Общество
СТРОИТЕЛИ ДОРОГИ ЖИЗНИ
28 января
Благодаря самоотверженному труду сотрудников служб обороны города удалось спасти многие тысячи ленинградцев. Более 500 тысяч человек было вывезено из города на Большую землю по Дороге жизни. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известна эта фронтовая магистраль, ее тяжелая участь и ее заслуги в жестокой борьбе против немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Известно о зимнем пути через полыньи и ледяные торосы и в летнюю пору - по воде.
Однако ведь есть и сухопутная часть Дороги жизни. Об этом напоминают нам памятники на пути к Ладоге и памятные километровые столбы. Когда и как обустраивалась, обновилась пригородная шоссейная дорога к Ладожскому озеру?
Вскоре после окончания Финской войны в марте 1940 года наш 70-й дорожно-эксплуатационный полк был перемещен с Карельского перешейка за Кирха Кивинаппа (шоссе к городу Выборг) к новому месту дислокации на шоссе, ведущее от Ленинграда к Ладожскому озеру.
Полку предстояло выполнить ремонтно-строительные работы по улучшению состояния шоссейной (автогужевой) дороги от станции Корнево до Ладоги.
Одной из важных и трудоемких задач было спрямление дороги - она была извилистой до крайности (видимо, при ее строительстве повлияла заболоченная местность).
Ранним утром на трассе - до сего времени тихой дороге - было заметное оживление. Группы военных в красноармейских гимнастерках, в шлемах с загнутыми наверх "ушами" - буденновках, многие в армейских ботинках и обмотках уже трудились на отведенных ротам участках земляных работ. Заскрежетали широкие отвалы грейдеров, перемещая и разравнивая грунт при планировке дороги. Срезают поверхность пути самоходные землеройные машины - скреперы, гудят суетливые тракторы. Грузовые автомашины подвозят щебенку, гравий, песок.
Новый путь заметно поднимался, выравнивался в направлении к Ладоге. Слышатся бодрые выкрики с машин мастеров техники, которые подчас могут перекинуться добрым, а то и колючим словом с "матушкой пехотой", орудующей лопатой и другим шанцевым инструментом. Строительной техники было не так уж много, однако она была рассредоточена по всей магистрали.
Самоотверженно трудились бойцы и командиры на строительстве новых участков пути. Большое количество строительных материалов было завезено на участки работ, особенно туда, где, выравнивая направление дороги, прокладывали новый путь (старый участок дороги оставался в стороне)...
В те теплые летние месяцы 1940 года, когда жители Северо-Запада облегченно вздохнули, что война с Финляндией окончилась, военнослужащие полка трудились, имея возможность и отдохнуть в свободное время.
В клубе станции Корнево шефы из Ленинграда, группа молодежи завода имени Молотова, выступили с концертом для воинов и местных жителей.
На станции Проба вечером и ночью в редколесье горели костры, звучали песни небольших групп заводчан и наших красноармейцев.
Приходилось воинам полка бывать и в клубе на станции Рахья. Каждый концерт доставлял нам огромную радость.
Во время ремонта автогужевой дороги и строительства ее новых участков я служил в должности и. о. начальника полковой библиотеки, выезжал в Ленинград, получал в военном бибколлекторе на Невском проспекте литературу для воинской части и развозил по подразделениям, по всей трассе, на резвой лошадке, впряженной в двухколесную бричку.
К осени работа по ремонту на отдельных участках дороги была выполнена, и в конце августа я, получив увольнительную на пять часов, выехал на поезде в Ленинград. Попрощался с родными и ранним утром того же дня отправился вместе со своим полком на новое задание. Путь предстоял далекий - в Забайкальский военный округ на границу с Монголией, в город Кяхта, в казармы военного городка.
В следующем, 1941 году дорога к Ладоге, состояние которой воины нашего полка значительно улучшили, стала исправно действующей автомагистралью, сухопутной частью Дороги жизни.
Когда сейчас еду по этой дороге, провожая взглядом километровые столбы, вспоминаю однополчан - армейских тружеников: батальонного комиссара Баева, капитана Кубряко, старшего лейтенанта Грибова А.И. (из руководства полка), политруков К. Широгорова, Д. Кузнецова, В. Матвеева, старшину Бальбуза, девушек- медработников Митякову, Шлюндину, рядовых молодых бойцов Шибаева, Соболева, Ушкова, Олляк, Кубарева, воинов - любителей песни, украинских хлопцев Тимко, Кравченко, Колосаря.
Вспоминаю дом красного цвета у дороги (ст. Проба, д. 34), в котором я проживал, его хозяев - Пахомовых Павла Алексеевича, Марию Андреевну, 18-19-летних девчат Шуру и Дусю Балагуровых, девочку Любу Веролайнен.
Евгений МУХИН, участник Великой Отечественной войны
Однако ведь есть и сухопутная часть Дороги жизни. Об этом напоминают нам памятники на пути к Ладоге и памятные километровые столбы. Когда и как обустраивалась, обновилась пригородная шоссейная дорога к Ладожскому озеру?
Вскоре после окончания Финской войны в марте 1940 года наш 70-й дорожно-эксплуатационный полк был перемещен с Карельского перешейка за Кирха Кивинаппа (шоссе к городу Выборг) к новому месту дислокации на шоссе, ведущее от Ленинграда к Ладожскому озеру.
Полку предстояло выполнить ремонтно-строительные работы по улучшению состояния шоссейной (автогужевой) дороги от станции Корнево до Ладоги.
Одной из важных и трудоемких задач было спрямление дороги - она была извилистой до крайности (видимо, при ее строительстве повлияла заболоченная местность).
Ранним утром на трассе - до сего времени тихой дороге - было заметное оживление. Группы военных в красноармейских гимнастерках, в шлемах с загнутыми наверх "ушами" - буденновках, многие в армейских ботинках и обмотках уже трудились на отведенных ротам участках земляных работ. Заскрежетали широкие отвалы грейдеров, перемещая и разравнивая грунт при планировке дороги. Срезают поверхность пути самоходные землеройные машины - скреперы, гудят суетливые тракторы. Грузовые автомашины подвозят щебенку, гравий, песок.
Новый путь заметно поднимался, выравнивался в направлении к Ладоге. Слышатся бодрые выкрики с машин мастеров техники, которые подчас могут перекинуться добрым, а то и колючим словом с "матушкой пехотой", орудующей лопатой и другим шанцевым инструментом. Строительной техники было не так уж много, однако она была рассредоточена по всей магистрали.
Самоотверженно трудились бойцы и командиры на строительстве новых участков пути. Большое количество строительных материалов было завезено на участки работ, особенно туда, где, выравнивая направление дороги, прокладывали новый путь (старый участок дороги оставался в стороне)...
В те теплые летние месяцы 1940 года, когда жители Северо-Запада облегченно вздохнули, что война с Финляндией окончилась, военнослужащие полка трудились, имея возможность и отдохнуть в свободное время.
В клубе станции Корнево шефы из Ленинграда, группа молодежи завода имени Молотова, выступили с концертом для воинов и местных жителей.
На станции Проба вечером и ночью в редколесье горели костры, звучали песни небольших групп заводчан и наших красноармейцев.
Приходилось воинам полка бывать и в клубе на станции Рахья. Каждый концерт доставлял нам огромную радость.
Во время ремонта автогужевой дороги и строительства ее новых участков я служил в должности и. о. начальника полковой библиотеки, выезжал в Ленинград, получал в военном бибколлекторе на Невском проспекте литературу для воинской части и развозил по подразделениям, по всей трассе, на резвой лошадке, впряженной в двухколесную бричку.
К осени работа по ремонту на отдельных участках дороги была выполнена, и в конце августа я, получив увольнительную на пять часов, выехал на поезде в Ленинград. Попрощался с родными и ранним утром того же дня отправился вместе со своим полком на новое задание. Путь предстоял далекий - в Забайкальский военный округ на границу с Монголией, в город Кяхта, в казармы военного городка.
В следующем, 1941 году дорога к Ладоге, состояние которой воины нашего полка значительно улучшили, стала исправно действующей автомагистралью, сухопутной частью Дороги жизни.
Когда сейчас еду по этой дороге, провожая взглядом километровые столбы, вспоминаю однополчан - армейских тружеников: батальонного комиссара Баева, капитана Кубряко, старшего лейтенанта Грибова А.И. (из руководства полка), политруков К. Широгорова, Д. Кузнецова, В. Матвеева, старшину Бальбуза, девушек- медработников Митякову, Шлюндину, рядовых молодых бойцов Шибаева, Соболева, Ушкова, Олляк, Кубарева, воинов - любителей песни, украинских хлопцев Тимко, Кравченко, Колосаря.
Вспоминаю дом красного цвета у дороги (ст. Проба, д. 34), в котором я проживал, его хозяев - Пахомовых Павла Алексеевича, Марию Андреевну, 18-19-летних девчат Шуру и Дусю Балагуровых, девочку Любу Веролайнен.
Евгений МУХИН, участник Великой Отечественной войны