Культура
НАД ЧЕМ СМЕЯЛИСЬ НАШИ ДЕДУШКИ
19 мартa
Книга, выпущенная недавно издательством Петербургского университета, из числа тех, которые призваны эту лакуну заполнить. Несмотря на то что исследование Н.А. Гуськова формально посвящено 1920-м гг., хронологические его рамки, конечно, шире: от начала советской власти и до войны примерно. На этом временном пространстве автор чувствует себя свободнее, благо весь текстовой материал (на основе которого сделано исследование) находится под рукой (значительная часть неопубликованных текстов хранится в Петербургской государственной театральной библиотеке).
Жанровые предпочтения советской сцены, действительно, формировались как раз в 1920-е гг. и представляли собой окрошку стилей и направлений. После недолгих утопических поисков первых послереволюционных лет - поисков синтеза классического европейского трагического театра с революционно-освободительными идеями, попытки организации театра "трагедии, высокой драмы и романтической комедии" (по словам А.А. Блока) - русская сцена обращается к комедии.
Жанр комедии - самый распространенный в 1920-е, но, главное, самый определенный и лучше всего поддающийся культурно-историческому анализу. Вышедшая монография делает попытку обозрения жанровой и культурно-социальной динамики жанра на основе более чем двухсот текстов. И если в 1920-е гг. значительную часть репертуара занимают переводы из западноевропейской драматургии, то в 1930-е их явно теснит оригинальная советская комедия.
Не выдумывая новой терминологии, автор пользуется уже устоявшимися определениями, главное из которых - карнавализация культуры - взято из известной книги М. Бахтина о Рабле. На обширном историческом материале автор показывает, как "карнавализацией" была проникнута вся советская жизнь тех лет - от едва ли не государственной политики до низовых слоев культуры. Не менее интересна и сама "мутация", которую проделывает этот жанр по направлению к своей же стагнации в 1930-е годы, к вырабатыванию незыблемых правил и регламентаций, т. е. к канону.
Несомненное достоинство исследования (помимо добросовестной работы с источниками, что встречается далеко не так часто, как хочется) - огромный хронологический и жанровый диапазон, делающий эту книгу нужной всем занимающимся этой эпохой, не только литературоведам и театроведам, но историкам, культурологам и просто тем любознательным, кто еще интересуется отечественной культурой.
Константин ПЕТРОВ
Жанровые предпочтения советской сцены, действительно, формировались как раз в 1920-е гг. и представляли собой окрошку стилей и направлений. После недолгих утопических поисков первых послереволюционных лет - поисков синтеза классического европейского трагического театра с революционно-освободительными идеями, попытки организации театра "трагедии, высокой драмы и романтической комедии" (по словам А.А. Блока) - русская сцена обращается к комедии.
Жанр комедии - самый распространенный в 1920-е, но, главное, самый определенный и лучше всего поддающийся культурно-историческому анализу. Вышедшая монография делает попытку обозрения жанровой и культурно-социальной динамики жанра на основе более чем двухсот текстов. И если в 1920-е гг. значительную часть репертуара занимают переводы из западноевропейской драматургии, то в 1930-е их явно теснит оригинальная советская комедия.
Не выдумывая новой терминологии, автор пользуется уже устоявшимися определениями, главное из которых - карнавализация культуры - взято из известной книги М. Бахтина о Рабле. На обширном историческом материале автор показывает, как "карнавализацией" была проникнута вся советская жизнь тех лет - от едва ли не государственной политики до низовых слоев культуры. Не менее интересна и сама "мутация", которую проделывает этот жанр по направлению к своей же стагнации в 1930-е годы, к вырабатыванию незыблемых правил и регламентаций, т. е. к канону.
Несомненное достоинство исследования (помимо добросовестной работы с источниками, что встречается далеко не так часто, как хочется) - огромный хронологический и жанровый диапазон, делающий эту книгу нужной всем занимающимся этой эпохой, не только литературоведам и театроведам, но историкам, культурологам и просто тем любознательным, кто еще интересуется отечественной культурой.
Константин ПЕТРОВ