Общество
ПОТРЕБИТЕЛЬ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
16 мартa
Каждый день мы отправляемся в магазин за покупками и при этом нисколько не задумываемся о том, что мы при этом становимся потребителями и получаем свои совершенно законные права. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет их перечислить, а тем более защитить. Так что прошедший праздник предоставил прекрасный повод напомнить всем нам о том, что потребитель - это звучит гордо.
Основных потребительских прав всего восемь: право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право на выражение интересов потребителей, право на возмещение ущерба, право на потребительское просвещение, право на здоровую окружающую среду. И праздник позволяет еще раз вспомнить о том, что потребитель - это не просто так, и это звучит гордо.
В этом году День защиты прав потребителей проходит под девизом "Информация о товаре, работе, услуге как основа реализации права потребителей на осознанный выбор". Выбор у нас сегодня действительно есть, но часто ли мы задумываемся о качестве продукции, скользя взглядом по ряду выставленных ценников? Что мы знаем о продукции кроме рекламных слоганов и информации на этикетке, на которую мы часто просто не обращаем внимания? А ведь выбор качественного товара зависит прежде всего от полноты и достоверности информации о нем. Эти и другие вопросы обсуждались на ряде пресс-конференций, прошедших в нашем городе 15 марта и посвященных Дню защиты прав потребителей, проведенных НП "Общественный контроль качества", Территориальным управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и КЭРППиТ.
Главная задача, по мнению представителей органов государственного контроля и общественных организаций, - не только предоставить потребителю полноценную и достоверную информацию, но и научить этой информацией пользоваться в соответствии с существующим законодательством.
Как же вводят в заблуждение потребителя недобросовестные производители?
Распространенное нарушение - несоответствие товара нормативному документу. По данным Госторгинспекции за 2003 год, увеличилось количество забраковок по сырам, молочной продукции, плодово-овощным консервам, молочной продукции, мясным полуфабрикатам. Есть и положительные тенденции - по сравнению с 2002 годом снизилось число забраковок по колбасным изделиям, крупам, чаю, пиву, рыбным консервам, минеральной воде, табачным изделиям.
Традиционным "поставщиком" недостоверной информации является недобросовестная реклама. Яркий пример - так называемые беспроцентные кредиты. Также право на достоверную информацию нарушают магазины, заманивающие покупателей магическим словом "распродажа": дело в том, что цены в таком случае должны быть снижены на 50 процентов товара, а не на два-три изделия.
Красочные зазывающие вывески привлекают покупателей, но не содержат информации о юридическом лице, предоставляющем услуги, а это тоже нарушение законодательства.
Еще одна ловушка для беспечного потребителя - дистанционная торговля (телемагазины и т. п.). Товары заказываются по почте, оплачиваются, и только потом потребитель получает возможность убедиться в их качестве.
Контролирующие органы также обеспокоены увеличением количества фальсифицированной продукции (несоответствие состава продукции тому, что указано на этикетке) и контрафактной продукции (незаконный выпуск продукции под чужой маркой).
По существующему законодательству производители должны указывать наличие генетически модифицированных источников (ГМИ), если их количество превышает 5 процентов. В настоящее время появилась возможность определять наличие ГМИ в продуктах питания - такую экспертизу проводят специалисты московского Института питания. Однако этот метод не позволяет определить их количество.
В связи с этим для российского рынка в целях повышения его безопасности и снижения различных потребительских рисков особую актуальность приобретает сравнительное тестирование товаров, работ и услуг и доведение объективной информации до сведения потребителя.
Еще одна насущная проблема - своим законным правом на информацию мы частенько пренебрегаем, приобретая по дешевке продукты с истекшим сроком годности (авось обойдется), с этикеткой на иностранном языке - английский еще может быть доступен нашим гражданам, но вот китайские иероглифы - вряд ли. А ведь важно все, что в соответствии с действующим законодательством размещается на упаковке: срок годности, дата изготовления, состав продукта, адрес изготовителя.
Так что повышение качества продукции, и в целом - качества нашей жизни, зависит не только от деятельности контролирующих государственных и общественных организаций, но и от активной позиции самого потребителя, умеющего грамотно защитить свои права. Так что наша защита в наших руках.
С праздником, дорогие потребители!
Анастасия ЧИЧАГОВА
Основных потребительских прав всего восемь: право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право на выражение интересов потребителей, право на возмещение ущерба, право на потребительское просвещение, право на здоровую окружающую среду. И праздник позволяет еще раз вспомнить о том, что потребитель - это не просто так, и это звучит гордо.
В этом году День защиты прав потребителей проходит под девизом "Информация о товаре, работе, услуге как основа реализации права потребителей на осознанный выбор". Выбор у нас сегодня действительно есть, но часто ли мы задумываемся о качестве продукции, скользя взглядом по ряду выставленных ценников? Что мы знаем о продукции кроме рекламных слоганов и информации на этикетке, на которую мы часто просто не обращаем внимания? А ведь выбор качественного товара зависит прежде всего от полноты и достоверности информации о нем. Эти и другие вопросы обсуждались на ряде пресс-конференций, прошедших в нашем городе 15 марта и посвященных Дню защиты прав потребителей, проведенных НП "Общественный контроль качества", Территориальным управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и КЭРППиТ.
Главная задача, по мнению представителей органов государственного контроля и общественных организаций, - не только предоставить потребителю полноценную и достоверную информацию, но и научить этой информацией пользоваться в соответствии с существующим законодательством.
Как же вводят в заблуждение потребителя недобросовестные производители?
Распространенное нарушение - несоответствие товара нормативному документу. По данным Госторгинспекции за 2003 год, увеличилось количество забраковок по сырам, молочной продукции, плодово-овощным консервам, молочной продукции, мясным полуфабрикатам. Есть и положительные тенденции - по сравнению с 2002 годом снизилось число забраковок по колбасным изделиям, крупам, чаю, пиву, рыбным консервам, минеральной воде, табачным изделиям.
Традиционным "поставщиком" недостоверной информации является недобросовестная реклама. Яркий пример - так называемые беспроцентные кредиты. Также право на достоверную информацию нарушают магазины, заманивающие покупателей магическим словом "распродажа": дело в том, что цены в таком случае должны быть снижены на 50 процентов товара, а не на два-три изделия.
Красочные зазывающие вывески привлекают покупателей, но не содержат информации о юридическом лице, предоставляющем услуги, а это тоже нарушение законодательства.
Еще одна ловушка для беспечного потребителя - дистанционная торговля (телемагазины и т. п.). Товары заказываются по почте, оплачиваются, и только потом потребитель получает возможность убедиться в их качестве.
Контролирующие органы также обеспокоены увеличением количества фальсифицированной продукции (несоответствие состава продукции тому, что указано на этикетке) и контрафактной продукции (незаконный выпуск продукции под чужой маркой).
По существующему законодательству производители должны указывать наличие генетически модифицированных источников (ГМИ), если их количество превышает 5 процентов. В настоящее время появилась возможность определять наличие ГМИ в продуктах питания - такую экспертизу проводят специалисты московского Института питания. Однако этот метод не позволяет определить их количество.
В связи с этим для российского рынка в целях повышения его безопасности и снижения различных потребительских рисков особую актуальность приобретает сравнительное тестирование товаров, работ и услуг и доведение объективной информации до сведения потребителя.
Еще одна насущная проблема - своим законным правом на информацию мы частенько пренебрегаем, приобретая по дешевке продукты с истекшим сроком годности (авось обойдется), с этикеткой на иностранном языке - английский еще может быть доступен нашим гражданам, но вот китайские иероглифы - вряд ли. А ведь важно все, что в соответствии с действующим законодательством размещается на упаковке: срок годности, дата изготовления, состав продукта, адрес изготовителя.
Так что повышение качества продукции, и в целом - качества нашей жизни, зависит не только от деятельности контролирующих государственных и общественных организаций, но и от активной позиции самого потребителя, умеющего грамотно защитить свои права. Так что наша защита в наших руках.
С праздником, дорогие потребители!
Анастасия ЧИЧАГОВА