Культура
ДАНЬ ПОЧТЕНИЯ МАСТЕРУ
14 января
Как и прежде, выступления звезд мирового искусства будут чередоваться с концертами коллективов и солистов из российской глубинки, среди которых, кстати, тоже немало ансамблей и отдельных артистов высокого международного ранга. Открытие фестиваля, состоявшееся в Большом зале Филармонии, оказалось воистину праздничным. Концерт был посвящен 75-летию выдающегося хорового дирижера Владимира Минина. Перед исполнением программы зачитали поздравительную телеграмму президента России, который поблагодарил юбиляра за большой вклад в развитие отечественного искусства.
Владимир Николаевич родился в городе на Неве и здесь получил первоначальное профессиональное образование в Хоровом училище при Академической капелле. Потом, в середине 60-х, в течение нескольких лет руководил Капеллой. И хотя уже давно живет в столице и там осуществил главное дело своей жизни - в 1972 году создал великолепный творческий коллектив, Московский государственный академический камерный хор, - петербуржцы своего земляка не забыли. Каждый приезд хора становится событием для любителей музыки. С Мининым и его коллективом связаны петербургские композиторы. Вспоминаю, как Валерий Гаврилин в пору работы над "Перезвонами" (премьеру этого сочинения автор доверил Минину, ему оно и посвящено) постоянно ездил в Москву, чтобы опробовать в живом звучании написанные им части, и каким счастливым возвращался он после общения с замечательным хором и его лидером! Так что не удивительно, что и нынче Большой зал был переполнен, а лишний билетик спрашивали еще на Невском.
Если в программе есть сочинения легкого жанра, они помещаются обычно в конце. На этот раз было по-иному. В первом отделении царили вальсы: "Песни любви" Брамса и знаменитейшие "Сказки Венского леса" и "На прекрасном голубом Дунае" Штрауса - шедевры, располагающиеся на пограничье серьезной и развлекательной музыки. Сугубо же драматические по тону духовные сочинения Верди, где к хору присоединился заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Филармонии, составили репертуар второго отделения. С первых нот брамсовских вальсов звучание хора покоряло естественностью, гибкостью, нежностью, а в мгновенья подъема - и наполненностью, страстностью. Хочу особо упомянуть пианиста Михаила Аркадьева (петербуржцам он хорошо знаком по его выступлениям с Дмитрием Хворостовским) - универсальный музыкант, выдающийся теоретик, недавно блестяще защитивший докторскую диссертацию, дирижер (он возглавляет ныне Царицынскую оперу в Волгограде) и несравненный аккомпаниатор, он играл в четыре руки со своей партнершей Еленой Ильиной, и инструмент под их пальцами оплетал изысканной канителью волшебное хоровое звучание. В вальсах Штрауса блеснула еще одна любимица петербуржцев, солистка столичного оперного театра "Геликон" Татьяна Куинджи. Лирическая певица, наделенная редчайшей музыкальностью, она на этот раз прямо-таки ошеломила слушателей, обрушив на них каскады сверкающих колоратурных пассажей.
Итак, программа вечера началась во здравие, а окончилась за упокой в буквальном смысле - заключительным разделом знаменитого "Реквиема" с отличной петербургской певицей Валерией Стенькиной в качестве солистки. Публику такая программа побудила задуматься о бренности людского существования, в художественном же отношении вряд ли что-нибудь другое может пересилить гениальное творение Верди. Впечатление от него огромное. Владимир Минин дирижировал всей протяженной программой воистину вдохновенно, подтвердив, что высших званий и наград, как и доверия меломанов, удостоен он не зря.
Михаил БЯЛИК
Владимир Николаевич родился в городе на Неве и здесь получил первоначальное профессиональное образование в Хоровом училище при Академической капелле. Потом, в середине 60-х, в течение нескольких лет руководил Капеллой. И хотя уже давно живет в столице и там осуществил главное дело своей жизни - в 1972 году создал великолепный творческий коллектив, Московский государственный академический камерный хор, - петербуржцы своего земляка не забыли. Каждый приезд хора становится событием для любителей музыки. С Мининым и его коллективом связаны петербургские композиторы. Вспоминаю, как Валерий Гаврилин в пору работы над "Перезвонами" (премьеру этого сочинения автор доверил Минину, ему оно и посвящено) постоянно ездил в Москву, чтобы опробовать в живом звучании написанные им части, и каким счастливым возвращался он после общения с замечательным хором и его лидером! Так что не удивительно, что и нынче Большой зал был переполнен, а лишний билетик спрашивали еще на Невском.
Если в программе есть сочинения легкого жанра, они помещаются обычно в конце. На этот раз было по-иному. В первом отделении царили вальсы: "Песни любви" Брамса и знаменитейшие "Сказки Венского леса" и "На прекрасном голубом Дунае" Штрауса - шедевры, располагающиеся на пограничье серьезной и развлекательной музыки. Сугубо же драматические по тону духовные сочинения Верди, где к хору присоединился заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Филармонии, составили репертуар второго отделения. С первых нот брамсовских вальсов звучание хора покоряло естественностью, гибкостью, нежностью, а в мгновенья подъема - и наполненностью, страстностью. Хочу особо упомянуть пианиста Михаила Аркадьева (петербуржцам он хорошо знаком по его выступлениям с Дмитрием Хворостовским) - универсальный музыкант, выдающийся теоретик, недавно блестяще защитивший докторскую диссертацию, дирижер (он возглавляет ныне Царицынскую оперу в Волгограде) и несравненный аккомпаниатор, он играл в четыре руки со своей партнершей Еленой Ильиной, и инструмент под их пальцами оплетал изысканной канителью волшебное хоровое звучание. В вальсах Штрауса блеснула еще одна любимица петербуржцев, солистка столичного оперного театра "Геликон" Татьяна Куинджи. Лирическая певица, наделенная редчайшей музыкальностью, она на этот раз прямо-таки ошеломила слушателей, обрушив на них каскады сверкающих колоратурных пассажей.
Итак, программа вечера началась во здравие, а окончилась за упокой в буквальном смысле - заключительным разделом знаменитого "Реквиема" с отличной петербургской певицей Валерией Стенькиной в качестве солистки. Публику такая программа побудила задуматься о бренности людского существования, в художественном же отношении вряд ли что-нибудь другое может пересилить гениальное творение Верди. Впечатление от него огромное. Владимир Минин дирижировал всей протяженной программой воистину вдохновенно, подтвердив, что высших званий и наград, как и доверия меломанов, удостоен он не зря.
Михаил БЯЛИК