Культура

"ОРЛЫ" РАЗЛЕТЕЛИСЬ СТАЯМИ

03 февраля
Пафос мероприятия был заключен уже в начальном титре, украсившем большой проекционный экран: "Торжественное вручение главной профессиональной кинопремии". Для этого, как помним, и была учреждена по инициативе Никиты Михалкова Национальная академия кинематографических искусств и наук. Не секрет, что таким образом президент Российского союза кинематографистов хотел понизить значение своего основного конкурента - премии "Ника", придав своему детищу статус едва ли не государственный. Стоит признать, что попытка вышла удачной.
Все детали акции работали на воплощение замысла. И первый павильон "Мосфильма", недавно отметившего свое 80-летие. И официальное поздравление президента России, зачитанное министром-телеведущим Михаилом Швыдким. И сквозной конферанс самого Никиты Сергеевича, умело сочетавший этакую барственную домашность с пафосом гордости за родное кино. И отбор "вручантов", среди которых были и приятные неожиданности. И конечно, минимум развлекательных номеров между очередными вручениями. Здесь не обошлось без бурлескной парочки Стоянов - Олейников, сумевших снизить излишнюю пафосность события символично-саркастичным названием собственного юмористического шоу "Кино не тонет".
Раздача "Орлов" вышла вполне справедливой. Корпоративный профессиональный разум на сей раз выдал правильный ответ, приятный для Петербурга и необидный для остальных участников кинопроцесса. Более всего наград в этот вечер собрала новая картина Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Четыре статуэтки были присуждены: лучшему художнику-постановщику (Александру Загоскину), лучшему художнику по костюмам (Ларисе Конниковой), лучшему композитору (Андрею Петрову), лучшему актеру второго плана (Олегу Янковскому). Единственный серьезный исторический фильм прошлого года, концептуально трактующий события прошлого России, был замечен и отмечен новоявленной академией.
По три награды получили явные сенсации прошлого года. "Возвращение" Андрея Звягинцева добавило в свою коллекцию призов награды за лучший фильм, за лучшую работу оператора и звукооператора. А "Идиот" Владимира Бортко (еще один наш земляк!) был отмечен как лучший игровой телефильм и дважды в актерских номинациях - за лучшую мужскую роль (бесспорная победа Евгения Миронова) и за лучшую женскую роль второго плана (не менее убедительная победа Инны Чуриковой). Хотя именно в моменте разделения номинаций на лучший игровой телефильм и лучший игровой телесериал, на мой взгляд, есть некое лукавство организаторов, не пожелавших обижать телеканал "Россия", своего главного информационного спонсора, выпустившего в эфир сразу два громких телефильма. Важно было отметить "Идиота", чьи художественные достоинства не подлежат сомнению. Но зачем было учреждать под награждение "Бригады" номинацию "Лучший сериал"? Сомнительность телепохождений героя Сергея Безрукова со товарищи для многих очевидна. Впрочем, бандитская сага вообще стала победителем не по правилам, так как ее премьерный показ состоялся еще в 2002 году.
Забавной для многих любителей кино выглядела ситуация с награждением "Орлами" "Магнитных бурь" Вадима Абдрашитова. Картина практически не имела проката в России, но две статуэтки получила - за лучшую режиссуру и лучший монтаж. Предсказуемо и справедливо выглядело посмертное награждение Анатолия Гребнева за лучший сценарий ("Кино про кино"). Немного странным и авансирующим стоит признать награждение Ирины Пеговой титулом лучшей актрисы. Хотя приятно, что таким образом была отмечена "Прогулка" Алексея Учителя, нашего земляка, поставившего фильм, обожаемый кинокритиками всех возрастов.
Однако, пожалуй, главные сенсации происходили на церемонии в иностранном секторе. Великий Анджей Вайда огласил имя победителя в номинации "Лучший иностранный фильм в российском прокате" с нескрываемым торжеством: "Пианист" Романа Поланского. А когда на сцену один за другим поднялись легендарные мэтры режиссуры - Франко Дзеффирелли и Милош Форман, то стало ясно, что вечер удался. Последнему в этой череде знаменитостей был вручен "Золотой Орел" со стандартной, но много объясняющей формулировкой: за вклад в мировой кинематограф. И как было приятно, когда зал стоя приветствовал человека, на чьих фильмах мы воспитывали в себе чувство справедливости и свободы. Сам же Форман был расстроган до глубины души и постоянно переходил с русского на английский.
Он, прекрасно знающий вкус побед и наград самой высокой пробы, сполна оценил то материализованное признание своего таланта в стране, с которой у него всегда были очень непростые отношения. И в этом случае было ясно, что справедливость восторжествовала.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2