Культура
МЫ И ОНИ
13 февраля
Вечная русская привычка оглядываться на Запад и Восток в поисках доказательств значения и важности российской культуры приводит к тому, что мы просто-напросто рискуем сломать себе шею. Величие художника не в количестве наград и премий, а в том, в скольких людях нашло отклик то, что сотворено им по вдохновению и с жаждой высказаться. Феллини под занавес жизни в конце концов вообще отказался участвовать со своими фильмами в конкурсах самых престижных фестивалей. Соревноваться творческая личность может только сама с собою. Бороться за признание где-то там, за тридевять земель, безусловно, можно, но нужно ли? Для их культуры наше "Возвращение" такая же забавная диковинка, как фильм о жизни какого-нибудь африканского племени. Американцы - известные эгоцентристы и патриоты. Для них голливудское кино - лучшее в мире. Хотя их увлеченность "Властелином колец" свидетельствует о весьма своеобразном чувстве прекрасного нации, будто в одночасье ставшей поголовно нацией детей (если ей так бешено нравятся подобные киносказки).
Меня, сказать честно, мало волнуют похождения Фродо со товарищи. Каждый народ имеет то кино, которое заслуживает. Гражданам США и думать не надо о том, чтобы их фильмы с кем-то соревновались бы. В нашей стране львиная доля текущего кинопроката и примерно две трети эфирного времени, отведенного на кинопоказ, на всех каналах достаются американским картинам. То есть Голливуд это соревнование уже выиграл (см. обзор репертуара в рубрике "Кинохит"). Гордые заявления чиновников и кинобонз о возрождении отечественного кино не более чем риторика. Если это "кино" уровня российских сериалов вроде "Next" или "Таксистки", то тогда таких "шедевров" можно производить в два раза больше, чем сейчас.
Мы привыкли азартно доказывать себе и другим, что и "в области балета мы впереди планеты всей", а "наши космические корабли бороздят просторы Большого театра". Может быть, надо просто успокоиться и воспринимать собственную культуру и отечественное искусство как "cвое" и "наше"? Без оглядки на "их" вкусы, стереотипы и стандарты. Право слово, для меня известие о выходе книги сценариев Александра Рогожкина (см. рецензию на "Площади искусств") важнее, чем очередные новости о том, что Бритни Спирс вышла замуж на один день, а потом развелась. Конечно, иной наш соотечественник возьмет да и поставит спектакль о рокере-наркомане (cм. заметки о "Нирване" Юрия Грымова), но это будет скорее наш спектакль о том, что происходит с НАМИ, а не с ними.
Такие взгляды вы можете называть слишком патриотичными, но наша "Площадь искусств" находится в Петербурге, в России, и поэтому точка зрения на происходящее в мире прекрасного, какую вы обнаружите на этих страницах, именно такова.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Меня, сказать честно, мало волнуют похождения Фродо со товарищи. Каждый народ имеет то кино, которое заслуживает. Гражданам США и думать не надо о том, чтобы их фильмы с кем-то соревновались бы. В нашей стране львиная доля текущего кинопроката и примерно две трети эфирного времени, отведенного на кинопоказ, на всех каналах достаются американским картинам. То есть Голливуд это соревнование уже выиграл (см. обзор репертуара в рубрике "Кинохит"). Гордые заявления чиновников и кинобонз о возрождении отечественного кино не более чем риторика. Если это "кино" уровня российских сериалов вроде "Next" или "Таксистки", то тогда таких "шедевров" можно производить в два раза больше, чем сейчас.
Мы привыкли азартно доказывать себе и другим, что и "в области балета мы впереди планеты всей", а "наши космические корабли бороздят просторы Большого театра". Может быть, надо просто успокоиться и воспринимать собственную культуру и отечественное искусство как "cвое" и "наше"? Без оглядки на "их" вкусы, стереотипы и стандарты. Право слово, для меня известие о выходе книги сценариев Александра Рогожкина (см. рецензию на "Площади искусств") важнее, чем очередные новости о том, что Бритни Спирс вышла замуж на один день, а потом развелась. Конечно, иной наш соотечественник возьмет да и поставит спектакль о рокере-наркомане (cм. заметки о "Нирване" Юрия Грымова), но это будет скорее наш спектакль о том, что происходит с НАМИ, а не с ними.
Такие взгляды вы можете называть слишком патриотичными, но наша "Площадь искусств" находится в Петербурге, в России, и поэтому точка зрения на происходящее в мире прекрасного, какую вы обнаружите на этих страницах, именно такова.
Сергей ИЛЬЧЕНКО