Общество
ВЕЧНОЕ ПРОЩАНИЕ С ЛЕНИНЫМ
21 января
Для нас вавилонский зиккурат Мавзолея столь же гармонично смотрится на Красной площади, как для нынешних москвичей детсадовского возраста будет привычен стеклянный конус торгового комплекса на площади Манежной. Но в первой четверти XX века уникальным оказалось именно само решение - растянуть прощание с умершим вождем на десятилетия. Временный деревянный мавзолей Щусева был возведен именно для того, чтобы умершего Ленина смогло увидеть как можно больше советских граждан до предания тела земле. Но в 1929 году было окончательно решено сделать прощание - вечным.
65 лет, прошедшие после смерти вождя (столько длилась советская власть), существовал культ Ленина, иногда величественный, иногда наивный, иногда смешной (особенно в последние десятилетия советской власти). И все же главной его составляющей были не десятки населенных пунктов, носивших имя вождя, и не станция "Площадь Ленина" Ленинградского метрополитена им. Ленина, награжденного орденом Ленина, а длинная очередь на Красной площади.
Что тянуло людей к Мавзолею? Почему государство поддерживало и ритуализировало эту тягу? Официальный ответ советского периода был красив, но бессодержателен: любовь к вождю. "Подпольная версия", родившаяся уже в те времена, была конкретней: большевики начали искоренять христианскую веру, но свято место пусто не бывает. Впрочем, и такое объяснение нельзя назвать исчерпывающим; согласно рассекреченной статистике, успехи "безбожных пятилеток" были гораздо меньше, чем сообщала пропаганда. Тот, кто хотел верить, шел в церковь или молился в своей комнате.
Высшее руководство страны разделяло это стремление, правда, в специфической форме. Интересно, существовала ли практика посещения усыпальницы вождя членами Политбюро в каком-то особом номенклатурной режиме, или они видели Ленина лишь в пионерском возрасте? Но что не вызывает никаких сомнений: дважды в год члены Политбюро, стоя на трибуне (на крыше гробницы), принимали парад трудящихся. Чем больше традиция укоренялась, тем труднее ответить на вопрос: почему на всей площади было выбрано именно это место?
Казалось, вся страна - от узбекского хлопкороба, запомнившего в Москве лишь посещение Мавзолея, до генерального секретаря, стоявшего над вождем на трибуне - хотела задать Владимиру Ильичу какой-то вопрос. Теоретическое наследие Ильича их как раз не интересовало: колхозник чего-то запомнил из кишлачной школы, член политбюро тоже вынес что-то из ВПШ. Пусть Ленин, в отличие от своего преемника, теоретиком как раз был и действительно оставил после себя труды, некоторые из которых интересно читать до сих пор. Но главное все же в вожде - это его практическая деятельность как перед революцией, так и после революции. "Почему я не могу управлять страной так, как Ленин?" - думали немногочисленные "избранники" (избранные, не в демократическом смысле слова). "Почему нами не управляют так, как мог бы управлять Ленин?" - думало остальное и подавляющее большинство.
Немногие могли понять феномен Ленина, но многие его осознавали. Эмигрант, по сути оторвавшийся от России на десятилетия, теоретик и партийный журналист, в решающие месяцы 17-го года и после оказался находчивее, решительнее и удачливей тех, кто, не покидая страну, годами делал революцию в подполье или, наоборот, управлял Россией из кабинетов. Человек, давно не имевший ораторской практики, побеждал на митингах самых крепких ораторов из Государственной Думы, в военном же деле у него отыскались свойства, которых тогда не хватало многим генералам.
Ленин умел поразить и современников, и потомков в первую очередь своими неожиданными решениями: вчера мы "пораженцы", а сегодня - "патриоты", вчера тотальная продразверстка, а сегодня - НЭП. Штампованные партийные песни 60-х - 70-х были недалеки от истины хотя бы в одном: пока Ленин был жив, революция продолжалась, и неизвестно, какой "юный Октябрь" мог быть еще впереди.
Но Ленин умер 80 лет назад, и революция в России закончилась. Мавзолей стал всего лишь экскурсионным объектом, в котором продолжается прощание с Ильичом.
Михаил ЛОГИНОВ
65 лет, прошедшие после смерти вождя (столько длилась советская власть), существовал культ Ленина, иногда величественный, иногда наивный, иногда смешной (особенно в последние десятилетия советской власти). И все же главной его составляющей были не десятки населенных пунктов, носивших имя вождя, и не станция "Площадь Ленина" Ленинградского метрополитена им. Ленина, награжденного орденом Ленина, а длинная очередь на Красной площади.
Что тянуло людей к Мавзолею? Почему государство поддерживало и ритуализировало эту тягу? Официальный ответ советского периода был красив, но бессодержателен: любовь к вождю. "Подпольная версия", родившаяся уже в те времена, была конкретней: большевики начали искоренять христианскую веру, но свято место пусто не бывает. Впрочем, и такое объяснение нельзя назвать исчерпывающим; согласно рассекреченной статистике, успехи "безбожных пятилеток" были гораздо меньше, чем сообщала пропаганда. Тот, кто хотел верить, шел в церковь или молился в своей комнате.
Высшее руководство страны разделяло это стремление, правда, в специфической форме. Интересно, существовала ли практика посещения усыпальницы вождя членами Политбюро в каком-то особом номенклатурной режиме, или они видели Ленина лишь в пионерском возрасте? Но что не вызывает никаких сомнений: дважды в год члены Политбюро, стоя на трибуне (на крыше гробницы), принимали парад трудящихся. Чем больше традиция укоренялась, тем труднее ответить на вопрос: почему на всей площади было выбрано именно это место?
Казалось, вся страна - от узбекского хлопкороба, запомнившего в Москве лишь посещение Мавзолея, до генерального секретаря, стоявшего над вождем на трибуне - хотела задать Владимиру Ильичу какой-то вопрос. Теоретическое наследие Ильича их как раз не интересовало: колхозник чего-то запомнил из кишлачной школы, член политбюро тоже вынес что-то из ВПШ. Пусть Ленин, в отличие от своего преемника, теоретиком как раз был и действительно оставил после себя труды, некоторые из которых интересно читать до сих пор. Но главное все же в вожде - это его практическая деятельность как перед революцией, так и после революции. "Почему я не могу управлять страной так, как Ленин?" - думали немногочисленные "избранники" (избранные, не в демократическом смысле слова). "Почему нами не управляют так, как мог бы управлять Ленин?" - думало остальное и подавляющее большинство.
Немногие могли понять феномен Ленина, но многие его осознавали. Эмигрант, по сути оторвавшийся от России на десятилетия, теоретик и партийный журналист, в решающие месяцы 17-го года и после оказался находчивее, решительнее и удачливей тех, кто, не покидая страну, годами делал революцию в подполье или, наоборот, управлял Россией из кабинетов. Человек, давно не имевший ораторской практики, побеждал на митингах самых крепких ораторов из Государственной Думы, в военном же деле у него отыскались свойства, которых тогда не хватало многим генералам.
Ленин умел поразить и современников, и потомков в первую очередь своими неожиданными решениями: вчера мы "пораженцы", а сегодня - "патриоты", вчера тотальная продразверстка, а сегодня - НЭП. Штампованные партийные песни 60-х - 70-х были недалеки от истины хотя бы в одном: пока Ленин был жив, революция продолжалась, и неизвестно, какой "юный Октябрь" мог быть еще впереди.
Но Ленин умер 80 лет назад, и революция в России закончилась. Мавзолей стал всего лишь экскурсионным объектом, в котором продолжается прощание с Ильичом.
Михаил ЛОГИНОВ