Общество
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ КОПТОВ
20 февраля
Кроме того, россияне участвуют в изучении найденной недавно близ Луксора "Виноградной гробницы" и монастыря Дейр ас-Суриа, где на фресках IX-X веков обнаружена редчайшая иконография целого ряда евангельских сцен.
Как сказал директор Центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов, "впервые за много лет в России вновь появились публикации, посвященные христианским памятникам Древнего Египта". Алексей Лидов обратил внимание на историческую преемственность: археологи, историки, искусствоведы приняли эстафету от русских востоковедов, стоявших у истоков исследования христианской цивилизации Египта.
Отечественная школа египтологии, действительно, обладает богатой традицией. Еще в Средневековье русские паломники бывали в Египте. В "Повести временных лет" неоднократно упоминаются Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).
В позднем Средневековье эти контакты стали особенно интенсивны. К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрофения. Его "Хождение" ценно тем, что он едва ли не первый из русских паломников посетил Каир и Александрию и, очевидно, познакомился с христианами-коптами. Заслуживает упоминания и путешествие в 1707 году священника Андрея Игнатьева и его брата Стефана. В отчете о путешествии автор приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую характеристику коптам.
Кир Бронников совершил путешествие в Египет в 1820-1821 гг. Александр Муравьев издал книгу о своем путешествии 1830 года. Как и его предшественники, он дает описание коптов и указывает на их общественное положение. В 1834-1835 гг. долгое и трудное путешествие по Нилу от Александрии до Нубии совершил Алексей Норов.
Он и писатель Осип Сенковский положили начало научной российской египтологии. Впоследствии к ним присоединились В. Андревский, Д. Мордовцев, В. Голенищев, М. Ростовцев и даже зять российского императора Николая I великий князь Николай, лично проводивший в Египте раскопки. Но, пожалуй, первым ученым-египтологом в России был Иван Гульянов (умер в 1841 г.), противник господствовавшей тогда школы Масперо.
Царское правительство субсидировало поездки ученых и литераторов (в частности, поэта Николая Гумилева, который, как полагают, ездил туда со специальным заданием), возводило в Египте православные храмы и даже выражало готовность поддержать деньгами дешифровщика иероглифов Шампольона.
Среди российских египтологов рубежа XIX-XX веков выделяются имена таких ученых, как Оскар Лемм, Борис Тураев, Василий Струве. Лемм был одним из лучших для своего времени исследователей коптской письменности, служил хранителем азиатского музея Императорской академии наук. Его труды написаны на немецком языке. Он был учителем Бориса Тураева, великого русского египтолога.
В 1891 г., по окончании курса на историко-филологическом факультете Петербургского университета, Тураев был командирован за границу, где слушал лекции виднейших западных ориенталистов, работал в музеях Берлина, Парижа, Лондона и Италии. Его работы по египтологии и прилегающим дисциплинам - неоценимый вклад России в мировую науку. Борис Тураев считается основателем христианской ориенталистики - науки о христианском Востоке. В 1912 году по его инициативе в Санкт-Петербурге стал издаваться ежегодник "Христианский Восток", который был закрыт в 1927 г. решением Академии наук СССР. В последние годы жизни Борис Тураев был старостой домовой церкви Петербургского университета. К сожалению, память о великом ученом стала угасать. Даже его могила, находившаяся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, была уничтожена.
Василий Струве родился в семье, которая дала нашей стране ряд талантливых ученых и инженеров, но еще с детства отдал предпочтение истории. Борису Тураеву удалось заинтересовать его историей Египта. Первая работа Струве в области египтологии была о сфинксах на набережной у Академии художеств. В 1934 г. его избирают действительным членом Академии наук СССР. Он трудится и в Эрмитаже, а затем в различных институтах Академии наук. Но все же главным для Струве было преподавание в Ленинградском университете.
Разумеется, полностью отечественная наука никогда из Египта не уходила - советские ученые проводили в Египте раскопки, помогали восстановлению древних памятников. Однако богатейшая традиция изучения коптской культуры была прервана в советское время. •
достоверно
Слово "копт" происходит от арабского "кубт" - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к "Ха-Ка-Птах" - древнему культовому наименованию Мемфиса. Последователи коптской Церкви проживают в основном в Египте, где, по официальным данным, их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным самой коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит 8 млн верующих. Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки. Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, что входит в противоречие с православным богословием.
Павел ВИНОГРАДОВ
Как сказал директор Центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов, "впервые за много лет в России вновь появились публикации, посвященные христианским памятникам Древнего Египта". Алексей Лидов обратил внимание на историческую преемственность: археологи, историки, искусствоведы приняли эстафету от русских востоковедов, стоявших у истоков исследования христианской цивилизации Египта.
Отечественная школа египтологии, действительно, обладает богатой традицией. Еще в Средневековье русские паломники бывали в Египте. В "Повести временных лет" неоднократно упоминаются Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).
В позднем Средневековье эти контакты стали особенно интенсивны. К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрофения. Его "Хождение" ценно тем, что он едва ли не первый из русских паломников посетил Каир и Александрию и, очевидно, познакомился с христианами-коптами. Заслуживает упоминания и путешествие в 1707 году священника Андрея Игнатьева и его брата Стефана. В отчете о путешествии автор приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую характеристику коптам.
Кир Бронников совершил путешествие в Египет в 1820-1821 гг. Александр Муравьев издал книгу о своем путешествии 1830 года. Как и его предшественники, он дает описание коптов и указывает на их общественное положение. В 1834-1835 гг. долгое и трудное путешествие по Нилу от Александрии до Нубии совершил Алексей Норов.
Он и писатель Осип Сенковский положили начало научной российской египтологии. Впоследствии к ним присоединились В. Андревский, Д. Мордовцев, В. Голенищев, М. Ростовцев и даже зять российского императора Николая I великий князь Николай, лично проводивший в Египте раскопки. Но, пожалуй, первым ученым-египтологом в России был Иван Гульянов (умер в 1841 г.), противник господствовавшей тогда школы Масперо.
Царское правительство субсидировало поездки ученых и литераторов (в частности, поэта Николая Гумилева, который, как полагают, ездил туда со специальным заданием), возводило в Египте православные храмы и даже выражало готовность поддержать деньгами дешифровщика иероглифов Шампольона.
Среди российских египтологов рубежа XIX-XX веков выделяются имена таких ученых, как Оскар Лемм, Борис Тураев, Василий Струве. Лемм был одним из лучших для своего времени исследователей коптской письменности, служил хранителем азиатского музея Императорской академии наук. Его труды написаны на немецком языке. Он был учителем Бориса Тураева, великого русского египтолога.
В 1891 г., по окончании курса на историко-филологическом факультете Петербургского университета, Тураев был командирован за границу, где слушал лекции виднейших западных ориенталистов, работал в музеях Берлина, Парижа, Лондона и Италии. Его работы по египтологии и прилегающим дисциплинам - неоценимый вклад России в мировую науку. Борис Тураев считается основателем христианской ориенталистики - науки о христианском Востоке. В 1912 году по его инициативе в Санкт-Петербурге стал издаваться ежегодник "Христианский Восток", который был закрыт в 1927 г. решением Академии наук СССР. В последние годы жизни Борис Тураев был старостой домовой церкви Петербургского университета. К сожалению, память о великом ученом стала угасать. Даже его могила, находившаяся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, была уничтожена.
Василий Струве родился в семье, которая дала нашей стране ряд талантливых ученых и инженеров, но еще с детства отдал предпочтение истории. Борису Тураеву удалось заинтересовать его историей Египта. Первая работа Струве в области египтологии была о сфинксах на набережной у Академии художеств. В 1934 г. его избирают действительным членом Академии наук СССР. Он трудится и в Эрмитаже, а затем в различных институтах Академии наук. Но все же главным для Струве было преподавание в Ленинградском университете.
Разумеется, полностью отечественная наука никогда из Египта не уходила - советские ученые проводили в Египте раскопки, помогали восстановлению древних памятников. Однако богатейшая традиция изучения коптской культуры была прервана в советское время. •
достоверно
Слово "копт" происходит от арабского "кубт" - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к "Ха-Ка-Птах" - древнему культовому наименованию Мемфиса. Последователи коптской Церкви проживают в основном в Египте, где, по официальным данным, их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным самой коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит 8 млн верующих. Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки. Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, что входит в противоречие с православным богословием.
Павел ВИНОГРАДОВ