Общество
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЫХ И ЧЕСТНЫХ ИКОН
28 февраля
Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Церкви над иконоборческой ересью и "восстановления святых и честных икон", совершившемся при византийском императоре Михаиле и царице Феодоре.
Мысль о невозможности представить Бога в человеческом образе возникала еще в раннехристианскую эпоху, однако была достаточно быстро преодолена. Тем не менее в 730 году вышел императорский эдикт, запрещающий поклонение иконам. Так начался период иконоборства, длившийся до Седьмого церковного собора 843 г., заклеймившего иконоборчество как ересь.
Дело в том, что основа христианской веры - учение о воплощении, о том, что Бог Слово, второе лицо Троицы, воспринял человеческую природу, родившись от Девы Марии. Оставаясь Богом, Он стал в то же время совершенным человеком, видимым, описуемым, изобразимым. Это есть основа возможности существования иконы. Отрицая иконопочитание, иконоборчество тем самым отрицало видимое свидетельство вочеловечения Бога как фундамент человеческого спасения, то есть самую основу христианской веры. Поэтому победа над иконоборчеством была именно победой православия над великими ересями Востока, посягавшими на самую суть религиозной истины - учение о Богочеловечестве Христа.
В кафедральных храмах в этот день совершается особый чин анафемствования ересей. Проходит торжественный молебен особого чинопоследования, где поминаются все великие деятели Православной церкви - цари, патриархи, святые, - послужившие ее утверждению.
Павел ВИНОГРАДОВ
Мысль о невозможности представить Бога в человеческом образе возникала еще в раннехристианскую эпоху, однако была достаточно быстро преодолена. Тем не менее в 730 году вышел императорский эдикт, запрещающий поклонение иконам. Так начался период иконоборства, длившийся до Седьмого церковного собора 843 г., заклеймившего иконоборчество как ересь.
Дело в том, что основа христианской веры - учение о воплощении, о том, что Бог Слово, второе лицо Троицы, воспринял человеческую природу, родившись от Девы Марии. Оставаясь Богом, Он стал в то же время совершенным человеком, видимым, описуемым, изобразимым. Это есть основа возможности существования иконы. Отрицая иконопочитание, иконоборчество тем самым отрицало видимое свидетельство вочеловечения Бога как фундамент человеческого спасения, то есть самую основу христианской веры. Поэтому победа над иконоборчеством была именно победой православия над великими ересями Востока, посягавшими на самую суть религиозной истины - учение о Богочеловечестве Христа.
В кафедральных храмах в этот день совершается особый чин анафемствования ересей. Проходит торжественный молебен особого чинопоследования, где поминаются все великие деятели Православной церкви - цари, патриархи, святые, - послужившие ее утверждению.
Павел ВИНОГРАДОВ