Город
ХРАМ РУССКОЙ ПОБЕДЫ
16 декабря
Сампсониевский собор - уникальный памятник первой половины XVIII века, возведенный по воле Петра I в честь победы над шведами под Полтавой. Как известно, она была одержана 27 июня 1709 г. - день памяти святого Сампсония Странноприимца. Первоначально храм был деревянным, а каменный был заложен в 1728-м и закончен в 1761 году. Строительство велось на средства частных благотворителей, среди которых выделялся купец Н.А. Лапшин.
Храм построен по проекту неизвестного архитектора (возможно, им был сам Доменико Трезини) в стиле петровского барокко. По существу, он однокупольный, но купол дополняется четырьмя башенками с главками. Это символизирует возобновление московской традиции пятикуполья. В традиционном для русского церковного зодчества стиле была возведена и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с луковичной головкой, а также примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквям Петербурга.
В 1733 году были освящены два боковых придела - во имя архистратига Михаила и во имя святого апостола Иоанна Богослова - и лишь в 1740 году - главный алтарь. В 1894 году крестный ход тожественно перенес в собор из Пантелеймоновской церкви часть мощей преподобного Сампсония.
Здесь находилось и первое исторически известное кладбище Петербурга - Сампсониевское, где были погребены зодчие Трезини, Шлютер, Леблон, Маттарнови и др. На сегодняшний день сохранилась небольшая часть надгробий, в том числе памятник на могиле казненных "врагов Бирона" - кабинет-министра Артемия Волынского, архитектора Петра Еропкина и капитана флота Андрея Хрущова. Он был установлен в 1885 году по проекту архитектора М.А. Щурупова.
Главная ценность собора - четырехъярусный резной деревянный иконостас главного придела. Он очень высок - 11 метров - и украшен прямыми и витыми колоннами. В композиции широко использованы скульптура и орнаментальная резьба в стиле барокко: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм.
Большинство икон выполнено в 1720-1760 годах. В середине храма находилась икона Божией Матери старинного письма, а с правой стороны - образ Сампсония Странноприимца. Образы написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими. Некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны еще для Царских врат предшествующей деревянной церкви. Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и архангела Михаила.
Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже - забелены. В 1909 году им вернули первоначальную окраску. На самом деле то, что иконостасы сохранились до наших дней, граничит с чудом: даже во многих более поздних храмах неоднократно менялись алтарные преграды.
В 1908 г., к двухсотлетию Полтавской битвы, началась полная реставрация храма. На фасаде колокольни была установлена чугунная доска с текстом полтавской речи Петра I. Памятник ему, отлитый по модели М.М. Антокольского, был открыт перед храмом на Сампсониевском проспекте (с 1940 г. он находится в Третьяковской галерее). С 1874 г. при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и приют. Богослужения проводились до 1938 года, когда храм был закрыт. В 1942 году собор получил сильные повреждения - попаданием снаряда были разрушены главный купол и один из малых куполов. В 1953-1957 годах здание было восстановлено и в его помещениях открыт Музей Полтавской битвы.
С 1984 года начались реставрационные работы. Они производились при участии польских специалистов. Внешний вид храма был полностью воссоздан. В 1999 г. собор был открыт для посещения экскурсионными группами, а в мае 2002 г. здесь возобновлены богослужения, которые проводятся по большим праздникам. Однако храм до сих пор не передан Русской православной церкви.
Павел ВИНОГРАДОВ
Храм построен по проекту неизвестного архитектора (возможно, им был сам Доменико Трезини) в стиле петровского барокко. По существу, он однокупольный, но купол дополняется четырьмя башенками с главками. Это символизирует возобновление московской традиции пятикуполья. В традиционном для русского церковного зодчества стиле была возведена и многоярусная колокольня, накрытая каменным шатром с луковичной головкой, а также примыкающая к помещению собора с западной стороны трапезная. Вдоль боковых фасадов здания протянулись открытые галереи, что почти несвойственно церквям Петербурга.
В 1733 году были освящены два боковых придела - во имя архистратига Михаила и во имя святого апостола Иоанна Богослова - и лишь в 1740 году - главный алтарь. В 1894 году крестный ход тожественно перенес в собор из Пантелеймоновской церкви часть мощей преподобного Сампсония.
Здесь находилось и первое исторически известное кладбище Петербурга - Сампсониевское, где были погребены зодчие Трезини, Шлютер, Леблон, Маттарнови и др. На сегодняшний день сохранилась небольшая часть надгробий, в том числе памятник на могиле казненных "врагов Бирона" - кабинет-министра Артемия Волынского, архитектора Петра Еропкина и капитана флота Андрея Хрущова. Он был установлен в 1885 году по проекту архитектора М.А. Щурупова.
Главная ценность собора - четырехъярусный резной деревянный иконостас главного придела. Он очень высок - 11 метров - и украшен прямыми и витыми колоннами. В композиции широко использованы скульптура и орнаментальная резьба в стиле барокко: головки и фигурки херувимов, гирлянды цветов, картуши разнообразных форм.
Большинство икон выполнено в 1720-1760 годах. В середине храма находилась икона Божией Матери старинного письма, а с правой стороны - образ Сампсония Странноприимца. Образы написаны художниками А. Башниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым и другими. Некоторые из икон, размещенных в иконостасе, были написаны еще для Царских врат предшествующей деревянной церкви. Скромнее оформлены два малых иконостаса приделов Иоанна Богослова и архангела Михаила.
Первоначально иконостасы были окрашены в бирюзовые тона, позже - забелены. В 1909 году им вернули первоначальную окраску. На самом деле то, что иконостасы сохранились до наших дней, граничит с чудом: даже во многих более поздних храмах неоднократно менялись алтарные преграды.
В 1908 г., к двухсотлетию Полтавской битвы, началась полная реставрация храма. На фасаде колокольни была установлена чугунная доска с текстом полтавской речи Петра I. Памятник ему, отлитый по модели М.М. Антокольского, был открыт перед храмом на Сампсониевском проспекте (с 1940 г. он находится в Третьяковской галерее). С 1874 г. при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и приют. Богослужения проводились до 1938 года, когда храм был закрыт. В 1942 году собор получил сильные повреждения - попаданием снаряда были разрушены главный купол и один из малых куполов. В 1953-1957 годах здание было восстановлено и в его помещениях открыт Музей Полтавской битвы.
С 1984 года начались реставрационные работы. Они производились при участии польских специалистов. Внешний вид храма был полностью воссоздан. В 1999 г. собор был открыт для посещения экскурсионными группами, а в мае 2002 г. здесь возобновлены богослужения, которые проводятся по большим праздникам. Однако храм до сих пор не передан Русской православной церкви.
Павел ВИНОГРАДОВ