Культура
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ БДТ
20 февраля
Я не склонен идеализировать 60-80-е годы, как это теперь любят делать многие, даже вроде бы вполне адекватные люди. Хорошо помню невыносимый дух советского бытия, дух подавления Пражской весны, безжалостного вторжения в Афганистан, потоков бесконечной лжи, изливающихся с телеэкранов и радиоэфира... Но тогда был и БДТ. Его сила, страсть, масштаб, ум. Как объяснишь сегодняшним молодым, что театр может потрясать? Со спектаклей БДТ выходили притихшими, сосредоточенными. Я не видел на сцене володинских "Пять вечеров", но много раз слушал трансляционную запись этого спектакля. И не только потому, что спектакль замечательный. На пленке сохранилось дыхание зала. Не знаешь, что сильнее - сама постановка или вот эта потрясающая атмосфера зала, ловящего каждый звук, устремленного к сцене и поглощенного сценой.
После "Старшей сестры" я со своей девушкой целую ночь бродил по городу. Мы не целовались, мы говорили о спектакле. Взахлеб, перебивая друг друга, снова и снова - о Дорониной, Лебедеве...
"Варвары" я смотрел 8 раз и до сих пор прокручиваю этот спектакль на мониторе своей памяти и изумляюсь этому невероятному звездному ансамблю. Ни одного проходного эпизода, роли, даже реплики - все мощно, захватывает и не отпускает с первой фразы до финального выстрела Надежды Монаховой - Дорониной. Когда зажигался свет в антракте, не хотелось вставать со своего места. Чтоб не расплескать эту концентрацию чужой далекой жизни, которая вдруг стала такой твоей и близкой. "Карьеру Артуро Уи" я знал наизусть. Не только текст, но интонации. Ходил гордый и радостный целую неделю, и всем встречным рассказывал про "Римскую комедию" Леонида Зорина. Потому что я оказался в числе немногих счастливчиков, попавших на генеральную репетицию этого спектакля, может быть, лучшего из товстоноговских постановок, безжалостно зарезанного тогдашним секретарем обкома Толстиковым.
БДТ - это роман, масштабный роман нашей жизни, без которого непредставима питерская история второй половины ХХ века. Жаль, что к юбилею астрономы не догадались назвать какую-нибудь вновь открытую звезду или планету - БДТ. Хотя и без этого такая планета существует, и свет ее будет еще долго сопровождать нашу жизнь, помогая новым кораблям прокладывать курс.
Александр УРЕС
После "Старшей сестры" я со своей девушкой целую ночь бродил по городу. Мы не целовались, мы говорили о спектакле. Взахлеб, перебивая друг друга, снова и снова - о Дорониной, Лебедеве...
"Варвары" я смотрел 8 раз и до сих пор прокручиваю этот спектакль на мониторе своей памяти и изумляюсь этому невероятному звездному ансамблю. Ни одного проходного эпизода, роли, даже реплики - все мощно, захватывает и не отпускает с первой фразы до финального выстрела Надежды Монаховой - Дорониной. Когда зажигался свет в антракте, не хотелось вставать со своего места. Чтоб не расплескать эту концентрацию чужой далекой жизни, которая вдруг стала такой твоей и близкой. "Карьеру Артуро Уи" я знал наизусть. Не только текст, но интонации. Ходил гордый и радостный целую неделю, и всем встречным рассказывал про "Римскую комедию" Леонида Зорина. Потому что я оказался в числе немногих счастливчиков, попавших на генеральную репетицию этого спектакля, может быть, лучшего из товстоноговских постановок, безжалостно зарезанного тогдашним секретарем обкома Толстиковым.
БДТ - это роман, масштабный роман нашей жизни, без которого непредставима питерская история второй половины ХХ века. Жаль, что к юбилею астрономы не догадались назвать какую-нибудь вновь открытую звезду или планету - БДТ. Хотя и без этого такая планета существует, и свет ее будет еще долго сопровождать нашу жизнь, помогая новым кораблям прокладывать курс.
Александр УРЕС