Культура
ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ ПРАВИЛ
14 января
В издательстве "Новое литературное обозрение" только что вышла книга Марины Райкиной "Галина Волчек как правило вне правил". Вот так, без знаков препинания, только выделено разным цветом - "как правило" зеленым, а "вне правил" красным.
Собственно, чего еще мы не знаем о Галине Волчек? Умная, талантливая, волевая, сумевшая сохранить "Современник", когда оттуда ушел создавший этот театр Олег Ефремов. И потом не только сохранить замечательную труппу со звездными именами, но и провести коллектив через все передряги и потрясения наших беспокойных эпох, не потеряв чувства времени, духа студийности, зрительской любви уже нескольких поколений... Все это известно и без книги Марины Райкиной. Стало быть, все-таки обычное юбилейное словословие?
Нет, не обычное и не славословие. Сказано же, "вне правил". Автору удалось то, что удается не часто. Написать биографический роман, в котором соединились судьба человеческая и судьба народная, судьба художника и искусства, физиономия времени, общественные интересы, настроения, политические события, встречи, расставания, бытовые неурядицы, моменты семейного счастья, творческая горячка, горечь неудач... Это очень театральный роман. Он сложен из эпизодов, квинтэссенцией которых начинается каждая главка. Например, так: "За кулисами напряженная тишина.
- А музыка играет так громко... - доносится со сцены.
Оттуда хорошо видно Волчек, сидящую на стуле. Но за кулисами легкая оторопь. Обслуга старается прошмыгнуть незаметно, делая вид, что ничего не видит. Костюмерша на неестественно вытянутых руках несет платье, стараясь не смотреть в левый угол. Туда, где на стуле сидит Галина Волчек и плечи ее трясутся. Волчек плачет.
- Разве она умеет это делать? - спрашивает какой-то парень переводчицу. Та не знает, что ответить.
- Лучше принесите воды".
А дальше идет рассказ о том, почему плакала "железная леди" "Современника" на гастролях в Америке после восторженного приема и великолепных рецензий в газетах...
В каждом эпизоде этой книги своя маленькая трагедия или комедия. По словам самой Галины Борисовны, трагикомедия - самый современный театральный жанр, и Марина Райкина сумела превосходно использовать это в своем биографическом романе. Для создания этих эпизодов она привлекала свидетельства современников, беседы с самой героиней романа, и оказалось, что мы столько не знали о ней. Причем такого захватывающего, трогательного, острого, глубокого...
Сменяя друг друга, эпизоды составляют в конечном итоге объем, масштаб повествования, достойный этой удивительной личности, которая так ярко и талантливо сыграла свою самую главную роль - роль Галины Волчек.
Александр УРЕС
Собственно, чего еще мы не знаем о Галине Волчек? Умная, талантливая, волевая, сумевшая сохранить "Современник", когда оттуда ушел создавший этот театр Олег Ефремов. И потом не только сохранить замечательную труппу со звездными именами, но и провести коллектив через все передряги и потрясения наших беспокойных эпох, не потеряв чувства времени, духа студийности, зрительской любви уже нескольких поколений... Все это известно и без книги Марины Райкиной. Стало быть, все-таки обычное юбилейное словословие?
Нет, не обычное и не славословие. Сказано же, "вне правил". Автору удалось то, что удается не часто. Написать биографический роман, в котором соединились судьба человеческая и судьба народная, судьба художника и искусства, физиономия времени, общественные интересы, настроения, политические события, встречи, расставания, бытовые неурядицы, моменты семейного счастья, творческая горячка, горечь неудач... Это очень театральный роман. Он сложен из эпизодов, квинтэссенцией которых начинается каждая главка. Например, так: "За кулисами напряженная тишина.
- А музыка играет так громко... - доносится со сцены.
Оттуда хорошо видно Волчек, сидящую на стуле. Но за кулисами легкая оторопь. Обслуга старается прошмыгнуть незаметно, делая вид, что ничего не видит. Костюмерша на неестественно вытянутых руках несет платье, стараясь не смотреть в левый угол. Туда, где на стуле сидит Галина Волчек и плечи ее трясутся. Волчек плачет.
- Разве она умеет это делать? - спрашивает какой-то парень переводчицу. Та не знает, что ответить.
- Лучше принесите воды".
А дальше идет рассказ о том, почему плакала "железная леди" "Современника" на гастролях в Америке после восторженного приема и великолепных рецензий в газетах...
В каждом эпизоде этой книги своя маленькая трагедия или комедия. По словам самой Галины Борисовны, трагикомедия - самый современный театральный жанр, и Марина Райкина сумела превосходно использовать это в своем биографическом романе. Для создания этих эпизодов она привлекала свидетельства современников, беседы с самой героиней романа, и оказалось, что мы столько не знали о ней. Причем такого захватывающего, трогательного, острого, глубокого...
Сменяя друг друга, эпизоды составляют в конечном итоге объем, масштаб повествования, достойный этой удивительной личности, которая так ярко и талантливо сыграла свою самую главную роль - роль Галины Волчек.
Александр УРЕС