Северо-Запад
ПЕВЕЦ ВРЕМЕНИ КОЛОКОЛЬЧИКОВ
19 мартa
Башлачева в свое время знали и любили многие. Он дружил с Леонидом Парфеновым, был знаком с Артемием Троицким, по телефону Виктора Цоя его можно было разыскать в Ленинграде. К сожалению, имя Александра Башлачева постепенно забывается. Но на малой родине поэта память о нем бережно хранят. Здесь были написаны первые Сашины стихи...
Их суть, наверное, сумел уловить и художник Алексей Чижиков, выпускник Череповецкого училища искусств, на конкурсной основе ставший автором выставки, приуроченной к 40-летию поэта. Идея выставки у работников Череповецкого музейного объединения возникла еще в 1990 году. Но по организационным причинам ее не удалось собрать и открыть. Хотя, как считает заведующая литературным музеем Наталья Батурина, в те годы выставка была более своевременна, чем теперь: она сумела бы попасть "в струю" расцвета рок-культуры. Однако настоящее творчество незабвенно.
В ту пору необходима была помощь друзей и родственников, которые бы предоставили материалы и воспоминания. И такую поддержку нашли. Кто-то отпечатал забытые фотопленки, кто-то поделился малоизвестными фактами биографии поэта, в фондах нашлись газетные и журнальные статьи. Так по крупицам собрали экспонаты для выставки, которую организовали по принципу инсталляции. Удивительным оказалось то, насколько точно Алексей Чижиков сумел изобразить основные мифологемы творчества Башлачева.
Уже начиная с входа на вставку, выполненную в виде колокола, зритель попадает в своеобразное творческое измерение поэта. Внутри экспозиции все построено по принципу контраста. Например, одна из стен оформлена в виде грифа, на котором - как лады на гитаре - фрагменты советской истории: портреты партийных деятелей, тома их трудов. А над грифом - карта, воплощающая мотив пути с реальными и вымышленными названиями населенных пунктов, в которых побывал поэт в жизни и в своей лирике. Над картой - красные знамена, еще одно напоминание о временах, которые согнули страну в бараний рог. Мир же реальный - совсем рядом. Это жизнь Башлачева.
В центре экспозиции - снова гриф гитары, как будто мостик, ведущий на рок-кухню в проеме стены. Слева и справа от него две бобины, с одной на другую перематывается пленка. Пленка Сашиной жизни. Причем диски бобины напоминают жернова - еще один образ, который часто встречается в его поэзии. Это символ того непрерывного процесса перемалывания зерна жизни.
Мельничные жернова имеют и дополнительный образ - времени. Если встать между бобинами и посмотреть наверх, то можно увидеть окно, в которое вылетел поэт. Именно вылетел, а не выпал, поэтому и расположено оно сверху. Вылетел ввысь, искалеченный и уставший от земного существования, во весь голос прокричавший себя и устремившийся, как булгаковский Мастер, - к покою.
Рок-кухня, наверное, единственный фрагмент выставки, выполненный не гротескно, не преувеличенно. Именно на такой кухне зародилась рок-культура в нашей стране. На столе - измятая выцветшая скатерть, изломанная в творческом экстазе гитара, пустые пивные кружки, в кашпо вместо цветов - бутылка. Тут же натянута веревка, где сушатся изодранные джинсы, застиранные майки и полотенца. Рядом с кухней - фотография Саши, увеличенная в несколько раз, к ней прислонена гитара. А на стенах - постеры отечественных и зарубежных знаменитостей.
Заключительный аккорд экспозиции - гитара, из которой, как и на могиле в Петербурге, растет береза. А на ее ветвях 27 колокольчиков, возраст погибшего поэта, прославившего "время колокольчиков".
На доме по улице Энгельса, в котором некогда жил Александр Башлачев, несколько лет назад появилась памятная доска. Появилась незаметно. Установил ее друг поэта на свои средства и не захотел афишировать ни себя, ни свой поступок. Но горожане ее заметили и приносят сюда цветы. Надпись на мраморе гласит: "Поэты живут и должны оставаться живыми".
Юлия ДОГАДИНА
Их суть, наверное, сумел уловить и художник Алексей Чижиков, выпускник Череповецкого училища искусств, на конкурсной основе ставший автором выставки, приуроченной к 40-летию поэта. Идея выставки у работников Череповецкого музейного объединения возникла еще в 1990 году. Но по организационным причинам ее не удалось собрать и открыть. Хотя, как считает заведующая литературным музеем Наталья Батурина, в те годы выставка была более своевременна, чем теперь: она сумела бы попасть "в струю" расцвета рок-культуры. Однако настоящее творчество незабвенно.
В ту пору необходима была помощь друзей и родственников, которые бы предоставили материалы и воспоминания. И такую поддержку нашли. Кто-то отпечатал забытые фотопленки, кто-то поделился малоизвестными фактами биографии поэта, в фондах нашлись газетные и журнальные статьи. Так по крупицам собрали экспонаты для выставки, которую организовали по принципу инсталляции. Удивительным оказалось то, насколько точно Алексей Чижиков сумел изобразить основные мифологемы творчества Башлачева.
Уже начиная с входа на вставку, выполненную в виде колокола, зритель попадает в своеобразное творческое измерение поэта. Внутри экспозиции все построено по принципу контраста. Например, одна из стен оформлена в виде грифа, на котором - как лады на гитаре - фрагменты советской истории: портреты партийных деятелей, тома их трудов. А над грифом - карта, воплощающая мотив пути с реальными и вымышленными названиями населенных пунктов, в которых побывал поэт в жизни и в своей лирике. Над картой - красные знамена, еще одно напоминание о временах, которые согнули страну в бараний рог. Мир же реальный - совсем рядом. Это жизнь Башлачева.
В центре экспозиции - снова гриф гитары, как будто мостик, ведущий на рок-кухню в проеме стены. Слева и справа от него две бобины, с одной на другую перематывается пленка. Пленка Сашиной жизни. Причем диски бобины напоминают жернова - еще один образ, который часто встречается в его поэзии. Это символ того непрерывного процесса перемалывания зерна жизни.
Мельничные жернова имеют и дополнительный образ - времени. Если встать между бобинами и посмотреть наверх, то можно увидеть окно, в которое вылетел поэт. Именно вылетел, а не выпал, поэтому и расположено оно сверху. Вылетел ввысь, искалеченный и уставший от земного существования, во весь голос прокричавший себя и устремившийся, как булгаковский Мастер, - к покою.
Рок-кухня, наверное, единственный фрагмент выставки, выполненный не гротескно, не преувеличенно. Именно на такой кухне зародилась рок-культура в нашей стране. На столе - измятая выцветшая скатерть, изломанная в творческом экстазе гитара, пустые пивные кружки, в кашпо вместо цветов - бутылка. Тут же натянута веревка, где сушатся изодранные джинсы, застиранные майки и полотенца. Рядом с кухней - фотография Саши, увеличенная в несколько раз, к ней прислонена гитара. А на стенах - постеры отечественных и зарубежных знаменитостей.
Заключительный аккорд экспозиции - гитара, из которой, как и на могиле в Петербурге, растет береза. А на ее ветвях 27 колокольчиков, возраст погибшего поэта, прославившего "время колокольчиков".
На доме по улице Энгельса, в котором некогда жил Александр Башлачев, несколько лет назад появилась памятная доска. Появилась незаметно. Установил ее друг поэта на свои средства и не захотел афишировать ни себя, ни свой поступок. Но горожане ее заметили и приносят сюда цветы. Надпись на мраморе гласит: "Поэты живут и должны оставаться живыми".
Юлия ДОГАДИНА