Общество

ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ "СОВЫ", ИЛИ МЕНЯЮ СОПЛИВЫЙ НОС НА МИР ВЗРОСЛЫХ

23 января
Вредные советы для нервных и не очень

Бытует убеждение, что по сравнению с детсадовскими детьми (с вечно сопливым носом и в спущенных колготках) домашние развиты не по годам. Но зато стоит признать, что дети, посещающие садик, намного лучше социально адаптированы. Домашние дети имеют возможность не сбиваться с режима своих биологических часов (к примеру, если ваш ребенок - "сова") и поэтому психически более устойчивы, но зато детсадовские более самостоятельны, имеют представление о дисциплине и им будет проще вступить в новую школьную жизнь.
Так, "снежный ком" советов и рекомендаций, удесятеренный личными воспоминаниями и россыпью соседских баек, все нарастает и несется по тропам родительских душ, сметая на своем пути последние осмысленные аргументы. В результате в голове несчастной мамочки становится пусто и темно, и только один навязчивый стишок Григория Остера никак не дает ей покоя:
Если в старости глубокой
Ты когда-нибудь умрешь
И предстанешь перед Богом,
Расскажи ему о том,
Как тебя тащила мама
Рано утром в детский сад...
И тебе за эти муки
Все грехи твои простят.
Впрочем, это уже из разряда ну очень "Вредных советов", вся прелесть воздействия которых и заключается в том, что с головы до пят охваченное духом противоречия дитя, попадись ему в руки эта книга, должно прочесть эти строки и поступить с точностью наоборот. То есть посмеяться и спросить: "Мам, ну когда же я снова пойду в садик?!" Но это - вариант идеальный. На деле же чаще всего случается так, что период адаптации, на который воспитатели отпускают примерно две недели, проходит для малышей весьма болезненно.
Как должны поступить любящие родители? Решить два глобальных вопроса: найти хороший детский сад и грамотно подготовить ребенка к новой жизни. Причем делать это лучше всего параллельно. Что это значит? Попробуем объяснить.

Немодно, но многим идет

По мнению Анастасии Савельевой, педагога-преподавателя агентства "Семья", главным мотивом, побудившим родителей отдать ребенка в садик с трех лет, должно стать вовсе не желание как можно раньше сделать из своего чада вундеркинда и не стремление научить его общаться со сверстниками (эти навыки можно получить позже: в пять-шесть лет), а самая банальная необходимость. Необходимость выхода мамы на работу. И именно это обстоятельство нужно разъяснить малышу, а не рассказывать ему о том, что в садик он идет лишь потому, что там очень весело и здорово. Ведь вы сами еще не знаете, как сложатся отношения в саду, так зачем же обрекать ребенка на страдания от возможного крушения радужных надежд? Лучше расскажите ему о том, чем обычно занимаются детки в садике, как себя ведут, дайте хотя бы некоторое представление о режиме и распорядке дня.
Кстати, о режиме и распорядке. В зависимости от степени собственной занятости и склонностей малыша вы можете рассмотреть различные варианты. Если занятость на работе полная, то, скорее всего, вы приведете ребенка в обычный детский сад, который находится недалеко от дома и работает по обычной типовой программе, включающей в себя занятия по умственному, трудовому, нравственному, физическому и эстетическому развитию детей. Считать ее устаревшей и неправильной сегодня в родительской среде очень модно.
Но это только мода, и не более того. Потому как из всех советских методик, разработанных в ХХ веке, эта признана наиболее полной и комплексной, и именно на ее базе возникли многие другие программы. Например, программа "Детство", разработанная на факультете дошкольного воспитания Педагогического университета имени Герцена (она отличается более насыщенным и усложненным курсом с завышенными требованиями к уровню развития ребенка), или различные узкоспециальные методики.

Маленький мальчик в садик пошел...

Если у вас существует финансовая возможность, а у вашего малыша уже выявился талант к чему-то определенному, вы можете отдать его в специализированный садик или в профильный центр раннего развития. Будь то с экологическим уклоном (природоведение, живые уголки), с акцентом на эстетическое воспитание (музыка, пение, ИЗО, аппликация, лепка), с курсами по петербурговедению, развитию грамотности, речи, ознакомлению с литературой, математикой, иностранными языками...
Многих родителей подкупает то, что занятия проводятся в малых группах, почти индивидуально. А значит, очень скоро появится возможность гордиться ранним развитием отпрыска-вундеркинда. Кто-то похвастает на работе, кто-то впечатлит мамочек на детской площадке, а кто-то пригласит домой гостей... И вот, когда все соберутся за столом, хозяйка салона предложит "десерт": собственное чадо, стоящее на табуретке с книжкой в руке. Этакий двухлетний вундеркинд.
Но мало кто из родителей задумывается над тем, как подобные опережающие нагрузки скажутся на психике ребенка. Так ли уж необходимо умение читать в два с половиной года? Или, быть может, стоит подождать и привить любовь к книге чуть позже - в пять лет, но зато без стрессов, нервных срывов и прочих психологических проблем. Тем более что детские психологи убеждены: к этому возрасту дети обычно уравниваются в развитии. Вне зависимости от того, научились ли они читать в три года или стали делать это в пять.

Куда глядит родительское око?

Гораздо труднее переучить, если навыки чтения и письма сформировались неправильно. А, к сожалению, встречается и такое. Бывает, отдадут ребенка в частный, дорогостоящий, очень элитный детский сад, а потом, ближе к школе, выясняется, что нужно переучивать дитя заново. В такой ситуации хочется задать вопрос: а куда же смотрела мама? Что ж, мамы тоже бывают разные...
Впрочем, как и воспитатели. Недавно сын моей подруги после недельного пребывания в подобном детском саду вернулся домой с огромным фингалом под глазом и, бурно жестикулируя и плюясь, выдал такою тираду, что бабушка согласилась без боя уйти с поста главного бухгалтера довольно крупной фирмы, дабы заняться воспитанием мальчика самостоятельно.
Чтобы такого не получилось, родителям следует не терять бдительность. Какой бы вариант пребывания вне дома вы ни выбрали для своего ребенка - будь то государственный или частный садик с полным днем или, быть может, центр раннего развития, куда вы приведете малыша на несколько часов позаниматься или поиграть, - в любом случае прежде всего ознакомьтесь с пакетом уставных документов дошкольного учреждения. Помимо свидетельства о регистрации сада из них вы почерпнете сведения о квалификации воспитателей, найдете информацию о санитарном состоянии помещений и убедитесь, что все программы и методики, по которым ведутся занятия в данном дошкольном учреждении, утверждены и одобрены комитетом по образованию.

Шерше... Мари Ивановна

А дальше... Ищите Мери Поппинс. Попробуйте посмотреть на проблему глазами своего ребенка и в конце концов... сходите вместо него в сад! Зайдите в группу, поговорите с воспитательницами, с мамами на площадке. Ведь, как известно, земля слухами полнится... Нередки случаи, когда у Марьи Ивановны подопечных хоть на плечи сажай, а у Галины Семеновны - раз, два и обчелся. И, что любопытно, неспроста. Так уж устроен маленький человечек, что если он кого-то полюбит и примет, то что бы потом ни произошло (конечно, в разумных пределах), любые мелкие ссоры и конфликты улаживаются с легкостью. А все потому что "Галина Семеновна плохая, а Марья Ивановна даже сердится по-доброму". Что тут будешь делать!
И о достоинствах развивающих программ тоже лучше всего судить по конкретным отзывам и достижениям своего малыша. Если есть интерес к занятиям и желание идти в группу, значит, родители на правильном пути.
Хотя, как мы уже говорили, процесс психологической адаптации - дело весьма непростое. Поэтому психологи и советуют родителям: на время устройства ребенка в садик взять отпуск, больничный, что угодно, но только приложить все усилия к тому, чтобы процесс отвыкания от мамы не показался малышу слишком мучительным. Сначала приведите кроху в группу на полчаса, потом на час, потом на два, с каждым днем постепенно увеличивая время своего отсутствия. Но на первых порах вы обязательно должны находиться в группе вместе с ним: конечно, не ходить за малышом по пятам, но быть где-то рядом. Это особенно важно, если перед родителями стоит необходимость отдать ребенка в ясельную группу... Ведь только представьте: крохе, который еще не расстался с памперсами, придется самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, когда никто не уговаривает, засыпать, когда это положено...
Бывает, что, попав в новые условия, дети начинают регулярно и часто болеть. И в большинстве случаев дело вовсе не в том, что (как комментируют мамочки) "в садике полно заразы". Если вы, собирая медицинские справки для поступления в сад, не сбились с графика профилактических прививок, второпях "нашлепав" своему чаду все необходимые вакцины сразу, значит, дело здесь в другом.
Скорее всего, ребенок очень сильно нервничает, а, как известно, нервный стресс весьма нежелательно сказывается на работе иммунной системы. Как поступить в таком случае? Совет может быть один: такого малыша из садика лучше забрать. Быть может, маме целесообразней будет пригласить к ребенку няню или нанять специального дошкольного педагога. Если по каким-либо причинам (будь то финансовым или жилищным) подобный вариант для семьи неприемлем, то в любом случае придется искать другой садик и... другую Мери Поппинс.
Правда, если при полном благополучии в один из погожих солнечных дней по дороге домой ваше чадо вдруг заявит вам, что "сегодня Марья Ивановна заставила его пить из лужи"... Не реагируйте слишком бурно. А лучше на днях загляните в группу и спокойно обсудите это с воспитателем. Конечно, пить из лужи его никто не заставлял. Быть может, просто у него было плохое настроение. И он не хотел идти в садик. И вовсе не потому, что его там обижают, а потому, что в душе он хочет быть только с мамой. Лучше которой для него все равно никого нет.
Елена ШАНИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь