Общество

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ РАЗВЕДЧИКА КУЗНЕЦОВА

13 мартa
...Ранним утром 1 декабря 1939 года на Невском проспекте в газетных киосках нарасхват шли свежие номера "Ленправды". Небольшая тассовская заметка "Столкновение советских войск с финскими войсками" повествовала о том, что, начиная с двух часов ночи 30 ноября, так называемая "финская военщина" напала на советские погранзаставы одновременно и на берегу Ладоги, и на Кольском полуострове, и в Карелии, и, наконец, на берегах реки Сестры. "По приказу главного командования Красной Армии, - говорилось в сообщении, - войска Ленинградского военного округа в 8 часов утра 30 ноября перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов".

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОД УГРОЗОЙ?

Советское руководство, отдавая армии приказ о начале войны, не собиралось занимать какие-либо территории Финляндии вне Карельского перешейка. От Дворцовой площади до Сестрорецка (тогда - приграничный город) чуть больше 30 км. Сталин боялся, что финны могут обстрелять первомайскую либо ноябрьскую демонстрацию на Дворцовой площади (видимо, мерил по себе. - Ред.). Так родился план переноса праздничных торжеств на Московский проспект, в район специально построенного Дома Советов (около нынешней станции метро "Московская"). Были опасения, что "белофинны", в чьих руках было северное Приладожье, могут "отравить озеро" и через Неву зараза придет в Ленинград.
В течение ноября 1939 года Сталин неоднократно предлагал финской стороне произвести обмен территориями. Дескать, мы должны получить Карельский перешеек до того места, где, кстати, по сегодняшний день проходит наша государственная граница. Соседям же предлагались территории на Кольском полуострове и в Карелии.

СЕРЬЕЗНЫЕ НЕУДАЧИ НА ФРОНТАХ

О том, что СССР напал на Финляндию, а не наоборот, после того как правящие круги в Хельсинки отвергли сталинский план обмена территориями, свидетельствуют многие факты. В частности, заключительные строки вышеупомянутого первого тассовского сообщения о начале военных действий: "Несмотря на неблагоприятную погоду, нашей авиацией произведены разведывательные полеты и сброшены бомбы на аэродромы Виипури (Выборг) и Хельсинки (Гельсингфорс)".
Спрашивается, если действительно "белофинны" нарушали покой на отдельных погранзаставах, зачем нужно было сбрасывать бомбы на Выборг и Хельсинки?
Планируемый командованием Красной Армии молниеносный разгром финнов не удался. Советские дивизии завязли на Карельском перешейке, не сумев преодолеть с ходу линию Маннергейма. Бои приняли затяжной, позиционный характер. В дело вступила разведка.
В это время в Москве проходил подготовку будущий известный советский разведчик Н.И. Кузнецов. Его готовили, конечно, "на Германию", но сложившаяся тогда ситуация на фронтах "Зимней войны" внесла свои коррективы.

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ В ЛЕНИНГРАДЕ

Практически нигде в исследованиях не встречается упоминания о том, что Н. Кузнецов когда-либо бывал в нашем городе. А это произошло как раз в конце 1939 - начале 1940 годов, и приезд его в Ленинград был связан с трагическими страницами советско-финляндского конфликта. Дело в том, что кроме немецкого Н. Кузнецов неплохо понимал и финский язык! Работая лесником-таксатором (пробивал просеки в глухом лесу) в Кудымкаре - столице Коми-Пермяцкого автономного округа, за несколько лет он в совершенстве изучил язык местного населения, близкий финскому.
Это подтверждают многие друзья разведчика, знавшие его до войны. С.А. Можаев, коми-пермяцкий писатель и драматург, друживший с Кузнецовым, в своих мемуарах писал: "...Вспомнил я декабрьский вечер 1935 года, когда мы вместе со Спиридоном Грибановым входили в зал делового клуба города в Свердловске, чтобы отдохнуть после рабочего дня... Только собрались поудобнее устроиться, как слышим: "Ба! Кого я вижу!", оглядываемся на радостное, сердечное приветствие и видим - подходит к нам широко улыбающийся, с распростертыми руками Николай Кузнецов. "Оджжо, локтo:мась коми отир! Здравствуйте, дорогие друзья!" Конечно же, мы искренне обрадовались встрече... Николай сел за наш столик. "Ну, рассказывайте, как живет Кудымкар. Я ведь давненько покинул ваш маленький городок. И давайте в честь встречи будем говорить по-коми-пермяцки, хочется не забывать ваш интересный язык". Когда он жил в Кудымкаре, мы встречались с Николаем не так уж часто. Я знал, что он говорит по-коми-пермяцки, читает нашу литературу в подлинниках. Но услышать такую безукоризненную речь, со всеми тонкостями, меткими и образными выражениями, конечно, не ожидал".
Вполне вероятно, что после интенсивной подготовки Кузнецов довольно легко освоил финский, имея такую солидную фонетическую базу. В каком же качестве он прибыл в Ленинград? Маловероятно, что его использовали в качестве простого переводчика при штабе, - Кузнецов был специалистом совершенно иного профиля. К тому же существует фотография, запечатлевшая разведчика в довольно необычной форме, чем-то напоминающей финскую. Однозначного заключения нет, но многие специалисты, в том числе и финские, а также советские участники Зимней войны говорят, что на этом фото Кузнецов одет в форму финского офицера. Это позволяет сделать следующее предположение: дебют Н. Кузнецова как разведчика состоялся именно в период Советско-финской войны 1939-1940 годов.

ДОЖИВЕМ ДО 2025 ГОДА...

Конечно, это только предположение, но оно подкрепляется и еще одним документальным свидетельством. В марте 1940 года Николай Кузнецов прислал своим родным мало кому известную сегодня фотографию, где он снят в форме советского военного инженера авиационной промышленности. На обратной стороне этой фотокарточки рукой разведчика написано: "Лиде и Вите от брата, в память событий, предшествовавших счастливому дню 12 марта 1940 года. Снимался в Ленинграде. Н. К."
12 марта 1940 года - день подписания перемирия с Финляндией, положившего конец кровопролитной войне. Видимо, для того, чтобы сделать такую надпись, у Кузнецова были веские основания. Конечно, характер деятельности Н. Кузнецова зимой 1939-1940 годов окончательно прояснится лишь после открытия архивов ФСБ, касающихся деятельности этого разведчика. Ведь еще во время горбачевской перестройки одна из школ на Украине, в которой ребята собирали материалы о Николае Кузнецове, получила ответ на свое обращение в КГБ СССР. В нем говорилось о том, что личное дело разведчика будет полностью раскрыто к 2025 году.
Но уже сегодня ясно - Николай Кузнецов принимал непосредственное участие в Зимней войне.
Сохранился и другой малоизвестный снимок Н. Кузнецова, сделанный в Ленинграде примерно в марте 1940 года. Здесь разведчик также одет в летную форму. Судя по характеру снимка, Н. Кузнецов фотографировался для какого-то документа. Не исключено, что оба эти снимка сделаны в один день: Н. Кузнецов сначала заказал официальное фото, а затем надел фуражку и сфотографировался просто так, на память, отправив одну из карточек брату и сестре. Вообще, по свидетельству людей, хорошо знавших Н. Кузнецова, он любил сниматься, был очень фотогеничен, но по известным причинам делать это ему приходилось крайне редко.
Григорий НАБОЙЩИКОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь