Общество
ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ АКТРИСЫ
10 февраля
Новогодние, по-среднеазиатски солнечные дни далекого 1910 года Ташкент встречал красочными театральными афишами. 17 января впервые в столице Туркестанского генерал-губернаторства открывались гастроли Петербургского драматического театра Комиссаржевской.
ВСТРЕЧА С ДРУГОМ ДЕТСТВА
Первая гастроль прославленной труппы - постановка "Бесприданницы" Островского, где Вера Федоровна должна была исполнить роль Ларисы. Все последующие дни петербургский театр должен был ставить на ташкентской сцене один спектакль за другим. Местные "Туркестанские ведомости" восторженно повествовали об изумительном сценическом мастерстве Веры Федоровны в исполняемых ею ролях Вари ("Дикарка" Островского и Соловьева), Магды ("Родина" Зудермана), Мирандолины ("Хозяйка гостиницы" Гольдони), Норы ("Кукольный дом" Ибсена).
У старой площади знаменитого центрального рынка, именовавшегося ташкентцами "Пьянбазаром", у одной из театральных афиш случайно остановился местный чиновник А.А. Фрей, бывший петербуржец, друг детства Веры Федоровны, судьба которого надолго забросила с берегов Невы в далекий Туркестан. Он поспешил на первый же ее спектакль...
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ АКТРИСЫ
О жизни и творчестве великой русской актрисы Веры Комиссаржевской написано очень много. Вера Федоровна на театральных подмостках сыграла около 200 ролей. Для всех ролей она умело находила художественные переживания в своей глубокой душе. За 20 лет сценической деятельности она создала целую галерею образов, поразительных по своей красоте и жизненной правде.
Но о последних днях великой актрисы были лишь короткие упоминания: скончалась в Ташкенте во время театральной поездки. Как же оказалась Вера Федоровна в далеком Туркестане?
...Во второй половине 1940-х годов мне, тогдашнему ташкентскому школьнику, доводилось по пути в школу каждодневно проходить мимо одноэтажного каменного дома № 24 по старой Самаркандской улице. С мемориальной доски на нас смотрел скульптурный портрет гения русской сцены, а надпись сообщала: "В этом доме 10 февраля 1910 года скончалась великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская".
Однажды мы заглянули в большой коммунальный двор этого дома в надежде хоть что-нибудь услышать от свидетелей тех далеких дней. Но уже тогда во всем доме не было в живых никого, кто бы помнил пребывание здесь великой актрисы.
Но вот однажды меня настигла удача: я встретил детей известного в дореволюционном Туркестане врача-терапевта М.И. Слонима, которые сохранили в своем семейном архиве письменные воспоминания отца о его встречах с В.Ф. Комиссаржевской в последние дни ее жизни.
ВОСПОМИНАНИЯ МЕДИКА
Листаю страничку за страничкой записок ташкентского доктора начала 1910 года.
...Чиновник А.А. Фрей в престижном для своего имени фаэтоне подъезжает к зданию городского общественного собрания на Гоголевской улице. Единственный во всем Ташкенте зал для театральных представлений переполнен зрителями. Горячие аплодисменты. Море цветов.
Вот и Вера, с которой Александр не виделся с 1904 года, когда в Петербурге на Итальянской улице ей наконец-то удалось открыть свой театр, где актриса прославилась прекрасным исполнением роли Нины Заречной в знаменитой чеховской "Чайке".
Актриса поделилась с другом юности: театр уже несколько месяцев в дороге. Позади гастроли в Москве, в столичных городах Прибалтики и Польши, на Украине и в Молдавии, в Ростове-на-Дону и в Закавказье. Переплыли на теплоходе Каспий. С триумфом выступили в Ашхабаде и Самарканде. Последний город Вера Федоровна не успела как следует рассмотреть: с утра продолжительные репетиции, вечером - спектакли.
Она не скрывала своего интереса к узбекскому прикладному искусству, к изделиям местных народных умельцев и к острой национальной кухне. Ей хочется отведать шашлыка прямо у уличной жаровни. Вот сейчас в Ташкенте ей, слава Богу, удастся осуществить то, что не успелось в Самарканде. И Саша непременно поможет ей - станет добрым гидом в незнакомом ей восточном городе.
ТРАГИЧЕСКАЯ УСТУПКА ФРЕЯ
Услышав о подобных желаниях актрисы, Фрей сначала тактично предостерег приятельницу от поездок в грязные азиатские районы города, где в те дни были зарегистрированы вспышки черной оспы. Но под настойчивым нажимом Комиссаржевской он вынужден был сдаться...
И вот уже несколько фаэтонов, в которых разместились Комиссаржевская, Фрей, другие русские актеры, разъезжают от одного памятника восточной архитектуры к другому. Артисты бродят по узким грязным улочкам старого города. Посещают неповторимые по своему колориту шумные восточные базары Ташкента. В память об экзотическом Туркестане Вера Федоровна покупает тюбетейки, кумган, чайник, пиалы, изделия гончаров и чеканщиков. Вступает в беседы с местными жителями.
...Вечером состоялся праздничный обед на Самаркандской улице, и там неожиданно актриса почувствовала общую слабость. Семья Фреев встревожена. Предлагают ей отдельную комнату для отдыха. Настоятельно рекомендуют не ехать в театр. Но Вера Федоровна надеется пересилить недомогание. Просит подать извозчика.
Перед спектаклем ей становится хуже. Теперь она сама просит управляющего делами театра заменить объявленный спектакль пьесой Зудермана "Бой бабочек". В этой пьесе Вера Федоровна вот уже четырнадцать лет играла роль юной Рози. Ей казалось, что в столь легком для нее спектакле она сыграет. Однако сильно кружилась голова. Последний акт был сыгран очень слабо. Самостоятельно Комиссаржевская сесть в фаэтон была уже не в состоянии.
КОНЧИНА "СОЛНЦА РОССИИ"
Возвратилась в гостиницу. Но утром уже не могла встать с постели. А.А. Фрей привозит к ней доктора Слонима. Все признаки черной оспы. Фрей и Слоним перевозят больную в ту самую комнату, от которой она отказывалась. С той минуты и до последнего удара сердца великой актрисы ташкентский врач Слоним был рядом с Верой Федоровной. Доктор знал о том, что не может спасти актрису, но делал все необходимое, чтобы облегчить страдания своей пациентки. 10 февраля 1910 года В.Ф. Комиссаржевской не стало...
...В день, когда Ташкент прощался с актрисой, петербургские артисты подарили доктору Слониму фотографию В.Ф. Комиссаржевской с дарственной надписью: "Милому, ставшему близким нам доктору, отдавшему все свои силы и знания на спасение нашей родной, унесенной безжалостным роком".
Какова история этой редкой фотокарточки актрисы, которую я больше нигде, кроме как в архиве доктора Слонима, не встречал? Дети ташкентского врача на мой вопрос ответа не дали... Однако еще полвека назад старые ташкентские журналисты припоминали, что фото, подаренное коллегами актрисы врачу-терапевту, было сделано за полтора года до трагической гибели Веры Федоровны во время ее гастролей в Нью-Йорке.
Однажды в букинистическом магазине я приобрел альбом, посвященный Комиссаржевской. Изданный в Петрограде в 1915 году, он содержит на своих страницах 156 фотоснимков "солнца России", как составители этого издания назвали Веру Федоровну. И среди этих снимков я обнаружил и тот, что подарили петербургские артисты ташкентскому доктору. Сегодня "НВ" его публикует.
Григорий НАБОЙЩИКОВ
ВСТРЕЧА С ДРУГОМ ДЕТСТВА
Первая гастроль прославленной труппы - постановка "Бесприданницы" Островского, где Вера Федоровна должна была исполнить роль Ларисы. Все последующие дни петербургский театр должен был ставить на ташкентской сцене один спектакль за другим. Местные "Туркестанские ведомости" восторженно повествовали об изумительном сценическом мастерстве Веры Федоровны в исполняемых ею ролях Вари ("Дикарка" Островского и Соловьева), Магды ("Родина" Зудермана), Мирандолины ("Хозяйка гостиницы" Гольдони), Норы ("Кукольный дом" Ибсена).
У старой площади знаменитого центрального рынка, именовавшегося ташкентцами "Пьянбазаром", у одной из театральных афиш случайно остановился местный чиновник А.А. Фрей, бывший петербуржец, друг детства Веры Федоровны, судьба которого надолго забросила с берегов Невы в далекий Туркестан. Он поспешил на первый же ее спектакль...
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ АКТРИСЫ
О жизни и творчестве великой русской актрисы Веры Комиссаржевской написано очень много. Вера Федоровна на театральных подмостках сыграла около 200 ролей. Для всех ролей она умело находила художественные переживания в своей глубокой душе. За 20 лет сценической деятельности она создала целую галерею образов, поразительных по своей красоте и жизненной правде.
Но о последних днях великой актрисы были лишь короткие упоминания: скончалась в Ташкенте во время театральной поездки. Как же оказалась Вера Федоровна в далеком Туркестане?
...Во второй половине 1940-х годов мне, тогдашнему ташкентскому школьнику, доводилось по пути в школу каждодневно проходить мимо одноэтажного каменного дома № 24 по старой Самаркандской улице. С мемориальной доски на нас смотрел скульптурный портрет гения русской сцены, а надпись сообщала: "В этом доме 10 февраля 1910 года скончалась великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская".
Однажды мы заглянули в большой коммунальный двор этого дома в надежде хоть что-нибудь услышать от свидетелей тех далеких дней. Но уже тогда во всем доме не было в живых никого, кто бы помнил пребывание здесь великой актрисы.
Но вот однажды меня настигла удача: я встретил детей известного в дореволюционном Туркестане врача-терапевта М.И. Слонима, которые сохранили в своем семейном архиве письменные воспоминания отца о его встречах с В.Ф. Комиссаржевской в последние дни ее жизни.
ВОСПОМИНАНИЯ МЕДИКА
Листаю страничку за страничкой записок ташкентского доктора начала 1910 года.
...Чиновник А.А. Фрей в престижном для своего имени фаэтоне подъезжает к зданию городского общественного собрания на Гоголевской улице. Единственный во всем Ташкенте зал для театральных представлений переполнен зрителями. Горячие аплодисменты. Море цветов.
Вот и Вера, с которой Александр не виделся с 1904 года, когда в Петербурге на Итальянской улице ей наконец-то удалось открыть свой театр, где актриса прославилась прекрасным исполнением роли Нины Заречной в знаменитой чеховской "Чайке".
Актриса поделилась с другом юности: театр уже несколько месяцев в дороге. Позади гастроли в Москве, в столичных городах Прибалтики и Польши, на Украине и в Молдавии, в Ростове-на-Дону и в Закавказье. Переплыли на теплоходе Каспий. С триумфом выступили в Ашхабаде и Самарканде. Последний город Вера Федоровна не успела как следует рассмотреть: с утра продолжительные репетиции, вечером - спектакли.
Она не скрывала своего интереса к узбекскому прикладному искусству, к изделиям местных народных умельцев и к острой национальной кухне. Ей хочется отведать шашлыка прямо у уличной жаровни. Вот сейчас в Ташкенте ей, слава Богу, удастся осуществить то, что не успелось в Самарканде. И Саша непременно поможет ей - станет добрым гидом в незнакомом ей восточном городе.
ТРАГИЧЕСКАЯ УСТУПКА ФРЕЯ
Услышав о подобных желаниях актрисы, Фрей сначала тактично предостерег приятельницу от поездок в грязные азиатские районы города, где в те дни были зарегистрированы вспышки черной оспы. Но под настойчивым нажимом Комиссаржевской он вынужден был сдаться...
И вот уже несколько фаэтонов, в которых разместились Комиссаржевская, Фрей, другие русские актеры, разъезжают от одного памятника восточной архитектуры к другому. Артисты бродят по узким грязным улочкам старого города. Посещают неповторимые по своему колориту шумные восточные базары Ташкента. В память об экзотическом Туркестане Вера Федоровна покупает тюбетейки, кумган, чайник, пиалы, изделия гончаров и чеканщиков. Вступает в беседы с местными жителями.
...Вечером состоялся праздничный обед на Самаркандской улице, и там неожиданно актриса почувствовала общую слабость. Семья Фреев встревожена. Предлагают ей отдельную комнату для отдыха. Настоятельно рекомендуют не ехать в театр. Но Вера Федоровна надеется пересилить недомогание. Просит подать извозчика.
Перед спектаклем ей становится хуже. Теперь она сама просит управляющего делами театра заменить объявленный спектакль пьесой Зудермана "Бой бабочек". В этой пьесе Вера Федоровна вот уже четырнадцать лет играла роль юной Рози. Ей казалось, что в столь легком для нее спектакле она сыграет. Однако сильно кружилась голова. Последний акт был сыгран очень слабо. Самостоятельно Комиссаржевская сесть в фаэтон была уже не в состоянии.
КОНЧИНА "СОЛНЦА РОССИИ"
Возвратилась в гостиницу. Но утром уже не могла встать с постели. А.А. Фрей привозит к ней доктора Слонима. Все признаки черной оспы. Фрей и Слоним перевозят больную в ту самую комнату, от которой она отказывалась. С той минуты и до последнего удара сердца великой актрисы ташкентский врач Слоним был рядом с Верой Федоровной. Доктор знал о том, что не может спасти актрису, но делал все необходимое, чтобы облегчить страдания своей пациентки. 10 февраля 1910 года В.Ф. Комиссаржевской не стало...
...В день, когда Ташкент прощался с актрисой, петербургские артисты подарили доктору Слониму фотографию В.Ф. Комиссаржевской с дарственной надписью: "Милому, ставшему близким нам доктору, отдавшему все свои силы и знания на спасение нашей родной, унесенной безжалостным роком".
Какова история этой редкой фотокарточки актрисы, которую я больше нигде, кроме как в архиве доктора Слонима, не встречал? Дети ташкентского врача на мой вопрос ответа не дали... Однако еще полвека назад старые ташкентские журналисты припоминали, что фото, подаренное коллегами актрисы врачу-терапевту, было сделано за полтора года до трагической гибели Веры Федоровны во время ее гастролей в Нью-Йорке.
Однажды в букинистическом магазине я приобрел альбом, посвященный Комиссаржевской. Изданный в Петрограде в 1915 году, он содержит на своих страницах 156 фотоснимков "солнца России", как составители этого издания назвали Веру Федоровну. И среди этих снимков я обнаружил и тот, что подарили петербургские артисты ташкентскому доктору. Сегодня "НВ" его публикует.
Григорий НАБОЙЩИКОВ