Общество
ЛЮДМИЛА ВЕРБИЦКАЯ: НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ, КАКОЙ БЫЛА БЫ РОССИЯ БЕЗ ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
16 января
Университет сегодня, по сути, - огромное государство, в котором живут и трудятся тысячи человек. А еще десятки тысяч учились в нем, и отсюда, с университетской скамьи, ушли в большую жизнь. Список знаменитых универсантов, то есть тех, кто окончил петербургскую alma mater, и тех, кто в ней трудится, - это летопись истории и славы страны.
Все началось в том далеком 1724 году, когда государь император Петр Первый подписал указ об учреждении в Петербурге университета. Много-много лет спустя, в начале 90-х годов прошлого века первый президент России подписал другой указ, согласно которому Петербургский университет был включен в первый же список важнейших объектов, получивших статус "национального достояния". О том, что это такое, и о многом другом рассказывает в своем интервью "Невскому времени" ректор СПбГУ, профессор Людмила Вербицкая.
- Людмила Алексеевна, так что все-таки значит словосочетание "национальное достояние"?
- Мне легко расшифровать это понятие, потому что национальное достояние - это и есть наш Петербургский университет. За 280 лет своего существования он дал миру такое количество талантливых людей во всех сферах человеческой деятельности, что я просто себе не представляю, какой бы была наша Россия без Петербургского университета.
- А когда вы впервые услышали это заманчивое слово - "университет"?
- Так сложилась моя жизнь, что одно время я жила в доме на набережной Красного Флота. И из окон нашего дома был виден Университет. Когда мы попали в эту квартиру, то я спросила своего папу о том, какие здания находятся напротив, на другом берегу Невы, и он показал мне, сказав: "Вот это - Ленинградский университет". Конечно же, я в те минуты никак и не думала, что буду там учиться. А уж о том, что стану профессором и ректором Университета, даже и не мечтала.
- Вы помните свой первый день в стенах университета? Наверное, это было тогда, когда вуз назывался ЛГУ имени Жданова...
- Прекрасно помню, как я вошла в здание Двенадцати коллегий в первый раз, потому что сделала это не так, как все остальные студенты, с которыми я потом в ЛГУ училась. Меня перевели в Ленинград, на второй курс, из Львовского университета. А до поступления в львовский вуз я жила в детской трудовой воспитательной колонии, где меня пытались перевоспитать, потому что я была дочерью врага народа. И вот я за несколько дней до начала учебного года, как мне было велено, появилась в кабинете ректора ЛГУ. Так впервые мне довелось переступить порог того кабинета, где вот уже много лет работаю сама. Мне в приемной сказали, что ректор меня принять не может, поэтому меня примет проректор. Теперь прекрасно понимаю, какая мне, студентке из Львова, была тогда оказана честь. А уже из приемной ректора меня отправили на филологический факультет, чтобы окончательно решить вопрос о моем переводе. И вот это трепетное чувство до сих пор не покидает меня, когда вхожу в те самые двери, куда я полвека назад вошла в первый раз.
- Это было...
- В 1954 году.
- Вы помните свое самое радостное воспоминание из полувековой университетской жизни?
- Если говорить о годах учебы, то этих радостных мгновений было очень много. Это были лекции тех удивительных университетских профессоров, которые слышала. А если говорить о том, что произошло позже, то одно из самых радостных воспоминаний связано с тем днем, когда Университет был включен в список объектов национального достояния. Это случилось благодаря помощи и поддержке Анатолия Александровича Собчака. Помню, как мы вместе со Станиславом Петровичем Меркурьевым, ректором Университета в то время, это долго готовили. Мы прекрасно понимали, как этот статус может облегчить жизнь тех, кто учится и работает здесь.
- Если были самые радостные дни, то были и дни печали. Что вас более всего огорчает в университетской жизни?
- Cамое ужасное - когда теряешь людей, с которыми вместе работаешь. Поэтому никогда не забуду, как мы прощались с Юрием Сергеевичем Масловым, сделавшим немало для отечественной науки. Помню, как говорили прощальные слова, провожая в последний путь главного учителя и друга Льва Рафаиловича Зиндера. И конечно, большой трагедией для меня была кончина Станислава Петровича Меркурьева, с которым мы проработали семь с половиной лет. К большому сожалению, за долгие годы многие уже ушли из жизни, и прощание с каждым человеком - это утрата части души. Каждый раз в начале учебного года, на первом ученом совете, мне приходится зачитывать своеобразный мартиролог с фамилиями тех, кто нас покинул навсегда. Для меня эта миссия всегда тяжела и печальна.
- Есть ли у вас в Университете любимые уголки, куда вы наведываетесь не по долгу службы?
- Конечно, самое любимое место - родной филологический факультет, на котором я выросла. Очень люблю ту кафедру, которой заведую. Это кафедра общего языкознания. Люблю и кафедру фонетики, на которой проработала долгие годы. Но меня радует и то, как преображаются многие факультеты: экономический, юридический, международных отношений. Недавно мы открыли после капитального ремонта здание факультета менеджмента. По-прежнему идет строительство в университетском комплексе в Петродворце. Это для нас - предмет особой заботы.
- Давайте попробуем сравнить универсанта образца 1954 года и универсанта образца 2004 года. Чем отличается один от другого?
- Я уважаю всех универсантов, потому что для них не было и нет ничего дороже, чем Университет. Ведь сейчас многим из них трудно живется. Ведь профессор, хотя и получает двести долларов в месяц, но не бросает Университет. Он продолжает свою педагогическую и научную деятельность, пишет книги, проводит эксперименты, читает лекции. Что же касается различий между студентами моего поколения и нынешнего, то они существенны. Прекрасно помню, как в студенческие годы мы радовались, когда отменялась какая-то лекция. И мы шли тогда в библиотеку и готовились к другим занятиям. Теперь у студентов другое отношение к подобной ситуации. Они этому не радуются. Они приходят и жалуются: "Как же так могло случиться? Мы же ведь зря тратим время!" Нынешнее поколение студентов прекрасно понимает, что от них самих все зависит в будущем. И чем больше они получат за эти университетские годы, тем им легче будет найти свое место в жизни.
- Какая из университетских традиций сегодня вам кажется наиболее востребованной?
- Мы возрождаем многие университетские традиции, стараясь почувствовать: а как это было тогда, в "те университетские годы"? Наверное, в 1725 году, в первый университетский год, не было того посвящения в студенты, которое проводится сейчас. Да и деканов было явно меньше, чем сейчас. В ту пору условия для учебы были прекрасными: на 17 профессоров - 9 студентов. Мне кажется, что именно церемония посвящения как раз очень важна для студентов. Беседуя спустя годы со многими из них, убеждаюсь, как они помнят этот торжественный и памятный день. Ведь они становятся студентами, то есть официально включаются в жизнь Университета. А четыре года назад у нас родилась еще одна прекрасная традиция - выпуск тех студентов, кто окончил Университет с отличием.
- А они смогут найти свое место в России?
- Мне бы очень этого хотелось. Они учились и росли здесь, поэтому они здесь и нужны. Хотя, конечно, нынче возможности для работы и продолжения учебы за границей несравненно шире, чем это было всего лишь полтора десятка лет назад.
- Но ценится ли наш университетский диплом "там"?
- Безусловно, ценится, а теперь будет иметь равный статус с дипломами остальных зарубежных вузов ввиду того, что осенью прошлого года Россия подписала Болонскую конвенцию.
- Нынче многие вузы сами называют себя "университетами". Как вы относитесь к тому, что количество таких "университетов" в стране исчисляется многими десятками?
- Мне кажется, что ректор любого вуза, добиваясь у министерства разрешения на переименование, понимает, что означает слово "университет". Однако даже такое понимание не является гарантией от появления казусных названий. Представьте себе, что есть, например, Университет растительных полимеров. Звучит чудовищно. Мне кажется, что многие вузы напрасно это сделали. Как прекрасно раньше звучало - Политехнический институт, в просторечии - Политех. Такое название как брэнд. Но даже в том обилии университетов, которое нынче существует, наш Университет все-таки люди пытаются как-то выделить. Обычно говорят: "Настоящий, большой, главный университет"...
- А что надо сделать тем, кто хочет поступить в "главный университет"?
- Во-первых, сдать вступительные экзамены. А во-вторых, очень хотеть этого.
- Какое словосочетание со словами "учеба", "учение", "учиться" вам, как филологу, нравится больше всего?
- Мне нравятся все эти слова. У меня была удивительная бабушка, папина мама, Дарья Ивановна Бубнова. Она сумела закончить только четыре класса, но была очень одаренным человеком, писала стихи. И как себя помню, она всегда говорила: "Учиться всегда пригодится". И я запомнила эти слова на всю жизнь.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Все началось в том далеком 1724 году, когда государь император Петр Первый подписал указ об учреждении в Петербурге университета. Много-много лет спустя, в начале 90-х годов прошлого века первый президент России подписал другой указ, согласно которому Петербургский университет был включен в первый же список важнейших объектов, получивших статус "национального достояния". О том, что это такое, и о многом другом рассказывает в своем интервью "Невскому времени" ректор СПбГУ, профессор Людмила Вербицкая.
- Людмила Алексеевна, так что все-таки значит словосочетание "национальное достояние"?
- Мне легко расшифровать это понятие, потому что национальное достояние - это и есть наш Петербургский университет. За 280 лет своего существования он дал миру такое количество талантливых людей во всех сферах человеческой деятельности, что я просто себе не представляю, какой бы была наша Россия без Петербургского университета.
- А когда вы впервые услышали это заманчивое слово - "университет"?
- Так сложилась моя жизнь, что одно время я жила в доме на набережной Красного Флота. И из окон нашего дома был виден Университет. Когда мы попали в эту квартиру, то я спросила своего папу о том, какие здания находятся напротив, на другом берегу Невы, и он показал мне, сказав: "Вот это - Ленинградский университет". Конечно же, я в те минуты никак и не думала, что буду там учиться. А уж о том, что стану профессором и ректором Университета, даже и не мечтала.
- Вы помните свой первый день в стенах университета? Наверное, это было тогда, когда вуз назывался ЛГУ имени Жданова...
- Прекрасно помню, как я вошла в здание Двенадцати коллегий в первый раз, потому что сделала это не так, как все остальные студенты, с которыми я потом в ЛГУ училась. Меня перевели в Ленинград, на второй курс, из Львовского университета. А до поступления в львовский вуз я жила в детской трудовой воспитательной колонии, где меня пытались перевоспитать, потому что я была дочерью врага народа. И вот я за несколько дней до начала учебного года, как мне было велено, появилась в кабинете ректора ЛГУ. Так впервые мне довелось переступить порог того кабинета, где вот уже много лет работаю сама. Мне в приемной сказали, что ректор меня принять не может, поэтому меня примет проректор. Теперь прекрасно понимаю, какая мне, студентке из Львова, была тогда оказана честь. А уже из приемной ректора меня отправили на филологический факультет, чтобы окончательно решить вопрос о моем переводе. И вот это трепетное чувство до сих пор не покидает меня, когда вхожу в те самые двери, куда я полвека назад вошла в первый раз.
- Это было...
- В 1954 году.
- Вы помните свое самое радостное воспоминание из полувековой университетской жизни?
- Если говорить о годах учебы, то этих радостных мгновений было очень много. Это были лекции тех удивительных университетских профессоров, которые слышала. А если говорить о том, что произошло позже, то одно из самых радостных воспоминаний связано с тем днем, когда Университет был включен в список объектов национального достояния. Это случилось благодаря помощи и поддержке Анатолия Александровича Собчака. Помню, как мы вместе со Станиславом Петровичем Меркурьевым, ректором Университета в то время, это долго готовили. Мы прекрасно понимали, как этот статус может облегчить жизнь тех, кто учится и работает здесь.
- Если были самые радостные дни, то были и дни печали. Что вас более всего огорчает в университетской жизни?
- Cамое ужасное - когда теряешь людей, с которыми вместе работаешь. Поэтому никогда не забуду, как мы прощались с Юрием Сергеевичем Масловым, сделавшим немало для отечественной науки. Помню, как говорили прощальные слова, провожая в последний путь главного учителя и друга Льва Рафаиловича Зиндера. И конечно, большой трагедией для меня была кончина Станислава Петровича Меркурьева, с которым мы проработали семь с половиной лет. К большому сожалению, за долгие годы многие уже ушли из жизни, и прощание с каждым человеком - это утрата части души. Каждый раз в начале учебного года, на первом ученом совете, мне приходится зачитывать своеобразный мартиролог с фамилиями тех, кто нас покинул навсегда. Для меня эта миссия всегда тяжела и печальна.
- Есть ли у вас в Университете любимые уголки, куда вы наведываетесь не по долгу службы?
- Конечно, самое любимое место - родной филологический факультет, на котором я выросла. Очень люблю ту кафедру, которой заведую. Это кафедра общего языкознания. Люблю и кафедру фонетики, на которой проработала долгие годы. Но меня радует и то, как преображаются многие факультеты: экономический, юридический, международных отношений. Недавно мы открыли после капитального ремонта здание факультета менеджмента. По-прежнему идет строительство в университетском комплексе в Петродворце. Это для нас - предмет особой заботы.
- Давайте попробуем сравнить универсанта образца 1954 года и универсанта образца 2004 года. Чем отличается один от другого?
- Я уважаю всех универсантов, потому что для них не было и нет ничего дороже, чем Университет. Ведь сейчас многим из них трудно живется. Ведь профессор, хотя и получает двести долларов в месяц, но не бросает Университет. Он продолжает свою педагогическую и научную деятельность, пишет книги, проводит эксперименты, читает лекции. Что же касается различий между студентами моего поколения и нынешнего, то они существенны. Прекрасно помню, как в студенческие годы мы радовались, когда отменялась какая-то лекция. И мы шли тогда в библиотеку и готовились к другим занятиям. Теперь у студентов другое отношение к подобной ситуации. Они этому не радуются. Они приходят и жалуются: "Как же так могло случиться? Мы же ведь зря тратим время!" Нынешнее поколение студентов прекрасно понимает, что от них самих все зависит в будущем. И чем больше они получат за эти университетские годы, тем им легче будет найти свое место в жизни.
- Какая из университетских традиций сегодня вам кажется наиболее востребованной?
- Мы возрождаем многие университетские традиции, стараясь почувствовать: а как это было тогда, в "те университетские годы"? Наверное, в 1725 году, в первый университетский год, не было того посвящения в студенты, которое проводится сейчас. Да и деканов было явно меньше, чем сейчас. В ту пору условия для учебы были прекрасными: на 17 профессоров - 9 студентов. Мне кажется, что именно церемония посвящения как раз очень важна для студентов. Беседуя спустя годы со многими из них, убеждаюсь, как они помнят этот торжественный и памятный день. Ведь они становятся студентами, то есть официально включаются в жизнь Университета. А четыре года назад у нас родилась еще одна прекрасная традиция - выпуск тех студентов, кто окончил Университет с отличием.
- А они смогут найти свое место в России?
- Мне бы очень этого хотелось. Они учились и росли здесь, поэтому они здесь и нужны. Хотя, конечно, нынче возможности для работы и продолжения учебы за границей несравненно шире, чем это было всего лишь полтора десятка лет назад.
- Но ценится ли наш университетский диплом "там"?
- Безусловно, ценится, а теперь будет иметь равный статус с дипломами остальных зарубежных вузов ввиду того, что осенью прошлого года Россия подписала Болонскую конвенцию.
- Нынче многие вузы сами называют себя "университетами". Как вы относитесь к тому, что количество таких "университетов" в стране исчисляется многими десятками?
- Мне кажется, что ректор любого вуза, добиваясь у министерства разрешения на переименование, понимает, что означает слово "университет". Однако даже такое понимание не является гарантией от появления казусных названий. Представьте себе, что есть, например, Университет растительных полимеров. Звучит чудовищно. Мне кажется, что многие вузы напрасно это сделали. Как прекрасно раньше звучало - Политехнический институт, в просторечии - Политех. Такое название как брэнд. Но даже в том обилии университетов, которое нынче существует, наш Университет все-таки люди пытаются как-то выделить. Обычно говорят: "Настоящий, большой, главный университет"...
- А что надо сделать тем, кто хочет поступить в "главный университет"?
- Во-первых, сдать вступительные экзамены. А во-вторых, очень хотеть этого.
- Какое словосочетание со словами "учеба", "учение", "учиться" вам, как филологу, нравится больше всего?
- Мне нравятся все эти слова. У меня была удивительная бабушка, папина мама, Дарья Ивановна Бубнова. Она сумела закончить только четыре класса, но была очень одаренным человеком, писала стихи. И как себя помню, она всегда говорила: "Учиться всегда пригодится". И я запомнила эти слова на всю жизнь.
Сергей ИЛЬЧЕНКО