Культура
СЕРГЕЙ ГАРМАШ: НЕ МОГУ ДО СИХ ПОР ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ТАКОЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
20 февраля
Его всегда зовут играть людей мужественных и уверенных в себе. Хотя в новом фильме Виктора Хотиненко "72 метра" ему явно досталась роль второго плана, да еще того героя, который косвенно виновен в неполадках на подводной лодке. Фамилию ему дали немецкую - Краус. Зато на плечах у персонажа Гармаша, как и у многих других его героев, погоны. Естественно, что первым моим вопросом был вопрос об отношениях Сергея Леонидовича с армией. Но то, что услышал в ответ, повергло меня в шок. Гармаш начал свой рассказ, удобно усевшись в кресле и закурив сигарету. Не моргнув глазом, популярный артист громоздил один розыгрыш на другой...
...- Вы должны были бы знать, что я - полковник в отставке (для справки: Cергей Гармаш родился в 1958 году. Вот и считайте сами. - С.И.).
- ???
- Да-да. Восемнадцать лет отслужил в армии и только потом начал заниматься актерской профессией. Но от первой своей профессии никак не могу отойти и поэтому мечтаю играть только людей в погонах (все это - без тени улыбки, на полном серьезе. - С.И.).
- А когда вам предлагали роль в экранизации "Бесов" Достоевского, то почему вы согласились?
- Потому что это - Достоевский и потому, что фильм ставил Игорь Таланкин - очень уважаемый мною режиссер. Хотя роль у меня была не очень большая. Я играл Шатова.
- Вы на экране играли разных милиционеров. Всем запомнились ваши герои в "Ворошиловском стрелке" и в "Каменской". Методы борьбы с преступным миром у каждого из них разные. Какой предпочитаете вы?
- После того как я демобилизовался из армии, то еще пять лет прослужил в милиции (и снова - без тени улыбки. - С.И.). Поэтому знаю, кто и как там борется. И с кем (все говорится с серьезным выражением лица. - С.И.). Скажу вам о другом. Зная нужды милиции, я бы на месте правительства платил бы сотрудникам гораздо больше, чем они получают сейчас. Как налогоплательщик, я на это согласен. И постовому ГИБДД, и участковому нужна хорошая зарплата, чтобы они не думали о хлебом насущном. А что это вы мне все время задаете не творческие вопросы?
- А в жизни актера жизнь и творчество взаимосвязаны. Например, ситуация любовного треугольника в фильме "Любовник" Тодоровского. Вы же не будете отрицать, что пропустили ее через себя? Откуда же такие эмоции надо доставать?
- Cкажу вам по секрету - откуда. В книге Станиславского "Работа актера над собой" есть такое понятие - "предлагаемые обстоятельства". У меня в жизни никогда не было такой ситуации, в которой оказался мой герой в "Любовнике". Но я учился в Школе-студии МХАТ у Ангелины Осиповны Степановой. Никита Михалков как-то прекрасно сказал о таких людях: "Одно рукопожатье от Пушкина". Поэтому найти в себе такие чувства и вообразить, как бы я мог поступить в такой ситуации, для меня было чисто профессиональной задачей.
- А вам не хотелось, чтобы финал "Любовника" был другим? С точки зрения мужской солидарности. Мне было жалко и вашего героя, и героя Олега Янковского.
- Безумно глупый вопрос! Мне бы хотелось, например, переделать финал "Гамлета". Ну и что?
- Бывает, что характер вашего героя вам нравится, а то, как складывается его судьба, вам не нравится?
- То есть хотелось бы мне, чтобы мой герой не исчезал?
- Да.
- Меня сценарная история "Любовника" абсолютно устраивала, поэтому я и согласился играть эту роль. Все, что я хотел сказать и что думал по поводу описанной в картине ситуации, я и сыграл в характере моего Ивана.
- Вас устраивает финал картины "72 метра"?
- Вспомните "Курск". Cамыми трудными в работе над этой картиной для меня были впечатления от того, как живут эти люди, которые служат на подводных лодках. Мне было в какой-то степени стыдно за то, каков их быт. Наше правительство должно молиться на этих людей, которые знают, что такое долг перед родиной. Даже за очень невысокое жалование. Подводники - особая каста, даже на флоте. У них очень развито чувство локтя, чувство справедливости, хотя живут они в ужасных условиях. И я не понимаю, как они все это терпят. Они - наш настоящий золотой запас страны. Мы ведь приехали снимать кино вроде бы о них, но реальные впечатления от их быта переваривались с трудом.
- Вы видели американский фильм "К-19: Оставляющая вдов"?
- Да.
- Ваше отношение к этому фильму?
- Думаю, что это - лучшая американская картина, посвященная нашей стране. В ней есть попытка серьезно рассказать о конкретной русской истории без дураков. Хотя мне фильм не кажется удавшимся в целом. Мое глубокое убеждение в том, что нам не нужно снимать о них, как и американцам не надо снимать картины о русских. Вряд ли настолько хорошо знаем и чувствуем друг друга.
- Давным-давно вы снимались в фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Какова судьба этой картины?
- Думаю, что эта картина никогда не появится на экранах. Потому что человек, который владеет правами на эту картину, по сути прав, когда этого не хочет. И это совершенно не связано с художественными достоинствами или недостатками картины. Я - человек, совершенно далекий от мистики. Но бывают исключения из правил. Если бы мне сейчас режиссер Владимир Бортко предложил бы сумасшедший гонорар за роль в своей киноверсии романа Булгакова, то я бы просто отказался. Есть такие произведения, которые лучше не трогать. И я не завидую Бортко.
- А в детстве кем хотел быть Сергей Гармаш, когда пошел в школу?
- Моряком.
- Вы частично осуществили свою мечту в кино?
- Приходится признать, что не до конца. Сейчас у меня другое настроение и другие планы. Очень хочу сыграть врача.
- Скажите, в театре "Cовременник" вам не предлагают такой роли?
- Пока - нет. Мы все больше по классике специализируемся.
- Будет ли продолжение "Каменской"?
- История с продолжением "Каменской" закончилась. Если мне завтра позвонят и скажут: "Снимаем четвертый блок серий", - то вполне могут напороться на адекватный, по-мужски грубый ответ.
- Нынешняя ваша популярность, признаемся честно, расцвела благодаря телевидению. Как вы к нему относитесь в целом?
- У нас такое телевидение, какова и сама публика. Я воспринимаю это внимание к моей персоне как некую чудесную возможность выразить то, что чувствует народный артист, что его беспокоит.
- Вы часто отказываетесь от предлагаемых ролей?
- Смотря кто их предлагает. У Вадима Абдрашитова я, например, соглашусь сыграть любую роль. Мы с ним вместе работали только на двух картинах - "Армавир" и "Время танцора", но эти воспоминания остались на всю жизнь. В "Армавире" я играл один только эпизод. Ходил в виде небритого, пьяного мужика, который должен был выкрикнуть одно только слово. Меня даже в милицию хотели забрать: так вжился в образ. И мы целый день репетировали мой проход. В конце концов я как закричу: "Ар-ма-в-и-и-ир!" Классная роль.
- Кому еще не откажете в предложении сниматься?
- Сергею Соловьеву. Его "Нежный возраст" подарил мне роль, в которой сыграл от души того самого человека в погонах.
- У вас есть роль-мечта?
- А у кого ее нет? Галина Волчек, художественный руководитель нашего театра "Cовременник", когда я пришел в ее театр, учила меня жизни и говорила много на эту тему. Она ведь тоже снималась в кино. Так вот, Галина Борисовна, помню, сказала: "Когда я соглашаюсь сниматься, то я понимаю, что эта роль останется на века на пленке и через много лет мне за нее не должно быть стыдно". Так сложилась моя актерская жизнь, что я начал сниматься в молодые годы много и сразу. И были роли, где просто приходилось "делать лицо". Бывало, произносил в кадре только одну реплику. У меня нынче наберется ролей шестьдесят в кино, но таких, за которые не стыдно, я наберу столько, сколько у меня пальцев на руке.
А что касается мечты, то очень бы хотелось на экране дослужиться до какого-нибудь героя, у которого были бы генеральские погоны. А то в мои годы как-то уже неудобно оставаться то прапорщиком, то мичманом.
- Вы чувствуете, что уже постигли все тайны актерской профессии?
- Если актер так чувствует, то ему скучно будет жить на свете. Тогда надо бросать эту работу и искать другую. Про себя скажу, что я, конечно, не начинающий артист. Но все же артист еще растущий. И конечно, уж точно актер, не достигший совершенства. Это как в детстве, когда мне мой отец объяснял, что такое бесконечность...
- Объяснил?
- Да, но я все равно не понял. И сейчас понимаю умом, но вообразить до сих пор не могу. Так вот, папа говорил: "Представь себе, что ты летишь в космосе в ракете. Летишь долго-долго. И вдруг - забор! А за забором - бесконечность". Таких "заборов" в моей жизни еще хватает. А перелезать через них у меня, слава Богу, хватает сил. Но иногда некоторые люди стараются мне помешать.
- Какие же?
- Журналисты.
- Вас кто-то когда-то обидел?
- Я сам могу кого хочешь обидеть, только жаль тратить свое время на тех, кто халтурит, даже не зная, с кем общается во время интервью или пресс-конференции.
- Некоторые мои коллеги, это я точно знаю, даже справочники читают.
- Да всем там врут!..
...Разубедить Сергея Леонидовича в этом не было никаких сил и возможностей. Мы так и расстались - каждый при своем мнении. Гармаш так и не опроверг свою байку о звании полковника в отставке или службе в милиции.
Так сложилась моя жизнь в кино, что начал сниматься в молодые годы много и сразу. И были роли, где приходилось просто "делать лицо". Бывало, произносил в кадре только одну реплику.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
...- Вы должны были бы знать, что я - полковник в отставке (для справки: Cергей Гармаш родился в 1958 году. Вот и считайте сами. - С.И.).
- ???
- Да-да. Восемнадцать лет отслужил в армии и только потом начал заниматься актерской профессией. Но от первой своей профессии никак не могу отойти и поэтому мечтаю играть только людей в погонах (все это - без тени улыбки, на полном серьезе. - С.И.).
- А когда вам предлагали роль в экранизации "Бесов" Достоевского, то почему вы согласились?
- Потому что это - Достоевский и потому, что фильм ставил Игорь Таланкин - очень уважаемый мною режиссер. Хотя роль у меня была не очень большая. Я играл Шатова.
- Вы на экране играли разных милиционеров. Всем запомнились ваши герои в "Ворошиловском стрелке" и в "Каменской". Методы борьбы с преступным миром у каждого из них разные. Какой предпочитаете вы?
- После того как я демобилизовался из армии, то еще пять лет прослужил в милиции (и снова - без тени улыбки. - С.И.). Поэтому знаю, кто и как там борется. И с кем (все говорится с серьезным выражением лица. - С.И.). Скажу вам о другом. Зная нужды милиции, я бы на месте правительства платил бы сотрудникам гораздо больше, чем они получают сейчас. Как налогоплательщик, я на это согласен. И постовому ГИБДД, и участковому нужна хорошая зарплата, чтобы они не думали о хлебом насущном. А что это вы мне все время задаете не творческие вопросы?
- А в жизни актера жизнь и творчество взаимосвязаны. Например, ситуация любовного треугольника в фильме "Любовник" Тодоровского. Вы же не будете отрицать, что пропустили ее через себя? Откуда же такие эмоции надо доставать?
- Cкажу вам по секрету - откуда. В книге Станиславского "Работа актера над собой" есть такое понятие - "предлагаемые обстоятельства". У меня в жизни никогда не было такой ситуации, в которой оказался мой герой в "Любовнике". Но я учился в Школе-студии МХАТ у Ангелины Осиповны Степановой. Никита Михалков как-то прекрасно сказал о таких людях: "Одно рукопожатье от Пушкина". Поэтому найти в себе такие чувства и вообразить, как бы я мог поступить в такой ситуации, для меня было чисто профессиональной задачей.
- А вам не хотелось, чтобы финал "Любовника" был другим? С точки зрения мужской солидарности. Мне было жалко и вашего героя, и героя Олега Янковского.
- Безумно глупый вопрос! Мне бы хотелось, например, переделать финал "Гамлета". Ну и что?
- Бывает, что характер вашего героя вам нравится, а то, как складывается его судьба, вам не нравится?
- То есть хотелось бы мне, чтобы мой герой не исчезал?
- Да.
- Меня сценарная история "Любовника" абсолютно устраивала, поэтому я и согласился играть эту роль. Все, что я хотел сказать и что думал по поводу описанной в картине ситуации, я и сыграл в характере моего Ивана.
- Вас устраивает финал картины "72 метра"?
- Вспомните "Курск". Cамыми трудными в работе над этой картиной для меня были впечатления от того, как живут эти люди, которые служат на подводных лодках. Мне было в какой-то степени стыдно за то, каков их быт. Наше правительство должно молиться на этих людей, которые знают, что такое долг перед родиной. Даже за очень невысокое жалование. Подводники - особая каста, даже на флоте. У них очень развито чувство локтя, чувство справедливости, хотя живут они в ужасных условиях. И я не понимаю, как они все это терпят. Они - наш настоящий золотой запас страны. Мы ведь приехали снимать кино вроде бы о них, но реальные впечатления от их быта переваривались с трудом.
- Вы видели американский фильм "К-19: Оставляющая вдов"?
- Да.
- Ваше отношение к этому фильму?
- Думаю, что это - лучшая американская картина, посвященная нашей стране. В ней есть попытка серьезно рассказать о конкретной русской истории без дураков. Хотя мне фильм не кажется удавшимся в целом. Мое глубокое убеждение в том, что нам не нужно снимать о них, как и американцам не надо снимать картины о русских. Вряд ли настолько хорошо знаем и чувствуем друг друга.
- Давным-давно вы снимались в фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Какова судьба этой картины?
- Думаю, что эта картина никогда не появится на экранах. Потому что человек, который владеет правами на эту картину, по сути прав, когда этого не хочет. И это совершенно не связано с художественными достоинствами или недостатками картины. Я - человек, совершенно далекий от мистики. Но бывают исключения из правил. Если бы мне сейчас режиссер Владимир Бортко предложил бы сумасшедший гонорар за роль в своей киноверсии романа Булгакова, то я бы просто отказался. Есть такие произведения, которые лучше не трогать. И я не завидую Бортко.
- А в детстве кем хотел быть Сергей Гармаш, когда пошел в школу?
- Моряком.
- Вы частично осуществили свою мечту в кино?
- Приходится признать, что не до конца. Сейчас у меня другое настроение и другие планы. Очень хочу сыграть врача.
- Скажите, в театре "Cовременник" вам не предлагают такой роли?
- Пока - нет. Мы все больше по классике специализируемся.
- Будет ли продолжение "Каменской"?
- История с продолжением "Каменской" закончилась. Если мне завтра позвонят и скажут: "Снимаем четвертый блок серий", - то вполне могут напороться на адекватный, по-мужски грубый ответ.
- Нынешняя ваша популярность, признаемся честно, расцвела благодаря телевидению. Как вы к нему относитесь в целом?
- У нас такое телевидение, какова и сама публика. Я воспринимаю это внимание к моей персоне как некую чудесную возможность выразить то, что чувствует народный артист, что его беспокоит.
- Вы часто отказываетесь от предлагаемых ролей?
- Смотря кто их предлагает. У Вадима Абдрашитова я, например, соглашусь сыграть любую роль. Мы с ним вместе работали только на двух картинах - "Армавир" и "Время танцора", но эти воспоминания остались на всю жизнь. В "Армавире" я играл один только эпизод. Ходил в виде небритого, пьяного мужика, который должен был выкрикнуть одно только слово. Меня даже в милицию хотели забрать: так вжился в образ. И мы целый день репетировали мой проход. В конце концов я как закричу: "Ар-ма-в-и-и-ир!" Классная роль.
- Кому еще не откажете в предложении сниматься?
- Сергею Соловьеву. Его "Нежный возраст" подарил мне роль, в которой сыграл от души того самого человека в погонах.
- У вас есть роль-мечта?
- А у кого ее нет? Галина Волчек, художественный руководитель нашего театра "Cовременник", когда я пришел в ее театр, учила меня жизни и говорила много на эту тему. Она ведь тоже снималась в кино. Так вот, Галина Борисовна, помню, сказала: "Когда я соглашаюсь сниматься, то я понимаю, что эта роль останется на века на пленке и через много лет мне за нее не должно быть стыдно". Так сложилась моя актерская жизнь, что я начал сниматься в молодые годы много и сразу. И были роли, где просто приходилось "делать лицо". Бывало, произносил в кадре только одну реплику. У меня нынче наберется ролей шестьдесят в кино, но таких, за которые не стыдно, я наберу столько, сколько у меня пальцев на руке.
А что касается мечты, то очень бы хотелось на экране дослужиться до какого-нибудь героя, у которого были бы генеральские погоны. А то в мои годы как-то уже неудобно оставаться то прапорщиком, то мичманом.
- Вы чувствуете, что уже постигли все тайны актерской профессии?
- Если актер так чувствует, то ему скучно будет жить на свете. Тогда надо бросать эту работу и искать другую. Про себя скажу, что я, конечно, не начинающий артист. Но все же артист еще растущий. И конечно, уж точно актер, не достигший совершенства. Это как в детстве, когда мне мой отец объяснял, что такое бесконечность...
- Объяснил?
- Да, но я все равно не понял. И сейчас понимаю умом, но вообразить до сих пор не могу. Так вот, папа говорил: "Представь себе, что ты летишь в космосе в ракете. Летишь долго-долго. И вдруг - забор! А за забором - бесконечность". Таких "заборов" в моей жизни еще хватает. А перелезать через них у меня, слава Богу, хватает сил. Но иногда некоторые люди стараются мне помешать.
- Какие же?
- Журналисты.
- Вас кто-то когда-то обидел?
- Я сам могу кого хочешь обидеть, только жаль тратить свое время на тех, кто халтурит, даже не зная, с кем общается во время интервью или пресс-конференции.
- Некоторые мои коллеги, это я точно знаю, даже справочники читают.
- Да всем там врут!..
...Разубедить Сергея Леонидовича в этом не было никаких сил и возможностей. Мы так и расстались - каждый при своем мнении. Гармаш так и не опроверг свою байку о звании полковника в отставке или службе в милиции.
Так сложилась моя жизнь в кино, что начал сниматься в молодые годы много и сразу. И были роли, где приходилось просто "делать лицо". Бывало, произносил в кадре только одну реплику.
Сергей ИЛЬЧЕНКО