Культура
ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГАВРИЛИН
22 января
Первый этап - "Памятные дни" (28 января 2004 г. - 5 лет со дня смерти композитора).
28 января 12.00 - пройдет панихида на Волковском кладбище (Литераторские мостки), 19.00 - в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии им. М.И. Глинки состоится концерт "Этот удивительный Гаврилин". В концерте примут участие: ансамбль народных инструментов "Скоморохи" под управлением заслуженного деятеля искусств Виктора Акуловича, лауреат международных конкурсов Мария Людько, ведущий программы - народный артист России Александр Белинский.
Второй этап - Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль.
7 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича состоится торжественное открытие третьего, юбилейного Гаврилинского фестиваля, который пройдет в течение 5 дней в лучших концертных залах Санкт-Петербурга.
Нынешний фестиваль, проводимый фондом "Петербургское наследие и перспектива", - дань светлой памяти Валерия Гаврилина. Ощущение гордости и счастья, что был у России, у нашего поколения художник, созидатель, утешитель, наделенный необыкновенной благотворной силой, соединяется с острой болью недавней утраты.
Валерий Александрович Гаврилин родился 17 марта 1939 года в Вологде. Его родители были учителями. Жили в небольшом городе Кадникове, где мать, Клавдия Михайловна Гаврилина, была директором детского дома. Когда началась война, отец, Александр Павлович Белов, ушел на фронт и вскоре погиб, защищая Ленинград, - братскую могилу, где он захоронен, сын отыскал спустя много лет в Лигово. Мать одна растила Валерия и его сестру Галю и в военное лихолетье, и в страшную послевоенную пору. Жили в деревне Перхурьево. В 1950-м случилась беда. По бессовестному навету мать была обвинена и арестована. Теперь мальчик сам оказался в детском доме на окраине Вологды, в селе Ковырино. Спасли его доброе участие и забота воспитательниц - подруг матери. "Отсюда, из Вологды, - писал он впоследствии, - вынес я главную тему своего творчества. Я думаю - это тема женской судьбы, женского характера, потому что все эти годы главные люди, которые меня окружали, были женщины: моя мать, моя нянюшка-сказочница, мои воспитатели в детском доме".
В числе этих "главных людей" находилась и молодая в ту пору пианистка, преподаватель музыкальной школы Татьяна Дмитриевна Томашевская. Она приезжала в детдом аккомпанировать хору и обратила внимание на то, как застенчивый, диковатый паренек завороженно вслушивается в ее игру на рояле, а узнав Валерика ближе, оценила его редкостные музыкальные данные - слух, память, импровизаторские наклонности, как и его чистую, отзывчивую душу. "Увидел ноты - и раскис, - признавался потом Гаврилин. - Так захотелось самому писать, чертить линейки - мне они казались верхом красоты и стройности". Томашевская направила мальчика в музыкальную школу, где он постиг нотную грамоту, а когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории И.М. Белоземцев, показала ему даровитого ученика. Иван Михайлович рекомендовал отправить его в Питер, в Специальную музыкальную школу для одаренных детей при Консерватории.
Северная Пальмира ошеломила впечатлительного подростка. "Когда я попал в оперу - это было представление "Ивана Сусанина" в Мариинке, - вспоминал он, - и заиграл оркестр, мне показалось, что балконы сейчас двинутся и рухнут на меня..." Определенный в класс кларнета, он сразу же занялся и сочинением - под руководством отличного педагога Сергея Яковлевича Вольфензона, заложившего фундамент композиторского образования многих известнейших ныне мастеров.
В Консерватории он продолжил занятия композицией у ученика Шостаковича Ореста Александровича Евлахова, также знаменитого результативностью своих педагогических усилий. Обучался он здесь и еще одной специальности, как фольклорист, у видного теоретика и композитора Феодосия Антоновича Рубцова. В качестве композиторского диплома Гаврилин представил вокальный цикл "Немецкая тетрадь" на стихи Гейне, написанный еще на III курсе. А вскоре, в 1965 году, появилась "Русская тетрадь". В Москве "Русская тетрадь" впервые прозвучала в концерте, завершавшем большой фестиваль музыкального искусства Ленинграда, и произвела сенсацию. В каком восторженном состоянии пребывал Свиридов, с того момента и до последних своих дней остававшийся преданным другом и почитателем своего младшего коллеги! "Останется немногое, - утверждал Георгий Васильевич, - но Гаврилин останется".
Вскоре после окончания Консерватории Гаврилин был принят в Союз композиторов, а в 1967 году награжден за "Русскую тетрадь" Государственной премией имени Глинки. Отныне главными событиями жизни Валерия Александровича становятся его творения - их создание, премьера и последующая судьба. Жизнь композитора не назовешь ни лучезарной, ни легкой. Все было в ней вперемешку: радость самоотверженной дружбы - и постоянные сомнения, всенародная любовь - и несправедливая недооценка со стороны некоторых коллег, тепло семейного очага, поддерживающееся женой Натальей Евгеньевной, ее матерью Ольгой Яковлевной, сыном Андреем, - и тяготы частых болезней и хронического безденежья.
Валерий рассказывал, что первые детские впечатления от музыки были связаны у него с проводами солдат на фронт: бабы рыдали, и плач, вой их переходил в пение-причитание. С тех пор музыка и боль были для него неразделимы. Способность сочувствовать людскому горю, перенимать на себя чужое страдание - едва ли не самая главная черта Гаврилина - человека и музыканта. Сказанное не означает, что сочинял он музыку лишь печальную и драматическую. Нет, человек, умевший радоваться жизни, по-детски непосредственно откликавшийся на добрую шутку, он создал немало музыки, брызжущей весельем и озорством.
В 60-е годы, когда формировалась художественная индивидуальность Гаврилина, в композиторском творчестве происходило движение, позднее наименованное "Новая фольклорная волна".
В отличие от многих Гаврилин интересовался не только стилистически чистыми архаическими слоями крестьянского фольклора, но и более поздними, "подпорченными" влиянием города. Композитор же своим добрым сердцем ощутил в нехитрых стишках и чувствительных напевах стремление обделенных цивилизацией людей жить по законам добра и красоты. Очистив эти мелодии от шелухи, высветлив их искренность и сердечность, он побудил нас - вокальным циклом "Вечерок", музыкой чеховского балета "Анюта", многочисленными песнями и романсами - проникнуться симпатией и сочувствием к "маленькому человеку".
Это лишь кажется, что гаврилинские опусы просты и непритязательны. Сколько таится в них порывов фантазии, сколько хитроумнейших изобретений! С каким изыском - словно в постмодернистском кино - смещает Гаврилин время в вокально-симфонической поэме "Военные письма", какие невероятные поэтическо-музыкальные метафоры придумывает в "Скоморохах", сколько создает ипостасей колокольных наигрышей в удостоенной Государственной премии хоровой симфонии-действе "Перезвоны"!
До конца дней сохранял он воспринятые в деревенском детстве патриархальные представления о пользе, справедливости, любви. Они не совпадали с нынешней российской явью. Это было для него источником душевных мук, запечатлевшихся и в его музыке. Он оставался человеком долга, и болезненная совестливость заставляла его постоянно мучиться сомнениями относительно ценности им создаваемого. Он панически боялся выпустить из рук только что написанное. Друзьям-артистам стоило порой больших и лукавых усилий раздобыть у него ноты нового опуса, который вскоре, после озвучания, становился знаменитым.
К счастью, замечательных друзей-интерпретаторов было у него много. Большинство из тех, что живы, примут участие в Гаврилинском фестивале. Это важно: работая с композитором над его сочинениями, они от него самого узнавали, как следует их исполнять. Вместе с ветеранами, продолжая, развивая их традиции, выйдет на эстраду новое поколение артистов. Это тоже важно: ведь музыке Гаврилина предстоит еще долго радовать и врачевать души.
Михаил БЯЛИК
28 января 12.00 - пройдет панихида на Волковском кладбище (Литераторские мостки), 19.00 - в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии им. М.И. Глинки состоится концерт "Этот удивительный Гаврилин". В концерте примут участие: ансамбль народных инструментов "Скоморохи" под управлением заслуженного деятеля искусств Виктора Акуловича, лауреат международных конкурсов Мария Людько, ведущий программы - народный артист России Александр Белинский.
Второй этап - Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль.
7 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича состоится торжественное открытие третьего, юбилейного Гаврилинского фестиваля, который пройдет в течение 5 дней в лучших концертных залах Санкт-Петербурга.
Нынешний фестиваль, проводимый фондом "Петербургское наследие и перспектива", - дань светлой памяти Валерия Гаврилина. Ощущение гордости и счастья, что был у России, у нашего поколения художник, созидатель, утешитель, наделенный необыкновенной благотворной силой, соединяется с острой болью недавней утраты.
Валерий Александрович Гаврилин родился 17 марта 1939 года в Вологде. Его родители были учителями. Жили в небольшом городе Кадникове, где мать, Клавдия Михайловна Гаврилина, была директором детского дома. Когда началась война, отец, Александр Павлович Белов, ушел на фронт и вскоре погиб, защищая Ленинград, - братскую могилу, где он захоронен, сын отыскал спустя много лет в Лигово. Мать одна растила Валерия и его сестру Галю и в военное лихолетье, и в страшную послевоенную пору. Жили в деревне Перхурьево. В 1950-м случилась беда. По бессовестному навету мать была обвинена и арестована. Теперь мальчик сам оказался в детском доме на окраине Вологды, в селе Ковырино. Спасли его доброе участие и забота воспитательниц - подруг матери. "Отсюда, из Вологды, - писал он впоследствии, - вынес я главную тему своего творчества. Я думаю - это тема женской судьбы, женского характера, потому что все эти годы главные люди, которые меня окружали, были женщины: моя мать, моя нянюшка-сказочница, мои воспитатели в детском доме".
В числе этих "главных людей" находилась и молодая в ту пору пианистка, преподаватель музыкальной школы Татьяна Дмитриевна Томашевская. Она приезжала в детдом аккомпанировать хору и обратила внимание на то, как застенчивый, диковатый паренек завороженно вслушивается в ее игру на рояле, а узнав Валерика ближе, оценила его редкостные музыкальные данные - слух, память, импровизаторские наклонности, как и его чистую, отзывчивую душу. "Увидел ноты - и раскис, - признавался потом Гаврилин. - Так захотелось самому писать, чертить линейки - мне они казались верхом красоты и стройности". Томашевская направила мальчика в музыкальную школу, где он постиг нотную грамоту, а когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории И.М. Белоземцев, показала ему даровитого ученика. Иван Михайлович рекомендовал отправить его в Питер, в Специальную музыкальную школу для одаренных детей при Консерватории.
Северная Пальмира ошеломила впечатлительного подростка. "Когда я попал в оперу - это было представление "Ивана Сусанина" в Мариинке, - вспоминал он, - и заиграл оркестр, мне показалось, что балконы сейчас двинутся и рухнут на меня..." Определенный в класс кларнета, он сразу же занялся и сочинением - под руководством отличного педагога Сергея Яковлевича Вольфензона, заложившего фундамент композиторского образования многих известнейших ныне мастеров.
В Консерватории он продолжил занятия композицией у ученика Шостаковича Ореста Александровича Евлахова, также знаменитого результативностью своих педагогических усилий. Обучался он здесь и еще одной специальности, как фольклорист, у видного теоретика и композитора Феодосия Антоновича Рубцова. В качестве композиторского диплома Гаврилин представил вокальный цикл "Немецкая тетрадь" на стихи Гейне, написанный еще на III курсе. А вскоре, в 1965 году, появилась "Русская тетрадь". В Москве "Русская тетрадь" впервые прозвучала в концерте, завершавшем большой фестиваль музыкального искусства Ленинграда, и произвела сенсацию. В каком восторженном состоянии пребывал Свиридов, с того момента и до последних своих дней остававшийся преданным другом и почитателем своего младшего коллеги! "Останется немногое, - утверждал Георгий Васильевич, - но Гаврилин останется".
Вскоре после окончания Консерватории Гаврилин был принят в Союз композиторов, а в 1967 году награжден за "Русскую тетрадь" Государственной премией имени Глинки. Отныне главными событиями жизни Валерия Александровича становятся его творения - их создание, премьера и последующая судьба. Жизнь композитора не назовешь ни лучезарной, ни легкой. Все было в ней вперемешку: радость самоотверженной дружбы - и постоянные сомнения, всенародная любовь - и несправедливая недооценка со стороны некоторых коллег, тепло семейного очага, поддерживающееся женой Натальей Евгеньевной, ее матерью Ольгой Яковлевной, сыном Андреем, - и тяготы частых болезней и хронического безденежья.
Валерий рассказывал, что первые детские впечатления от музыки были связаны у него с проводами солдат на фронт: бабы рыдали, и плач, вой их переходил в пение-причитание. С тех пор музыка и боль были для него неразделимы. Способность сочувствовать людскому горю, перенимать на себя чужое страдание - едва ли не самая главная черта Гаврилина - человека и музыканта. Сказанное не означает, что сочинял он музыку лишь печальную и драматическую. Нет, человек, умевший радоваться жизни, по-детски непосредственно откликавшийся на добрую шутку, он создал немало музыки, брызжущей весельем и озорством.
В 60-е годы, когда формировалась художественная индивидуальность Гаврилина, в композиторском творчестве происходило движение, позднее наименованное "Новая фольклорная волна".
В отличие от многих Гаврилин интересовался не только стилистически чистыми архаическими слоями крестьянского фольклора, но и более поздними, "подпорченными" влиянием города. Композитор же своим добрым сердцем ощутил в нехитрых стишках и чувствительных напевах стремление обделенных цивилизацией людей жить по законам добра и красоты. Очистив эти мелодии от шелухи, высветлив их искренность и сердечность, он побудил нас - вокальным циклом "Вечерок", музыкой чеховского балета "Анюта", многочисленными песнями и романсами - проникнуться симпатией и сочувствием к "маленькому человеку".
Это лишь кажется, что гаврилинские опусы просты и непритязательны. Сколько таится в них порывов фантазии, сколько хитроумнейших изобретений! С каким изыском - словно в постмодернистском кино - смещает Гаврилин время в вокально-симфонической поэме "Военные письма", какие невероятные поэтическо-музыкальные метафоры придумывает в "Скоморохах", сколько создает ипостасей колокольных наигрышей в удостоенной Государственной премии хоровой симфонии-действе "Перезвоны"!
До конца дней сохранял он воспринятые в деревенском детстве патриархальные представления о пользе, справедливости, любви. Они не совпадали с нынешней российской явью. Это было для него источником душевных мук, запечатлевшихся и в его музыке. Он оставался человеком долга, и болезненная совестливость заставляла его постоянно мучиться сомнениями относительно ценности им создаваемого. Он панически боялся выпустить из рук только что написанное. Друзьям-артистам стоило порой больших и лукавых усилий раздобыть у него ноты нового опуса, который вскоре, после озвучания, становился знаменитым.
К счастью, замечательных друзей-интерпретаторов было у него много. Большинство из тех, что живы, примут участие в Гаврилинском фестивале. Это важно: работая с композитором над его сочинениями, они от него самого узнавали, как следует их исполнять. Вместе с ветеранами, продолжая, развивая их традиции, выйдет на эстраду новое поколение артистов. Это тоже важно: ведь музыке Гаврилина предстоит еще долго радовать и врачевать души.
Михаил БЯЛИК