Общество

БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА

18 февраля
СМЕРТЬ ПРИХОДИТ ИЗ-ПОД ВОДЫ

На этом свете, кажется, не так уж и много действительно страшных вещей. И довольно смельчаков, которые могут усилием воли подавить свой страх, заставить себя и под угрозой гибели действовать как нужно. Но мертвенный взгляд перископа подводной лодки подобно застывшему взгляду экзотической ядовитой змеи порой повергает в дрожь и самых отважных.
Лодка бьет почти бесшумно. И почти никогда не собирает с воды экипаж поверженного неприятеля. Просто некуда собирать - собственной команде в крохотных отсеках тесно... Это в наши дни строятся гигантские подводные крейсера с длиной корпуса под пару сотен метров, а в годы Второй мировой войны лодки были еще лодками в полном смысле этого слова.
В течение всей войны моря Северного Ледовитого океана являлись театром активных боевых действий - несмотря на суровый климат и жестокие условия навигации. Порт Мурманск, стратегический форпост советской России на севере, регулярно принимал союзнические транспортные конвои, доставляющие в нашу страну закупленные по ленд-лизу оружие, военную технику, медикаменты.
Естественно, что немцы постоянно пытались прервать столь важную линию связи, и конвои, проходящие мимо берегов оккупированной фашистами Норвегии, несли огромные потери. Это заставило страны антигитлеровской коалиции постоянно наращивать численность своих вооруженных сил на северных морских коммуникациях и в конечном итоге привело к тому, что к 1944 году успехи немцев в действиях против конвоев почти прекратились. Германский главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Карл Дениц понял, что пора менять тактику.
По замыслу немецкого адмирала следовало атаковать транспортные корабли не во время похода, как прежде, а после прибытия в порт. Когда расслабилась конвойная охрана. Когда позади ледовые шторма, тревоги и налеты. Когда треть экипажа съехала на берег - в увольнительную, и пароходам осталось только дождаться своей очереди на разгрузку и встать к пирсам под краны. Удачно проведенная, подобная операция будет иметь двойной результат: экономический ущерб противнику за счет потери людей, судов и грузов и, вне сомнения, гигантский моральный урон.

МАЛЕНЬКИЕ И ОПАСНЫЕ

Но как немецкому флоту обеспечить выполнение адмиральского замысла? Устроить на бухту Ваенга рейдерский набег и перестрелять конвои из крупного калибра? Сил уже не хватит. Еще под рождество 1943 года, во время попытки поохотиться на очередной конвой в открытом море, погиб, нарвавшись на целую эскадру, знаменитый "Шарнхорст" - линкор-крейсер с опытным экипажем, великолепный стрелок и хороший флагман. А позже самый крупный линкор "Тирпиц" был утоплен английской авиацией прямо на своей тайной стоянке в норвежском фиорде. После этого с севера в Германию было отозвано большинство больших надводных кораблей, поскольку Гитлер решил, что они доказали свою неэффективность на этом театре боевых действий.
Привлечь к атаке бомбардировщики? Но погода в этих стылых краях меняется слишком часто, трудно рассчитать необходимый момент налета. И кроме того, у русских в городе и на кораблях много зениток... Оставалось попытаться использовать подводные лодки.
Оборона Мурманского порта была устроена по принципу "слоеного пирога". В море - сетевые боны и минные поля, проходы в которых засекречены, и германская разведка еще не добралась до этой тайны. На берегу - артиллерийские батареи и зенитные комплексы. А кроме того, есть еще "активный элемент" - аэродром с патрульными самолетами, отряды катеров-охотников, эсминцы с глубинными бомбами... На первый взгляд незамеченным не проскочишь ни в подводном, ни тем более в надводном положении. Значит, субмарины, назначенные на эту операцию, должны быть особенными. Например, очень маленькими, буквально - чуть крупнее торпеды. И при этом быть способными нанести противнику серьезное повреждение.
В годы войны немцы разработали специальную серию сверхмалых подлодок типа "Бибер". Представьте себе размеры крысенка по сравнению, скажем, с борзой собакой... Примерно так же выглядел "Бибер" рядом с обычной лодкой. Крохотный обтекаемый корпус всего в шесть тонн водоизмещением. Плоская рубочка с иллюминатором и входным люком. Длинная пучеглазая тростиночка стационарного перископа, который не убирается, поскольку просто не хватает места. (Были даже версии проекта вовсе без перископов.) Хлипкий рыбий хвостик с рулями глубины и единственным гребным винтом-"тюльпанчиком". Скорость - что-то около пяти узлов, глубина погружения - не больше двадцати метров. В составе команды - всего один моряк, который сам себе и командир, и моторист, и стрелок торпедного расчета.
Торпеды "Биберы" носили на внешней подвеске - в специальных пазах у борта в нижней части корпуса, отчего вооруженная лодка начинала напоминать что-то вроде смешной рыбы... на надувных лыжах! Впрочем, когда понимаешь, что два лоснящихся от смазки удлиненных предмета по бортам - это 533-миллиметровые торпеды, способные отправить на тот свет даже крейсер, становится не до смеха.
У всех маломерных боевых кораблей есть один общий недостаток - небольшая дальность действия. Как бы ни был экономичен маленький двигатель, а много горючего с собой не возьмешь. Имея предельную дальность хода около 120 миль, одиночный "Бибер" просто не доберется по ледяному морю от своей стоянки в Норвегии до русских берегов. Значит, прежде чем пытаться атаковать корабли в порту, следовало разработать способ скрытной доставки их в акваторию Мурманска.
Но Гитлер торопил своих адмиралов, потребовав проведения операции не позднее середины ноября. Решение было принято насколько очевидное, настолько же и сложное: три крупные океанские субмарины весьма распространенной серии "Семь" берут на борт по два "Бибера", закрепив их в специальных устройствах на верхней палубе. Переброска морских диверсантов осуществляется в два этапа. Сначала "семерки" в надводном положении перебираются из норвежского Харстада в Линген-фиорд, где, переночевав, погружаются и берут курс на остров Кильдин, что находится всего в сорока милях от цели. Здесь они отпустят свою ношу в свободное плавание.
"Биберы" осторожно проберутся на мурманский рейд, внимательно отыскивая проходы в заграждениях, и к трем часам ночи нанесут по базе сокрушительный удар. А для того чтобы никто не смог оказать им достойного сопротивления, между двумя и тремя часами ночи на бухту совершат отвлекающий налет бомбардировщики люфтваффе.
В качестве цели для германской атаки, кроме транспортных судов, предполагался советский линкор "Архангельск" - старый сверхдредноут английского проекта, спущенный на воду еще в годы Первой мировой войны. Но авиаразведка предупредила немецких моряков, что, по всей видимости, стоянка корабля будет окружена противоторпедными сетями и добраться до линкора будет непросто. Кроме того, диверсантам следовало опасаться катерных патрулей, специально натасканных на охоту за подводными лодками.
Выпустив торпеды, "Биберы" должны были отступить к мысу Сеть-Наволок, где их будут ждать под водой их хозяева - "семерки". Причем привлечь внимание субмарин рекомендовалось постукиванием молотка по борту.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...

Еще во время обучения немецких моряков-диверсантов в Харстаде "Биберы" обнаружили конструктивный дефект. От вибрации на полном ходу ослаблялись крепления бензопроводов двигателей надводного хода, и пары горючего проникали в водительский отсек. Кроме неприятного запаха, это влекло за собой куда более тяжкие последствия. Как только лодка погружалась и переходила на пользование электромотором, от малейшей искры мог возникнуть пожар. Дважды так и случалось, причем в первом случае курсант получил ожоги, а во втором обошлось без жертв, но затонула сама микролодка.
Однако германское командование и слышать не желало о том, чтобы отменить операцию. Война медленно, но верно катилась к завершению. Немцы повсеместно отступали, и нацистскому флоту требовался хотя бы минимальный успех, чтобы отступление не превратилось в паническое бегство. Правда, Деницу удалось убедить Гитлера в том, что рациональнее будет перенести набег на январь 1945 года.
По тяжелой свинцовой зыби под тусклым свечением низких северных небес полярной ночью, 5 января, из небольшой бухты в Кильботне (Харстад, Норвегия) наконец-то вышел специальный отряд в составе трех "семерок" и флотилии катерных тральщиков. На узких палубах океанских субмарин было закреплено по два "Бибера", полностью снаряженных и готовых к делу. В районе Тромсе тральщики были отпущены, а три длинные хищные тени продолжили свой путь. Погода благоволила им, и до Линген-фиорда подлодки добрались незамеченными.
При пробном запуске моторов "Биберов" вновь обнаружилось, что в водительских отсеках пахнет бензином. Две лодки из шести были даже признаны небоеспособными, и по уму следовало бы отправить их обратно. Но минус две лодки - это четыре торпеды, которые не будут выпущены по живой мишени. Поразмыслив, немцы решили попытаться подремонтироваться прямо в походе и не срывать набег.
Оставив за кормой норвежские берега, немецкий отряд неумолимо приближался к заветной цели. Лодки шли в полупогруженном состоянии, "свободным строем", не удерживая дистанции по отношению друг к другу. Так бегут, дрожа от нетерпения, хищники в стае, напавшей на след крупной жертвы. Встречный ветер силой в четыре балла разгонял им навстречу тяжелую, холодную волну, сбивая скорость. Сколько еще до Кильдина? Пять-шесть часов, не больше. А там субмарины-носители отпустят диверсантов, и "Биберы" рванутся в темноту залива, как свора такс - в лисью нору. Двенадцать торпед - а сколько смертей!..
В обложных облаках басовито запел ветер. Или это донесся из промозглой высоты далекий гул одинокого мотора? Немцам не хватало только потери фактора внезапности. На лодках на всякий случай пробили воздушную тревогу. Но открывать огня покуда не собирались - что толку стрелять, не видя мишени. Лучше уж немедля нырнуть в стылую глубину - авось пронесет! Но через полчаса, когда снова всплыли и уже решили было, что и в самом деле пронесло, из клубящегося клока тумана прямо навстречу вывалился толстый, неповоротливый двухмоторный самолет.

ФИАСКО "КРЫСИНОЙ СТАИ"

Не опознать такую машину было просто невозможно. Причем в любой другой обстановке немцы непременно попытались бы сбить ее. Самолеты "Ли-2", советская версия американского "Локхида", были на войне чем-то вроде крылатой рабочей лошади. Они возили почту - от писем из тыла до штабных донесений. Они вели дальнюю разведку и аэрофотосъемку местности. Они летали к партизанам со срочными грузами, высаживали парашютистов, эвакуировали раненых, иногда даже выступали в роли бомбардировщиков. Везде, где требовалась оперативность перемещения, вместительность грузового отсека и удобство размещения пассажиров, там и можно было их встретить. Но для универсальных орудий субмарины "Ли-2" - заведомая жертва, даже вне зависимости от того, установлено на самолете какое-нибудь оружие или нет.
Надсадно гнусавя моторами, самолет миновал отряд, развернулся на обратный курс. Неужели заметил? Сбить бы, да секретность операции дороже! Все три немецкие лодки, как по команде, пошли на погружение - только мелькнули в черной воде узкие спины стальных рыбин. А радиоволны уже несли в эфир:
- "Сокол", "Сокол", я - "Чайка -3", в районе острова Сальный обнаружено соединение подводных лодок противника численностью три вымпела. Или не три... Дмитрий Андреевич, впервые такое вижу: большая лодка на палубе маленькую несет...
Три стальные тени канули в глубину. Чем быстрее - тем лучше! Самолет еще некоторое время покружился над местом погружения, отыскивая в толще тяжелых волн характерные темные пятна - силуэты врагов. Потом улетел - кончалось горючее, пора было возвращаться на укатанную полосу ледового аэродрома. Широкие крылья со свистом резали ледяной воздух.
Поднятый по тревоге, порт Мурманск готовился достойно встретить врага. Вокруг бортов старика "Архангельска" чумазый буксир разворачивал дополнительную сеть. На береговых позициях встали к пушкам канониры. Корабли в бухте перегруппировались для отражения торпедной атаки. На транспортах конвоя проверили затемнение. Город ждал атаки - и не дождался.
Не дождался потому, что из шести германских "Биберов" четыре выбыли из строя, не выдержав постоянных вибраций корпусов своих носителей. Слишком часто на последнем этапе перехода "семеркам" приходилось менять режим хода, нырять, всплывать, резко рыскать на курсе. Попытка скрыться от наблюдения с воздуха оказалась финалом боевой карьеры специального отряда. Отчаявшись возродить к жизни свою "крысиную стаю", лодки-носители убрались обратно в Харстад... И больше не пришлось им вернуться в эти воды.
Бывают и победы, одержанные несколькими словами, вовремя донесенными радиоволной до командирского слуха. Хитроумный замысел врага рухнул в одночасье - и одна из самых страшных смертей, какие могут быть на море, миновала многих. Жаль только, что ни в штабных документах, ни в мемуарах ветеранов не сохранилось имен летчиков, предотвративших атаку. Маленький эпизод большой войны остался за кадром исторической эпопеи.
Светлана САМЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь