многих зданий, ресторанов, улиц, кафе, которые нередко возвращают себе имена, данные им при рождении. По-новому взглянет теперь и читатель энциклопедии на многие события, происходившие в старом Петербурге, которые, словно эхо, отзываются в сегодняшней жизни города. Так что история продолжается, господа.
Игорь СТУПНИКОВ