Экономика
ГИГАНТ ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ
25 февраля
В документах это изделие обозначено ШСГ-401 (шасси самоходное гусеничное). Но у него есть еще одно имя - "Ермак-500" (Ермак - покоритель Сибири, к тому же конструктора снегоболотохода зовут Евгений Романов, ну а 500 - число лошадиных сил дизеля).
Снегоболотоход поражает с первого взгляда. Гигантские размеры: высота 3,8 метра, длина 15,7 метра, ширина 4,1 метра. Гусеницы (не стальные, как у танка, а специальные - резинометаллические) шириной 1,5 метра (опять же в два раза шире, чем у танка). Скорость до 14,8 километра. Повышенная проходимость достигается за счет большой площади соприкосновения с грунтом и тягового усилия 70 тонн.
Масса "Ермака-500" 49,5 тонны, вместе с максимальной нагрузкой он весит почти 90 тонн, но при этом давление на грунт не превышает 0,3 кг на квадратный сантиметр. Идущий рядом взрослый мужчина средней комплекции давит в два раза сильнее. Низкое давление гиганта очень важно с точки зрения экологии - в тундре след обычных гусениц зарастает годами.
У "Ермака" три родителя. Во-первых, концерн "Газпром". Он сформулировал потребность в такой отечественной машине и, самое главное в наше время, полностью профинансировал ее разработку и изготовление. Раньше российские газовики покупали аналогичную технику у канадской фирмы "Формост", бывшей фактически монополистом в мировом масштабе по таким изделиям. Во-вторых, московское конструкторское бюро "Газстроймашина" - оно разработало проект. В-третьих, Кировский завод, точнее, его дочернее подразделение "Завод "Универсалмаш", - выполнивший изделие в металле.
Стоимость ШСГ-401 - 14 миллионов рублей, что почти в два раза дешевле канадского аналога - тот стоит 900 тысяч долларов. При этом отечественное изделие способно преодолевать более глубокий брод и в нем увеличен дорожный просвет.
ШСГ-401 был изготовлен два года назад. После обкатки на полигоне инженерных войск во Всеволожском районе его отправили в хозяйство "Тюментрансгаза" на полевые испытания в Ханты-Мансийский автономный округ. Затем его вернули в Петербург.
Кстати, перевозка ШСГ-401 особо согласована с МПС. Для нее ввиду размеров гиганта необходимо задействовать две платформы. В цехах завода "Универсалмаш" в конструкцию были внесены усовершенствования, в частности усилена защита маслоподачи.
И вот последние испытания - опять тот же полигон инженерных войск в Елизаветенке Всеволожского района. Огромную машину везли на трейлере. Но на последнем обледенелом участке шоссе большегрузный грузовик не взял подъем. Пришлось "Ермаку" сойти с платформы и идти своим ходом. Случайные водители, которые наблюдали эту картину, запомнили ее надолго.
После подписания акта приемки комиссией "Газпрома" первый экземпляр машины останется на Кировском заводе. Дело в том, что согласно проекту предусмотрено оснащение шасси различными агрегатами. "Ермак" помимо грузовика может работать экскаватором, краном, бурильной установкой, перевозить цистерны. Опытный образец необходим, чтобы опробовать эти модификации в действии.
Владимир Клинский, главный технолог завода "Универсалмаш", отметил, что для его предприятия работа по заказам "Газпрома" - одно из главных направлений развития. "Универсалмаш" образован на базе производства танков и самоходных установок. Сейчас заводу из военного заказа этого направления остался только ремонт танковой техники. Из мирной техники "Универсалмаш" производит дорожную технику, краны и передвижные энергетические сварочные агрегаты. Техника выпускается с различными движителями - гусеничными и комбинированными (это когда машина по шоссе ходит на колесах, а для бездорожья на нее надевают гусеницы). Скоро начнется выпуск машины геологоразведки - передвижного источника сейсмосигналов.
Николай Сидоренко, начальник управления транспорта департамента капитального строительства и транспорта "Газпрома", возглавлявший приемную комиссию снегоболотохода, отметил, что сейчас собраны заявки региональных газотранспортных подразделений. Есть потребность в скором появлении десяти "Ермаков". "Газпром" уверен, что такое количество Кировский завод способен сделать за год. Были бы деньги у заказчика.
Максим САХНО
Снегоболотоход поражает с первого взгляда. Гигантские размеры: высота 3,8 метра, длина 15,7 метра, ширина 4,1 метра. Гусеницы (не стальные, как у танка, а специальные - резинометаллические) шириной 1,5 метра (опять же в два раза шире, чем у танка). Скорость до 14,8 километра. Повышенная проходимость достигается за счет большой площади соприкосновения с грунтом и тягового усилия 70 тонн.
Масса "Ермака-500" 49,5 тонны, вместе с максимальной нагрузкой он весит почти 90 тонн, но при этом давление на грунт не превышает 0,3 кг на квадратный сантиметр. Идущий рядом взрослый мужчина средней комплекции давит в два раза сильнее. Низкое давление гиганта очень важно с точки зрения экологии - в тундре след обычных гусениц зарастает годами.
У "Ермака" три родителя. Во-первых, концерн "Газпром". Он сформулировал потребность в такой отечественной машине и, самое главное в наше время, полностью профинансировал ее разработку и изготовление. Раньше российские газовики покупали аналогичную технику у канадской фирмы "Формост", бывшей фактически монополистом в мировом масштабе по таким изделиям. Во-вторых, московское конструкторское бюро "Газстроймашина" - оно разработало проект. В-третьих, Кировский завод, точнее, его дочернее подразделение "Завод "Универсалмаш", - выполнивший изделие в металле.
Стоимость ШСГ-401 - 14 миллионов рублей, что почти в два раза дешевле канадского аналога - тот стоит 900 тысяч долларов. При этом отечественное изделие способно преодолевать более глубокий брод и в нем увеличен дорожный просвет.
ШСГ-401 был изготовлен два года назад. После обкатки на полигоне инженерных войск во Всеволожском районе его отправили в хозяйство "Тюментрансгаза" на полевые испытания в Ханты-Мансийский автономный округ. Затем его вернули в Петербург.
Кстати, перевозка ШСГ-401 особо согласована с МПС. Для нее ввиду размеров гиганта необходимо задействовать две платформы. В цехах завода "Универсалмаш" в конструкцию были внесены усовершенствования, в частности усилена защита маслоподачи.
И вот последние испытания - опять тот же полигон инженерных войск в Елизаветенке Всеволожского района. Огромную машину везли на трейлере. Но на последнем обледенелом участке шоссе большегрузный грузовик не взял подъем. Пришлось "Ермаку" сойти с платформы и идти своим ходом. Случайные водители, которые наблюдали эту картину, запомнили ее надолго.
После подписания акта приемки комиссией "Газпрома" первый экземпляр машины останется на Кировском заводе. Дело в том, что согласно проекту предусмотрено оснащение шасси различными агрегатами. "Ермак" помимо грузовика может работать экскаватором, краном, бурильной установкой, перевозить цистерны. Опытный образец необходим, чтобы опробовать эти модификации в действии.
Владимир Клинский, главный технолог завода "Универсалмаш", отметил, что для его предприятия работа по заказам "Газпрома" - одно из главных направлений развития. "Универсалмаш" образован на базе производства танков и самоходных установок. Сейчас заводу из военного заказа этого направления остался только ремонт танковой техники. Из мирной техники "Универсалмаш" производит дорожную технику, краны и передвижные энергетические сварочные агрегаты. Техника выпускается с различными движителями - гусеничными и комбинированными (это когда машина по шоссе ходит на колесах, а для бездорожья на нее надевают гусеницы). Скоро начнется выпуск машины геологоразведки - передвижного источника сейсмосигналов.
Николай Сидоренко, начальник управления транспорта департамента капитального строительства и транспорта "Газпрома", возглавлявший приемную комиссию снегоболотохода, отметил, что сейчас собраны заявки региональных газотранспортных подразделений. Есть потребность в скором появлении десяти "Ермаков". "Газпром" уверен, что такое количество Кировский завод способен сделать за год. Были бы деньги у заказчика.
Максим САХНО