Экономика

ЕВГЕНИЙ ЯЦЫШИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ: ГОРОД ДОЛЖЕН СТАТЬ СЕРЬЕЗНЫМ ИГРОКОМ НА РЫНКЕ

26 февраля
- Евгений Владимирович, вскоре после избрания губернатор Валентина Матвиенко заявила о необходимости с нового года ликвидировать инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК). Решение, по мнению большинства аналитиков рынка, безусловно верное. Однако возникает естественный вопрос: не приведет ли упразднение ИТК к коллапсу инвестиционно-строительного рынка, кто отныне будет решать вопросы, связанные с выделением инвесторам пятен под застройку, передачи объектов под реконструкцию целевым назначением и т. д.?
- Как известно, в конце прошлого года Уставный суд Петербурга вынес свой вердикт относительно дальнейшей судьбы ИТК. Он посчитал, что данная система в ряде своих положений противоречит нормам городского Устава. Однако тем же решением он продлил срок ее существования до середины июня. Эта отсрочка как раз не позволит поставить крест на всех ныне реализуемых проектах. В этот период ИТК как процедурный орган будет продолжать помогать оформлять в соответствии с действующим законодательством земельные участки под строительство и реконструкцию. Также это дает возможность плавно перейти от распределительной системы предоставления участков к торгам. К тому же есть решение Уставного суда, по которому мы совместно с депутатами должны разработать новый закон, регулирующий отношения в сфере предоставления прав на застройку в недвижимости. С этой целью создана специальная рабочая группа, в состав которой входят представители исполнительной и законодательной властей. Такой формат рабочей группы позволит выработать согласованную, взвешенную позицию по ключевым моментам будущего закона.
Наша задача также подготовить процедуру торгов - создать равные условия для игроков на строительном рынке. Естественно, в первую очередь мы сконцентрировали свое внимание на подготовке к торгам больших участков, от 50 тысяч квадратных метров. Здесь мы проводим комплексную оценку территорий, рассчитываем сумму необходимых инвестиций для их развития. Один из таких участков - квартал 56 Северо-Приморской части.
- Как известно, в последние годы город строился исключительно на деньги, собранные застройщиками с дольщиков. Между тем очередь на улучшение жилищных условий практически не движется. Появятся ли в ближайшем будущем какие-то выгодные и безопасные схемы, которые позволили бы улучшить жилищные условия большему числу граждан?
- Долевая схема строительства в ближайшей перспективе останется доминирующей на рынке. Такая практика существует не только у нас. Во многих крупнейших европейских городах, например в Мюнхене, именно за счет подобной системы финансирования в основном осуществляется строительство. Воспользовавшись ей, в Петербурге можно сэкономить до 200 долларов с одного квадратного метра. Другое дело - вопрос гарантий сохранности вложенных средств. Для этого как раз и существует институт страхования различных строительных рисков. Полностью обезопасить себя от возможных неприятностей стоит всего 2 процента от стоимости квартиры. Большое число фирм на рынке предлагают подобную услугу. Ведь эту же сумму вы платите нотариусу при оформлении сделки и при этом не задумываетесь, стоит ли на эту процедуру тратиться. Так что ваша безопасность - в ваших руках.
Что касается строительства социального жилья, то оно ведется, но, к сожалению, медленными темпами. Причина - отсутствие бюджетного финансирования. На этот год в бюджете на капитальные вложения в отрасль, в том числе на развитие инфраструктуры, было выделено всего 1 млрд 700 млн рублей. Принятое в декабре прошлого года постановление правительства города об увеличении размера отчислений на развитие инфраструктуры позволит полученные дополнительные деньги - порядка 5 млрд рублей - направить на строительство новых инженерных сетей, дорог, социальных объектов, а также на расселение аварийного и ветхого фонда.
- Испытывает ли сегодня строительный комплекс города недостаток законодательных актов, регулирующих его деятельность? Какие нормативные акты необходимо принять ЗС уже в ближайшее время?
- Один из них я уже упоминал - новый закон, касающийся регулирования отношений в сфере предоставления прав на застройку в недвижимости. Кроме того, это закон об общественных обсуждениях инвестиционных проектов, который, с одной стороны, защищает права и интересы горожан, а с другой - не тормозит строительство в городе, не позволяет спекулировать на этом злободневном вопросе.
- Вас многие обвиняют в нежелании прислушиваться к мнению различных общественных организаций, представляющих строительную отрасль, в стремлении принимать все решения кулуарно, за закрытыми дверьми.
- Я всегда признавал важную роль строительных объединений. Такие общественные организации должны представлять интересы своей отрасли, способствовать ее развитию, появлению реальной и честной конкуренции, выступать за устранение излишних бюрократических барьеров. Поэтому я готов сотрудничать и обсуждать с ними их идеи и предложения. Кстати, я сам не раз выступал с инициативой уменьшения административного влияния на рынок - его дебюрократизации.
- Сейчас в среде петербургских застройщиков активно муссируется вопрос о возможной экспансии московских строительных компаний на петербургский рынок. Насколько подобные слухи обоснованны?
- Возможно, что, как только начнут проводиться земельные торги, на строительном рынке Петербурга появятся иногородние компании, в частности московские. Но мы не вправе как бы то ни было ограничивать рынок - это попросту незаконно. Хотя и специально создавать для московских структур режим наибольшего благоприятствования администрация тоже не будет.
- Евгений Владимирович, раз уж разговор вновь коснулся торгов, не могли бы вы рассказать, как вы собираетесь обезопасить их проведение, оградив от участия в них различных спекулянтов и мошенников. Всем памятна прошлогодняя история, когда вначале одна доселе никому неизвестная компания скупила все пятна, выставленные на торги, а потом отказалась за них полностью платить.
- На самом деле избежать этого в дальнейшем будет не так уж и сложно. Для этого необходимо подкорректировать регламент самих торгов. Например, сделать обязательным внесения денежного залога, скажем, в размере 10 процентов от стоимости участка, повысить ценз для допуска к участию.
- Скажите, Евгений Владимирович, почему вы - удачливый бизнесмен и небедный человек - согласились занять такой тяжелый и ответственный пост. Вряд ли вас прельстила более чем скромная зарплата председателя комитета.
- Действительно, прежде, чем принять подобное решение, я советовался со своими коллегами - так что оно, по-своему, коллегиальное. Причины, которые побудили меня занять этот пост, - это желание попробовать себя в новой роли и помочь городу. Я скорее управленец, чем бизнесмен. И как менеджер нацелен прежде всего на достижение поставленных задач. С приходом в комитет я, говоря образно, будто бы оказался за кулисами театра, увидел не только результат, но и рабочий процесс, что позволяет мне теперь несколько иначе смотреть на происходящее. Это поистине бесценный опыт.
- И в заключение не могли бы вы сформулировать основные задачи, которые перед собой ставит комитет по строительству.
- Главная наша цель - сделать среду конкурентной. При этом город должен стать полноценным игроком на рынке, определив свое место. Сегодня инвестиционно-строительному комплексу необходима осмысленная политика городских властей. Если говорить о конкретных задачах, то их великое множество. Это и расселение ветхого и аварийного фонда, и передислокация промышленных предприятий за городскую черту, и многое другое. Для их решения необходимо создать хорошо отлаженную и бесперебойно работающую систему.
Леонид ПАНЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь