Культура

ПОДВИГ БЕССМЕРТЕН?

28 января
Когда заходит разговор о блокаде Ленинграда, то в памяти сразу всплывают хрестоматийные документальные кадры, снятые операторами в осажденном городе в дни войны. Они известны, так как индекс их цитирования велик. А документальные ленты нашего классика Ефима Учителя возвели их почти в канон того, как вот уже десятки лет идет кинорассказ о том, что происходило в городе на Неве в течение почти девятисот дней и ночей. Но в очередной раз увидев их в нынешние юбилейные и памятные дни, поневоле задумываешься: а были ли сняты другие кадры? И как можно было бы рассказать о подвиге Ленинграда и ленинградцев средствами десятой музы.
Символично, что первым же игровым фильмом, поставленным в освобожденном от блокады городе, стал "Морской батальон" (1944), рассказывающий о подвиге моряков-десантников с крейсера "Киров", которые защищали Ленинград. И в это же время появляется мелодрама "Жила-была девочка" Владимира Эйсымонта о судьбе двух маленьких блокадниц. Через двадцать два года на "Ленфильме" появится не менее пронзительное "Зимнее утро" Николая Лебедева (1966), где вновь возникнет тема судьбы детей в блокадном городе. Приключенческий вариант этой темы зрители увидят в картине Григория Аронова "Зеленые цепочки" (1970). В ней свою последнюю роль в кино сыграл Павел Луспекаев. Чуть позже появится еще один замечательный фильм о подвиге юных ленинградцев из ансамбля танца Дворца пионеров. Назывался он "Мы смерти смотрели в лицо" (1980). Поставил его Наум Бирман, а главную роль в фильме сыграл Олег Даль.
Когда мысленно перелистываешь кинолетопись ленинградской блокады и вспоминаешь увиденное, то поневоле оказывается, что единственной полномасштабной попыткой рассказать об этом уникально-героическом и уникально-трагическом событии в истории была эпопея "Блокада" Михаила Ершова. Она снималась на "Ленфильме" безумно долго - семь лет (1970-1977) и в конце концов была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В картине снимались лучшие и популярные актеры нашего кино, но и, как любое официально-творческое произведение, она обладала явными чертами господствовавшей тогда идеологии.
Конечно, были и до "Блокады" картины, в которых рассказывалось о различных страницах героического подвига Ленинграда. Зрители постарше вспомнят "Балтийское небо" Владимира Венгерова (1960) о летчиках, а кому-то, может быть, придет на память "Ленинградская симфония" (1957) Захара Аграненко, повествовавшая о ставшем легендой концерте, в котором исполнялось это сочинение Дмитрия Шостаковича. Эпизоды блокадного футбольного матча возникали в спортивном фильме Виктора Садовского "Удар! Еще удар!" (1968), а картина Игоря Таланкина "Дневные звезды" (1968), являвшаяся экранизацией автобиографической книги Ольги Берггольц, касалась драматических страниц ее работы на блокадном радио. А воспоминания о работе в блокаде сотрудников Эрмитажа буквально пронзают весь сюжет картины "Всегда со мною" (1977) Cоломона Шустера. Последней по времени попыткой показать в кино одну из малоизвестных страниц ленинградской блокады был "Порох" Виктора Аристова (1985).
Если постараться вспомнить, то каждый из отечественных зрителей сможет назвать другие фильмы, где так или иначе возникает блокадная тема. Но если сказать честно, то мне все же не хватает такого фильма, где бы все эти разрозненные страницы подвига города и горожан соединились бы в пространстве одной, общей истории. Тогда бы и могло появиться в кино нечто подобное трагически-исповедальной "Блокадной книге" Адамовича и Гранина. И, может быть, мы взглянули бы на то, что происходило в те месяцы и годы в Ленинграде совсем иными глазами, свободными от идеологических шор. Мы бы видели не только страдания и смерть, как это пытаются нам нынче рассказывать в некоторых книгах и фильмах о блокаде. А смогли бы увидеть ПОДВИГ тех, кто жил и боролся в осажденном городе.
Парадоксально, но факт: о своем желании снять игровой фильм о блокаде Ленинграда за последние годы заявляли только два иностранных режиссера - Серджио Леоне и Джузеппе Торнаторе. Первого уже нет в живых, а второй находится в раздумьях. Думают и наши мастера экрана. А время неумолимо отдаляет нас от той эпохи. Пока то, что происходило тогда в Ленинграде, еще сохраняет силу правды и факта. Их мощное воздействие ощущается и через шестьдесят лет, но не находит реального отклика у тех, кто родился после войны. Окажется ли оно столь плодотворным для молодого и среднего поколения отечественных кинематографистов еще через несколько лет? Не уверен.
А потому мы вновь и вновь, в который раз будет смотреть те фильмы, которые уже сняты мастерами старшего поколения. В них каждый художник в силу таланта и возможной искренности рассказывал свою историю о блокаде. Для каждого из них это был не миф и не легенда. И еще долго-долго такие ленты будут оставаться свидетельствами подвига Ленинграда и ленинградцев.
В них живет наша память.
Сидор НЕВСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2