Северо-Запад

ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ "ПЕРЕДВИЖНИКИ"

24 декабря
Полтора века назад порвавшие с Академией художеств молодые живописцы разъезжали по городам и весям Российской империи, демонстрируя публике принципиально новое искусство. Тогда их картины выглядели новаторскими, зато сегодня стиль, в котором они были написаны, считается классикой. Пока еще рано судить о том, произойдет ли нечто подобное с произведениями современных ингерманландских "передвижников". Однако по крайней мере некоторые предпосылки для этого уже имеются.
Участники выставки не принадлежат к современному художественному истеблишменту, но не являются и дилетантами. Лариса Евстифеева (Йяине) уже приобрела известность в Финляндии в качестве иллюстратора книг, а ее графические произведения в 1998 году демонстрировались на персональной выставке в Музее Ф.М. Достоевского.
Там же, в Финляндии, живет и работает Надежда Гюпинен. Ее жанр - монотипия (живопись по железу). Владимир Хийску из Карелии окончил художественную студию при заводе "Светлана". Его акварельные коллажи довольно известны во Франции и Финляндии. Гравюры и росписи по тканям рижанина Тимура Чевия созданы под явным влиянием средневекового искусства, неся на себе отпечаток своеобразного прибалтийского колорита. Если же говорить о самом молодом из участников выставки Алексее Сакса, то его строгий лаконичный стиль оказался востребован при оформлении современных литературных журналов.
Особо следует упомянуть о возглавляемой Борисом Кравчунасом художественной студии при Государственном Эрмитаже. Работы ее выпускников подтверждают, что лучший музей России вовсе не чужд и современному искусству. На выставке в Большой Ижоре представлены произведения Анны Живодеровой, Людмилы Усмановой и трагически погибшего Сергея Рязанова.
Людмила Усманова активно использует в своем творчестве компьютерные технологии. Ее работы созданы в жанре экодизайна, неся на себя отпечаток целого букета различных художественных направлений - начиная от импрессионизма и кончая кубизмом.
Что касается Сергея Рязанова, то в его графике и лубках заметно влияние еще одного "эрмитажевца" Михаила Шемякина.
Возможно, что кто-то из посетителей выставки будет разочарован. "Купившись" на название ("ингерманландские художники"), он захочет увидеть очередные перепевы на темы новгородских былин и рун "Калевалы". Вместо этого его ждет настоящее "ассорти" из произведений, исполненных в разных стилях, разных жанрах и даже разной технике.
Но что, в сущности, представляет собой не только ингерманландское, но и вообще все современное искусство? Все то же "ассорти" из классицизма, историзма, реализма, импрессионизма, абстракционизма и т. д. Сегодня ни одно из этих направлений не является доминирующим и одновременно все они имеют право на существование. Мир огромен и многообразен, так что место в нем найдется для любого человека и любого художника.
Достаточно взглянуть на наших ближайших соседей финнов. Любовь к древней "Калевале" вполне органично сочетается у них с готовностью понять и принять представителей самых авангардных стилей в искусстве.
Ну а если говорить об Ингерманландии, то, как известно, такого политического субъекта нет ни на карте Европы, ни на карте России. И это никому не мешает понимать, о каком именно географическом понятии идет речь. Жители Петербурга, Карелии, Латвии или Финляндии, встретившись на берегах Невы, ощущают себя частью одного мира и наследниками единой культурной традиции.
А вынесенное в название выставки слово "ингерманландские", в сущности, не более чем "торговая марка", при помощи которой наши художники решили представить себя на суд уважаемой публики.
Дмитрий МИТЮРИН
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь