Северо-Запад

ПРИБЛИЖАЯСЬ К ПОЭТУ

20 февраля
ВРЕМЯ И МЕСТО
Отгремевший четыре года назад юбилей поэта, казалось, обозначил высшую точку интереса к наследию и личности Александра Сергеевича. Отпраздновали и подзабыли. Но нет. Оказывается, несуетный, но постоянный интерес может стать не только творческой, но и организующей силой. А потому и живет, разменяв уже второй десяток лет, Пушкинский театральный фестиваль. Каждый год в начале февраля в Пскове и Пушкинских Горах проходит он, собирая в свой круг все новых и новых людей, новые коллективы и радуясь старым друзьям и участникам.
Идейный вдохновитель и организатор фестиваля - Всероссийский Пушкинский театральный центр, ведомый народным артистом России, лауреатом Государственной премии Владимиром Рецептером. Среди его партнеров и соорганизаторов - администрация Псковской области, Министерство культуры России и Союз театральных деятелей.
Вся театральная программа фестиваля проходила в Псковском драматическом театре имени Пушкина, дискуссии - в Областной юношеской библиотеке, носящей имя поэта. В кинотеатре "Победа" проходил показ фильмов, поставленных по пушкинским произведениям. В гости к псковичам приехала Наталья Бондарчук, которая представила проект своего нового фильма, посвященного жизни и смерти поэта.
Завершилась программа выездом в Пушкинские Горы в день памяти Александра Сергеевича - 10 февраля.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ
Каждый год фестиваль решительно обновляет состав участников, собирая под свои знамена те спектакли, в которых является на сцену либо сам Пушкин, либо его произведения. Нынешняя программа приобрела международный статус, раздвинув границы театрального праздника до Латвии и Эстонии, откуда и прибыли в Псков таллинский "Салон-театр" cо спектаклем "Евгений Онегин" и рижский театр "Реверанс" c "Барышней-крестьянкой". Свою музыкальную версию этой пушкинской повести под названием "Леди Акулина" показал на фестивале Московский музыкальный театр на Басманной.
Еще одного "Евгения Онегина" показал новгородский театр "Малый". Воронежский ТЮЗ предложил собственную версию "Капитанской дочки". Артисты же Дзержинского театра драмы сыграли "Пир во время чумы". Оригинальным был и спектакль "Ведогонь-театра" (Зеленоград) по пушкинской поэме "Анджело". Открывался же фестиваль сценами из спектакля АБДТ имени Товстоногова "Борис Годунов" c участием Кирилла Лаврова и Валерия Ивченко.
По мнению участников фестиваля и его организаторов, на этот раз самой оригинальной его частью стали спектакли малых форм, представленные известными петербургскими артистами, начиная с композиций Леонида Мозгового "Моцарт и Сальери" и "Чтоб мыслить и страдать..." и заканчивая моноспектаклями Владимира Рецептера ("Монарх"), Cергея Барковского ("Жуковский. Прощание"), Юрия Томошевского ("На что скажут мне..."). Последние три работы были выпущены под эгидой Пушкинского театрального центра, который настойчиво поддерживает малые экспериментальные формы постижения пушкинских текстов.
Особое место в фестивальной программе занял спектакль студентов Петербургской театральной академии "Два романа". Это экспериментальный курс, проходящий обучение при Пушкинском центре под руководством Владимира Рецептера. Ребята учатся не четыре года, как обычно, а пять ввиду сложности поставленных задач: научиться играть Пушкина. Сейчас они на третьем году обучения, но то, что было показано ими на малой сцене псковского театра, поразило публику истиной чувств и искренностью переживаний. Специалисты отметили и то, как удалось сегодняшним юношам и девушкам овладеть мелодикой пушкинского текста. Для спектакля были выбраны два незаконченных произведения Пушкина - "Роман в письмах" и "Мария Шонинг". В первой части спектакля господствовала узнаваемая ирония поэта в вихре любовных интриг, во второй - сумрачное настроение отчаявшейся женщины, задавленной жизненными обстоятельствами.
То, что довелось увидеть в рамках фестиваля, заставило всерьез задуматься о том, сколь велики возможности разнообразных трактовок не только самих пушкинских текстов, но и его биографии. Во всяком случае, моноспектакли и композиции петербургских артистов, каждая по-своему, представляли версии, наполненные не только личным отношением к тому, что произносилось и игралось, но и тем, что называется "мысль". Когда на заседании творческой лаборатории возникла по этому поводу дискуссия, то умудренный опытом многолетней работы над пушкинскими произведениями Владимир Рецептер заметил: "Нам всем очень важно научиться постигать невероятную скорость мысли поэта".
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь