Культура
В МИР ИТАЛЬЯНСКОЙ МУЗЫКИ С РУССКИМИ ГИДАМИ
03 мартa
Каждый следующий фестиваль проводится в новом месте. Программы составлены по принципу: произведения русских композиторов в контексте инонациональной музыкальной культуры. Были уже фестивали российско-французский, российско-армянский. Только что завершившийся в Санкт-Петербурге был российско-итальянским. В течение недели исполнены семь серьезных, содержательных программ. Уж как, казалось бы, любимы и популярны у нас сочинения итальянцев, и не только в оперном, но и в инструментальном жанрах! Между тем даже для знатоков оказались тут вещи незнакомые и примечательные. Да и отечественная музыка была представлена не заигранными, а то и вовсе новыми образцами. Основной репертуарный груз нес сам ансамбль "Времена года", но немало интересного оказалось и у фортепианного дуэта Аурелио и Паоло Полличе, у нескольких ярких солистов и хора Lege artis, у подвизающегося в нашем городе Российского ансамбля старинной музыки под руководством Владимира Шуляковского. Этот коллектив представил раритеты из творений итальянских мастеров XVIII века, созданных специально для Санкт-Петербурга и здесь в свое время впервые прозвучавших.
Финальный концерт в Большом зале Филармонии оказался по-особому интересным и впечатляющим. Вначале прозвучал опус того автора, что является покровителем оркестра "Времена года", - Вивальди. На сей раз это был Concerto grosso 6, который позволил оценить капитальные достоинства инструментального коллектива: слитность тембра, стройность ритма, чистоту, живую выразительность интонации. Обретение подобных качеств всегда, и на этот раз тоже, заслуга постоянно работающего с оркестром дирижера. Владислав Булахов, в чьей дирижерской манере нет ничего показного, внешне броского, устремлен к внутренней сути исполняемого и выявляет ее очень убедительно. Отлично зная возможности струнных, он добился редкостного баланса в их взаимодействии между собой и с духовыми инструментами. Он чутко слушает солиста, помогая ему вести диалог с оркестром. Еще одно ценное свойство Булахова - он точно ощущает и дает почувствовать музыкантам и публике стилевые параметры интерпретируемых опусов.
Сочинение современного итальянского автора Джованни Солимы Contrafaktus для флейты с оркестром контрастировало опусу Вивальди лишь отчасти: тут тоже присутствуют черты барокко, причудливым образом соединенные с приметами восточной музыки. Хотя превосходный флейтист Массимо Мерчелли сделал все возможное для успеха нового произведения, успех этот оказался относительным: из-за нарочитости гармонического языка и обилия повторений целое оказалось скучноватым.
А вот в Фортепианном концерте Альфреда Шнитке интерпретация и сама музыка составляли редкостную гармонию. Композитор обратился тут в поисках национальной идеи к праистокам русской музыки, введя их в русло современных звучаний. Рождающаяся при этом экспрессия была максимально усилена солистом. То был известный московский пианист Борис Петрушанский (он преподает в Фортепианной академии в Имоле и сделал этот итальянский городок притягательным для молодых музыкантов всего мира). От задумчивых, проникнутых рефлексией вступительных фраз до могучего жизнеутверждения кульминаций солист и оркестр вели слушателей, неторопливо, но неуклонно нагнетая мощное напряжение.
Во втором отделении аудиторию поджидал сюрприз: неизвестный Верди! Впервые прозвучала его Камерная музыка для голоса с фортепиано (в мастерском переложении И. Булахова для голосов и оркестра), то самое сочинение юного композитора, из-за которого он не был принят в Миланскую консерваторию, ввиду, как ему было заявлено, отсутствия у него способностей. Не только последующие гениальные создания, но и сам по себе этот ранний опус способен посрамить незадачливых профессоров! Уже здесь нежная и пламенная кантилена, живой темперамент, способные доставить наслаждение. А если добавить, что пели вердиевские мелодии знаток итальянской музыки, легендарный тенор Зураб Соткилава и его даровитая ученица, сопрано Алла Колганова, то удивляться восторженному приему этой части программы, да и всего концерта, публикой не приходится.
Михаил БЯЛИК
Финальный концерт в Большом зале Филармонии оказался по-особому интересным и впечатляющим. Вначале прозвучал опус того автора, что является покровителем оркестра "Времена года", - Вивальди. На сей раз это был Concerto grosso 6, который позволил оценить капитальные достоинства инструментального коллектива: слитность тембра, стройность ритма, чистоту, живую выразительность интонации. Обретение подобных качеств всегда, и на этот раз тоже, заслуга постоянно работающего с оркестром дирижера. Владислав Булахов, в чьей дирижерской манере нет ничего показного, внешне броского, устремлен к внутренней сути исполняемого и выявляет ее очень убедительно. Отлично зная возможности струнных, он добился редкостного баланса в их взаимодействии между собой и с духовыми инструментами. Он чутко слушает солиста, помогая ему вести диалог с оркестром. Еще одно ценное свойство Булахова - он точно ощущает и дает почувствовать музыкантам и публике стилевые параметры интерпретируемых опусов.
Сочинение современного итальянского автора Джованни Солимы Contrafaktus для флейты с оркестром контрастировало опусу Вивальди лишь отчасти: тут тоже присутствуют черты барокко, причудливым образом соединенные с приметами восточной музыки. Хотя превосходный флейтист Массимо Мерчелли сделал все возможное для успеха нового произведения, успех этот оказался относительным: из-за нарочитости гармонического языка и обилия повторений целое оказалось скучноватым.
А вот в Фортепианном концерте Альфреда Шнитке интерпретация и сама музыка составляли редкостную гармонию. Композитор обратился тут в поисках национальной идеи к праистокам русской музыки, введя их в русло современных звучаний. Рождающаяся при этом экспрессия была максимально усилена солистом. То был известный московский пианист Борис Петрушанский (он преподает в Фортепианной академии в Имоле и сделал этот итальянский городок притягательным для молодых музыкантов всего мира). От задумчивых, проникнутых рефлексией вступительных фраз до могучего жизнеутверждения кульминаций солист и оркестр вели слушателей, неторопливо, но неуклонно нагнетая мощное напряжение.
Во втором отделении аудиторию поджидал сюрприз: неизвестный Верди! Впервые прозвучала его Камерная музыка для голоса с фортепиано (в мастерском переложении И. Булахова для голосов и оркестра), то самое сочинение юного композитора, из-за которого он не был принят в Миланскую консерваторию, ввиду, как ему было заявлено, отсутствия у него способностей. Не только последующие гениальные создания, но и сам по себе этот ранний опус способен посрамить незадачливых профессоров! Уже здесь нежная и пламенная кантилена, живой темперамент, способные доставить наслаждение. А если добавить, что пели вердиевские мелодии знаток итальянской музыки, легендарный тенор Зураб Соткилава и его даровитая ученица, сопрано Алла Колганова, то удивляться восторженному приему этой части программы, да и всего концерта, публикой не приходится.
Михаил БЯЛИК