Культура

ПРО ЛЮБОВЬ

25 мартa
Сегодня его имя - на слуху у всех, кто в нашей стране еще не разучился брать в руки книгу. Его притчеобразные романы занимают высокие места во всех топ-листах. Даже молодежь порою откладывает в сторону столь любимых ею Мураками с Павичем, отдавая предпочтение этим карманного формата изданиям. Юных читателей можно понять: Куэльо уносит их в мир, далекий от сумрачной политизированной реальности, где борьба за место под солнцем обретает метафорический смысл сражения за социальный статус. Мода на Паоло Куэльо еще не сложилась в культ, но его книги явно расчищают ему туда дорогу. Свое знакомство с его творениями автор этих строк начал с "Алхимика", поддавшись соблазну быть осведомленным о столь читаемом писателе. Очевидные переклички с лучшими страницами творчества Габриэля Гарсиа Маркеса, вычитываемые из придуманной бразильцем конструкции, позволяли при погружении в текст ощутить мне, как читателю, самоуважение: мол-де, плавали - знаем. Стилистический и мировоззренческий призрак "магического реализма" мощной латиноамериканской ветви мировой литературы постоянно вставал из-за жанровых рельефов, воздвигаемых Куэльо.
А поэтому не без сомнений я открыл его новый для себя роман со столь конкретно определенным заглавием - "Одиннадцать минут".
Споткнулся о фразу буквально на первых страницах: "Жила-была на свете проститутка по имени Мария". Тени героинь Достоевского и Мопассана, Золя и аббата Прево, казалось, сейчас воскреснут рядом с этой наивной молодой женщиной из захолустного бразильского городка. Но нет! Куэльо вовсе не рассчитывает на наше эмоциональное сочувствие падшей. Тем более что весь строй его книги как раз возвышает Марию в глазах тех, кто привык сострадать женщинам, торгующим собственным телом во имя денег. Писатель довольно парадоксально превращает историю приобщения к древнейшему женскому ремеслу в чувственный рассказ о том, как зарождается в душе любовь.
Внешние признаки сюжета соблюдены: Мария из своего городка отправляется в Рио-де-Жанейро, а оттуда - в Европу. Здесь, обосновавшись в тихой и сонной Швейцарии, она и становится той самой "сонечкой мармеладовой", которая пустилась во все тяжкие, дабы заработать кругленькую сумму на собственную фазенду в бразильских степях. Куэльо бесконечно далек от морализаторства, когда перст автора критически указует: жизнь заставила Марию отправиться на панель. Во-первых, героиня трудится отнюдь не на улице, а под крышей фешенебельного ночного клуба. Во-вторых, она не испытывает по сему поводу никаких угрызений совести. И в-третьих, автор романа вольно или невольно описывает процесс предоставления интимных услуг как производственный, раскрывая некоторые тайны столь популярной нынче профессии. Отсюда - название всей книги, смысл которого станет ясен для тех, кто возьмется ее читать.
Снятию покрова тайны с физиологически-психологических законов любви способствует в книге и нетривиальный ход ее автора, предлагающего нам дополнение к сюжету в виде интимного дневника Марии. В послесловии Куэльо настаивает на подлинности текста. Если это - правда, а не мистификация, то нам остается только порадоваться за далекую Бразилию и ее граждан женского пола, умеющих так образно описывать и тонко анализировать то, что обычно происходит между мужчиной и женщиной наедине.
Чем дальше увлекаешься перипетиями житья-бытья жрицы платной любви, тем все больше понимаешь затейливость условий игры, предложенной автором "Одиннадцати минут". Куэльо разрушает нравственные стереотипы, трактуя проституцию не как акт самопожертвования, а как возможность познания мира. Мария узнает не только беды, комплексы и сомнения своих случайных партнеров, но и, принимая условия игры, выстраивает с ними особые отношения (с каждым по-разному). Полигамность, извечно считавшаяся природным свойством мужчин в интимной сфере, на страницах книги становится едва ли не всеобщим достоинством каждого из появляющихся в поле зрения писателя персонажей. Падшая женщина Мария не может противиться собственной природе, алкая любви. Только не знает она, что на пути к цели ее ждет соблазн унижения и низких животных страданий, коими искупается дорога к счастью обладания и экстазу жертвенного самоприношения плоти возлюбленному.
Внешне сюжет очень и очень похож на сказку. Мария встречает мужчину своей мечты, который влюбляется в нее, но то, что ее кавалер знает о ее профессии, явно смущает героиню. Все, кажется, движется к тому, что Мария отправится восвояси с неплохой суммой в кармане. Но немудреная формула жизни - не в деньгах счастье - в случае молодой бразильянки в романе Куэльо явно претендует на то, чтобы считаться позицией автора. А посему развязка событий, при всей строгости главного сюжета, покажется либо романтичной, либо откровенно сказочной. Как говорится, хотелось бы верить. Без веры, извините за банальность, любовь мертва.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1