Культура
ВЫ СНОВА ЗДЕСЬ, ИЗМЕНЧИВЫЕ ТЕНИ...
27 февраля
Сегодня Ирина - несомненный лидер и уважаемый авторитет в мире отечественной анимации. Ее имя известно и за пределами страны. У всех еще на памяти триумф в Венеции, на кинофестивале, ее короткометражки "Клоун" (его показ предварял премьеру "Петербурга"). Однако в родных пенатах не так часто бывает у публики возможность увидеть то, чем наслаждается фестивальная зарубежная публика. В Доме кино этот недостаток был частично исправлен.
Сидевший рядом со мною коллега никак не мог поверить, что все, что он видит на экране, сделано без вмешательства компьютера и новых высоких технологий. "Не может быть! Не может быть!" - постоянно повторял он, наблюдая сначала за тем, как в фильме Евтеевой старадает и умирает клоун - герой SnowShow, а затем - как разворачивается анимационная петербургская мистерия Ирины. Правда, однако, заключается в том, что знаменитый режиссер рисует каждый кадр сама, своими руками. Работа поэтому, ввиду кропотливости, сложности и тщательности, длится годами. "Петербург", например, был нарисован и снят за пять лет.
Не зная истории возникновения замысла, можно принять фильм Евтеевой как очередную картину к юбилею. Сама режиссер во вступительном слове опровергла сию версию. Честно сказать, сам настрой фильма, его визуальное решение менее всего напоминают желание петь хвалебную и восторженную песнь сему "умышленному" творению рук человеческих. У каждого из нас - свой образ северной столицы. И очень часто восприятие привычных петербургских панорам, перекрестий улиц и проспектов, поворотов и изгибов каналов зависит от твоего настроения, времени дня и времени года, не говоря уже о погоде. Ирина Евтеева не скрывает своей любви к городу, но она увидела его так, как и мог только увидеть его человек с тонкой душой лирика.
Весь фильм пронизывает закадровое чтение Сергеем Дрейденом стихов Андрея Белого. Недаром первоначальным толчком к идее картины послужил его фантасмагорический роман "Петербург". Поэзия буквально льется на плоскость экрана и захлестывает его игрой визуальных ассоциаций, яркими звуковыми акцентами, неожиданными соединениями похождений лирического героя с давно знакомыми персонифицированными образами города. В фильме в качестве полноправных героев участвуют персонажи лучших фильмов нашего кино - от "Стачки" Сергея Эйзенштейна до "Шинели" Алексея Баталова.
Еще со времен пушкинского "Медного всадника" мистическим образом переплетались в русском искусстве на петербургской болотной почве судьбы исторических персон и простых людей. Ирина Евтеева рискнула поселить своего главного, выдуманного, героя среди тех, кто давно и привычно воспринимается нами как миф. Поэтому и оказывается он рядом с Петром Первым и Арбениным. Поэтому мы спокойно сопрягаем в своем восприятии бродящего по Васильевскому острову Акакия Акакиевича и демонического Германна, требующего у старухи открыть тайну трех карт. Это свободное странствие - сквозь время и пространство, когда черно-белый графичный кадр приобретает цвет, ибо он раскрашивается режиссером в теплые тона разноцветия.
Воспринимать "Петербург" Ирины Евтеевой на уровне логики или пытаясь узнать: какой кадр откуда заимствован - бессмысленно. Тем более что в прологе картины участниками ее ленты названы персонажи соответствующих фильмов прошлого. Гораздо интереснее наблюдать за тем, с каким невероятным разнообразием творится на плоскости объемный образ города, где стихийность монтажных ассоциаций борется со строгостью графического замысла. Примерно так же, как Петр Первый боролся с природой, желая сотворить город вопреки и наперекор всему. Следует признать: и режиссеру, и самодержцу это удалось.
После премьеры Ирина рассказала, что существует и другой вариант фильма, где, собственно, и изложена история похождений главного героя в исторических декорациях европейского мегаполиса, каковым был, есть и пребудет Петербург. Наверное, это будет совсем другой "Петербург". Какой? Предугадать трудно. Но и то, что было увидено в представленной версии, поражает соответствием стиля и образов тому, каким возникает в нашем сознании мощный образ всплывающего над водной стихией Петрополя.
Если бы вдруг меня попросили определить жанр нового фильма Ирины Евтеевой, то я бы предложил вспомнить второе заглавие ее "Петербурга" - "Лирическое путешествие героя, навеянное туманами и видениями города". Из него, как из песни, слова не выкинешь.
Cергей ИЛЬЧЕНКО
Сидевший рядом со мною коллега никак не мог поверить, что все, что он видит на экране, сделано без вмешательства компьютера и новых высоких технологий. "Не может быть! Не может быть!" - постоянно повторял он, наблюдая сначала за тем, как в фильме Евтеевой старадает и умирает клоун - герой SnowShow, а затем - как разворачивается анимационная петербургская мистерия Ирины. Правда, однако, заключается в том, что знаменитый режиссер рисует каждый кадр сама, своими руками. Работа поэтому, ввиду кропотливости, сложности и тщательности, длится годами. "Петербург", например, был нарисован и снят за пять лет.
Не зная истории возникновения замысла, можно принять фильм Евтеевой как очередную картину к юбилею. Сама режиссер во вступительном слове опровергла сию версию. Честно сказать, сам настрой фильма, его визуальное решение менее всего напоминают желание петь хвалебную и восторженную песнь сему "умышленному" творению рук человеческих. У каждого из нас - свой образ северной столицы. И очень часто восприятие привычных петербургских панорам, перекрестий улиц и проспектов, поворотов и изгибов каналов зависит от твоего настроения, времени дня и времени года, не говоря уже о погоде. Ирина Евтеева не скрывает своей любви к городу, но она увидела его так, как и мог только увидеть его человек с тонкой душой лирика.
Весь фильм пронизывает закадровое чтение Сергеем Дрейденом стихов Андрея Белого. Недаром первоначальным толчком к идее картины послужил его фантасмагорический роман "Петербург". Поэзия буквально льется на плоскость экрана и захлестывает его игрой визуальных ассоциаций, яркими звуковыми акцентами, неожиданными соединениями похождений лирического героя с давно знакомыми персонифицированными образами города. В фильме в качестве полноправных героев участвуют персонажи лучших фильмов нашего кино - от "Стачки" Сергея Эйзенштейна до "Шинели" Алексея Баталова.
Еще со времен пушкинского "Медного всадника" мистическим образом переплетались в русском искусстве на петербургской болотной почве судьбы исторических персон и простых людей. Ирина Евтеева рискнула поселить своего главного, выдуманного, героя среди тех, кто давно и привычно воспринимается нами как миф. Поэтому и оказывается он рядом с Петром Первым и Арбениным. Поэтому мы спокойно сопрягаем в своем восприятии бродящего по Васильевскому острову Акакия Акакиевича и демонического Германна, требующего у старухи открыть тайну трех карт. Это свободное странствие - сквозь время и пространство, когда черно-белый графичный кадр приобретает цвет, ибо он раскрашивается режиссером в теплые тона разноцветия.
Воспринимать "Петербург" Ирины Евтеевой на уровне логики или пытаясь узнать: какой кадр откуда заимствован - бессмысленно. Тем более что в прологе картины участниками ее ленты названы персонажи соответствующих фильмов прошлого. Гораздо интереснее наблюдать за тем, с каким невероятным разнообразием творится на плоскости объемный образ города, где стихийность монтажных ассоциаций борется со строгостью графического замысла. Примерно так же, как Петр Первый боролся с природой, желая сотворить город вопреки и наперекор всему. Следует признать: и режиссеру, и самодержцу это удалось.
После премьеры Ирина рассказала, что существует и другой вариант фильма, где, собственно, и изложена история похождений главного героя в исторических декорациях европейского мегаполиса, каковым был, есть и пребудет Петербург. Наверное, это будет совсем другой "Петербург". Какой? Предугадать трудно. Но и то, что было увидено в представленной версии, поражает соответствием стиля и образов тому, каким возникает в нашем сознании мощный образ всплывающего над водной стихией Петрополя.
Если бы вдруг меня попросили определить жанр нового фильма Ирины Евтеевой, то я бы предложил вспомнить второе заглавие ее "Петербурга" - "Лирическое путешествие героя, навеянное туманами и видениями города". Из него, как из песни, слова не выкинешь.
Cергей ИЛЬЧЕНКО