Культура

МУЗЕЙ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

10 мартa
На недавней пресс-конференции в Амстердаме, посвященной открытию в столице Голландии филиала музея, один из иностранных журналистов спросил нынешнего руководителя Эрмитажа: "Вы работали директором при советской власти и работаете им сейчас. Чувствуете ли вы разницу в том, как государство относится к музею?" На что Михаил Пиотровский элегантно ответил: "При советской власти директором служил мой отец, Борис Борисович. А я тружусь директором после советской власти. Хотя то, что происходило в музее, когда там работал отец, знаю досконально, ибо вырос в музее". В самом вопросе, как и в ответе, содержится то ощущение понятия "династия", которым в случае с Пиотровскими можно только гордиться. От отца к сыну и далее - к внуку - выстраивается связь времен, вектор которой нынче для Эрмитажа обращен в будущее.
Понятие "музей" вольно или невольно вызывает ассоциации с прошедшим временем. Мол-де хранят здесь реликвии прошлого. Автор, петербуржская журналистка Юлия Кантор, не настаивает на такой трактовке музея как учреждения для хранения. Наоборот, в ее книге Эрмитаж предстает как живой организм, чьи страницы истории наполнены вполне драматическими коллизиями, имевшими жгучее актуальное звучание. Чего стоит эпизод с пребыванием Временного правительства в 1917 году в Зимнем дворце или трагическая череда потерь части эрмитажной коллекции, проданной в 30-е годы прошлого века за границу. Обо всем этом увлекательно рассказано в книге. Когда на пространстве книги вы обнаруживаете переписку руководства Эрмитажа со Сталиным, то кажется, что будто само время потекло вспять. И прошлое властно напоминает о себе в настоящем.
Пожалуй, одно из самых впечатляющих мест - рассказ о блокадном Эрмитаже, документы, свидетельствующие о той строгой дисциплине, царившей в стенах музея в суровые дни войны. Когда читаешь приказы академика Орбели, руководившего музеем в это время, увольняющего нерадивого сотрудника за опоздание на работу, то поневоле обращаешь внимание на дату - 12 ноября 1941 года, и сразу память подсказывает: блокада началась, голод и холод наступают. Но иначе было нельзя - законы военного времени.
Книга не история музейного собрания Эрмитажа, это - документальная повесть о людских судьбах в контексте истории и культуры. Скажем точнее: истории культуры. К счастью для нас и для автора книги, о некоторых ситуациях в связи с Эрмитажем мы нынче можем говорить безо всяких эвфемизмов и полунамеков. Например, о принципиальной позиции руководства музея не "cдаваться" в аренду для всякого рода великосветских тусовок и балов. Или о том непростом времени, когда культурное безвременье первых лет постсоветского периода нашей истории потребовало от вступившего на пост директора Михаила Пиотровского нестандартных решений в деле сохранения коллектива своего музея, ориентации на поиски внегосударственных источников существования и - более - выживания музея в новых экономических условиях. Теперь, когда слово "Эрмитаж" стало брэндом, по силе и авторитету сопоставимым с брэндом "Петербург", очевидна справедливость принятых принципиальных решений и целесообразность тех реальных дел, которые логически привели к тому положению, когда музей из внешне формального свидетельства о прошлом величии отечественной культуры стал живым и динамичным доказательством ее насыщенного и современного настоящего.
Тему Эрмитажа Юлия Кантор разрабатывала и разрабатывает давно и упорно. Она была свидетелем многих интересных событий, связанных с музеем и его директором. И об этом также написала в своей книге, где собрала воедино летопись нынешних будней и праздников музея. Эти страницы читаются с особым интересом, ибо события и люди в Эрмитаже возникают не сами по себе, а на фоне того, что происходило за окнами Зимнего дворца (а теперь - и Главного штаба) в Петербурге и шире - в стране и мире.
Все это ощущаешь тогда, когда начинаешь после прочтения вновь перелистывать книгу и всматриваться в цветные фотографии Сергея Максимишина, сопровождающие издание. Они тонко, а порою и иронично передают в рамке кадра ту атмосферу, которой наполняются залы Эрмитажа в моменты особо знаковых событий. И вспоминается тогда эпизод с президентом США Джорджем Бушем-младшим, предложившим Михаилу Пиотровскому сфотографироваться вместе во время его визита в музей: "Чтобы вы были знамениты". И тут же важный гость осекся, поняв, что сморозил глупость: "Впрочем, конечно, вы и так знамениты".
Воистину Эрмитаж и династия Пиотровских стольких VIPов видали на своем веку, что слава им не нужна. Они хотя и оглядываются назад, в прошлое, но живут настоящим и уверенно смотрят в будущее. Об этом и книга.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1