Культура
ЗАЧЕМ УБИВАТЬ БИЛЛА?
17 декабря
Культовый характер восприятия картин этого самоуверенного американского режиссера спутал все карты в пасьянсе жанров и тем десятой музы на исходе первого века ее существования. "Бешеные псы", "Криминальное чтиво" и "Джекки Браун" - вот и все, что успел поставить Тарантино за годы своей взрослой жизни в большом кино. Однако этой троицы картин хватило на то, чтобы объявить Квентина пророком нового стиля и новых подходов к искусству кинематографа. В ход пошли даже рассуждения о постмодернизме. Хотя, на мой взгляд, все объясняется гораздо проще: Тарантино снимает то кино, которое хочет. Вопреки всем тенденциям и законам. При этом не забывая легко поиздеваться над вековыми штампами и приемами кино. А уж он их насмотрелся и запомнил, когда работал в видеотеке.
Принцип большого "киностеба", столь удачно примененный в "Чтиве" по отношению к гангстерскому кино, на сей раз стал инструментом для вскрытия штампов самурайского, восточного кино в новом фильме дерзкого американца "Убить Билла. Часть первая". Не знаю, какова будет прокатная судьба у фильма Тарантино в Японии, но на его месте все же поостерегся бы отправляться в Страну восходящего солнца, ибо в ленте про Билла и его девушек-подручных осмеяно все, что только можно осмеять в японской кинематографической традиции. Начиная с заснеженного сада камней (cм. "Красная борода" Куросавы) и заканчивая жесткой анимацией (см. "Унесенные призраками") - все подвергается режиссером ироническому переосмыслению. Иной любитель кино обнаружит в "Убить Билла" и другие объекты насмешек, в том числе и более широкого плана. Например, сцена резни, которую устраивает главная героиня по прозвищу Черная Мамба (Ума Турман сосредоточенно-невозмутима в роли хладнокровной убийцы), явно отсылает к аналогичным самурайским картинам. А невероятные прыжки и полеты вопреки законам земного тяготения - не что иное, как визуальный парафраз "Крадущегося тигра, затаившегося дракона".
Список намеков, аллюзий, прямых отсылок, цитат, обнаруживаемых в новом творении Квентина Тарантино, можно продолжать бесконечно. Именно данное обстоятельство делает его фигуру культовой и приветствуемой критиками-синефилами всей земли. При этом как-то забывается и сам сюжет, и некоторые кровавые обстоятельства его изложения в картине, где кровь брызжет, льется, фонтанирует, струится и т. д. Режиссер, словно насмешничая, предлагает нам полюбоваться натуралистическими деталями сначала зверского убийства героини Умы Турман, затем ее спасения и того плана мести, который она осуществляет.
Судя по финалу первого фильма о Билле, которого мы так полностью и не увидим в кадре в полный рост, нас ожидают еще более кровавые и невероятные приключения. Для Квентина Тарантино кровь людская - что водица. Ее можно проливать на экране тысячами галлонов. При этом за кадром обязательно будет звучать со вкусом и знанием дела подобранная ретромузыка. Не скрою, в ряде случаев такой аудиоряд вполне иронично "комментирует" происходящее в кадре. Чего стоит вечный "Одинокий пастух", уныло-неспешный мотив, напоминающий о том, что история, рассказанная Тарантино в фильме "Убить Билла", может продолжаться бесконечно.
Квентин явно решил сыграть на чужом поле, именуемом "телесериалом". Отсюда и специфическая манера сюжетосложения, и слишком подробное изложение деталей и обстоятельств исходного события, к которому все время нас возвращает режиссер, - все это доказывает лишь одно: Квентин Тарантино знает, что делает. Он словно издевается над зрителем: хочешь - принимай мои условия игры, а хочешь - нет. В любом случае ты получишь удовольствие. Только оно может быть разного свойства. Мне, например, больше всего понравилась музыка. Допускаю, что кто-то сойдет с ума от Умы Турман. А кого-то восхитят сцены единоборств. При этом вряд ли кто-нибудь из зрителей сможет серьезно ответить на элементарный вопрос: так о чем же фильм?
Постмодернистская забава, устроенная Тарантино в очередной его картине, лишний раз подтвердила определенный кризис содержательных и формальных идей в кино, когда ирония становится самоцелью и главным стилеобразующим фактором творчества. Но как говорится в одной русской поговорке, смех без причины - признак сами знаете чего. Пока у Квентина Тарантино такая причина существует. Осталось дождаться продолжения истории об убийстве Билла, которая нам обещана весной будущего года. Может быть, сей Билл все-таки останется жив? Поживем - посмотрим.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Принцип большого "киностеба", столь удачно примененный в "Чтиве" по отношению к гангстерскому кино, на сей раз стал инструментом для вскрытия штампов самурайского, восточного кино в новом фильме дерзкого американца "Убить Билла. Часть первая". Не знаю, какова будет прокатная судьба у фильма Тарантино в Японии, но на его месте все же поостерегся бы отправляться в Страну восходящего солнца, ибо в ленте про Билла и его девушек-подручных осмеяно все, что только можно осмеять в японской кинематографической традиции. Начиная с заснеженного сада камней (cм. "Красная борода" Куросавы) и заканчивая жесткой анимацией (см. "Унесенные призраками") - все подвергается режиссером ироническому переосмыслению. Иной любитель кино обнаружит в "Убить Билла" и другие объекты насмешек, в том числе и более широкого плана. Например, сцена резни, которую устраивает главная героиня по прозвищу Черная Мамба (Ума Турман сосредоточенно-невозмутима в роли хладнокровной убийцы), явно отсылает к аналогичным самурайским картинам. А невероятные прыжки и полеты вопреки законам земного тяготения - не что иное, как визуальный парафраз "Крадущегося тигра, затаившегося дракона".
Список намеков, аллюзий, прямых отсылок, цитат, обнаруживаемых в новом творении Квентина Тарантино, можно продолжать бесконечно. Именно данное обстоятельство делает его фигуру культовой и приветствуемой критиками-синефилами всей земли. При этом как-то забывается и сам сюжет, и некоторые кровавые обстоятельства его изложения в картине, где кровь брызжет, льется, фонтанирует, струится и т. д. Режиссер, словно насмешничая, предлагает нам полюбоваться натуралистическими деталями сначала зверского убийства героини Умы Турман, затем ее спасения и того плана мести, который она осуществляет.
Судя по финалу первого фильма о Билле, которого мы так полностью и не увидим в кадре в полный рост, нас ожидают еще более кровавые и невероятные приключения. Для Квентина Тарантино кровь людская - что водица. Ее можно проливать на экране тысячами галлонов. При этом за кадром обязательно будет звучать со вкусом и знанием дела подобранная ретромузыка. Не скрою, в ряде случаев такой аудиоряд вполне иронично "комментирует" происходящее в кадре. Чего стоит вечный "Одинокий пастух", уныло-неспешный мотив, напоминающий о том, что история, рассказанная Тарантино в фильме "Убить Билла", может продолжаться бесконечно.
Квентин явно решил сыграть на чужом поле, именуемом "телесериалом". Отсюда и специфическая манера сюжетосложения, и слишком подробное изложение деталей и обстоятельств исходного события, к которому все время нас возвращает режиссер, - все это доказывает лишь одно: Квентин Тарантино знает, что делает. Он словно издевается над зрителем: хочешь - принимай мои условия игры, а хочешь - нет. В любом случае ты получишь удовольствие. Только оно может быть разного свойства. Мне, например, больше всего понравилась музыка. Допускаю, что кто-то сойдет с ума от Умы Турман. А кого-то восхитят сцены единоборств. При этом вряд ли кто-нибудь из зрителей сможет серьезно ответить на элементарный вопрос: так о чем же фильм?
Постмодернистская забава, устроенная Тарантино в очередной его картине, лишний раз подтвердила определенный кризис содержательных и формальных идей в кино, когда ирония становится самоцелью и главным стилеобразующим фактором творчества. Но как говорится в одной русской поговорке, смех без причины - признак сами знаете чего. Пока у Квентина Тарантино такая причина существует. Осталось дождаться продолжения истории об убийстве Билла, которая нам обещана весной будущего года. Может быть, сей Билл все-таки останется жив? Поживем - посмотрим.
Сергей ИЛЬЧЕНКО