Культура
АНТИ-ЮБИЛЕЙНОЕ
26 мартa
В советские времена юбилеи были мероприятием государственного масштаба, с основательной идеологической подкладкой. К юбилеям брались повышенные обязательства, перевыполнялись планы, про них трубили целые дни по телевидению и радио.
В перестроечную пору юбилейное дело было пущено на самотек, стало добычей инициативы масс. В условиях нестабильности отмечали кто во что горазд карликовые сроки: полгода, год... Трехлетие справляли фирмы с солидным, чуть ли не мировым опытом.
В нынешнюю эпоху тотальной стабилизации растет и количество, и качество юбилеев. Теперь вовсе не обязательно отмечать традиционные даты - 25, 50, 75 или 100 лет. Можно и 35, и 40, и 65. Главное ведь не даты, и даже не собственно юбилей, а те блага, которые просыплются на юбиляра. Плюс, конечно, имидж, престиж, репутация... А для этого стоит и постараться, и, скажем, прибавить себе пару-другую сотен лет. Ведь как приятно вести свое происхождение от Рюрика, царя Гороха, от Адама и Евы.
Вот такой юбилей пройдет завтра на сцене Александринского театра в Международный день театра, где Санкт-Петербургская академия театрального искусства будет отмечать 225 (!) лет со дня основания...
"Позвольте, - может вскрикнуть любой неискушенный человек, у которого, однако, прошедшее бурное десятилетие не отшибло памяти, - как же так, ведь в 1993 году та же академия праздновала свой 75-летний юбилей? Так стремительно постареть? Из дедушек в пра-пра-дедушки?"
"Да, - ничуть не смущаясь, отвечают организаторы и вдохновители юбилея, - речь идет не о наследственности, а о преемственности. Когда в 1918-1922 годах организовался Институт сценических искусств, прямой предшественник нынешней академии, то в нем начали преподавать педагоги закрывшегося в ту пору Императорского театрального училища, а оно существует с 1779 года".
А то, что у истоков Института сценических искусств стоял ниспровергатель вековых традиций Всеволод Мейерхольд, то, что он со своими соратниками строил новый революционный театр и всеми силами старался избавиться от наследия старой театральной школы, юбилейщики, конечно, знают, но предпочитают об этом не распространяться.
Если же начать с ними долгий спор, то они, в конце концов, наклоняются к твоему уху и почему-то полушепотом произносят: "Ну что вам жалко, что ли, что люди попразднуют, повеселятся..."
Приблизительно тоже говорит один мой коллега, который иногда не прочь поместить хвалебную заметку о каких-нибудь весьма несовершенных явлениях. Когда же ему скажешь, мол, нехорошо это, ведь неправда. Он, широко и честно раскрыв глаза, вопрошает: "Ну что, тебе жалко? Ведь они ничего плохого не сделали, никого не убили, не взорвали. Ну поставили плохонький фильм или серенький балет, ну хотят, чтоб им за это сказали хвалебные слова, кому от этого будет плохо?"
От такой младенческой наивности только рот раскроешь, а возразить нечего. Не будешь же, в самом деле, всерьез объяснять взрослому человеку, что не следует называть черное белым, не стоит ради бутербродов с икрой и сиюминутной корысти выдумывать фальшивые юбилеи. Может быть, это и маленькая, но все-таки ложь. А маленькая тихо-тихо, незаметно-незаметно перерастает в большую. А как живется в мире большой лжи, многие, надеюсь, еще хорошо помнят, слишком недавно мы оттуда выбрались. Даже юбилея по этому поводу приличного не справишь.
Александр УРЕС
В перестроечную пору юбилейное дело было пущено на самотек, стало добычей инициативы масс. В условиях нестабильности отмечали кто во что горазд карликовые сроки: полгода, год... Трехлетие справляли фирмы с солидным, чуть ли не мировым опытом.
В нынешнюю эпоху тотальной стабилизации растет и количество, и качество юбилеев. Теперь вовсе не обязательно отмечать традиционные даты - 25, 50, 75 или 100 лет. Можно и 35, и 40, и 65. Главное ведь не даты, и даже не собственно юбилей, а те блага, которые просыплются на юбиляра. Плюс, конечно, имидж, престиж, репутация... А для этого стоит и постараться, и, скажем, прибавить себе пару-другую сотен лет. Ведь как приятно вести свое происхождение от Рюрика, царя Гороха, от Адама и Евы.
Вот такой юбилей пройдет завтра на сцене Александринского театра в Международный день театра, где Санкт-Петербургская академия театрального искусства будет отмечать 225 (!) лет со дня основания...
"Позвольте, - может вскрикнуть любой неискушенный человек, у которого, однако, прошедшее бурное десятилетие не отшибло памяти, - как же так, ведь в 1993 году та же академия праздновала свой 75-летний юбилей? Так стремительно постареть? Из дедушек в пра-пра-дедушки?"
"Да, - ничуть не смущаясь, отвечают организаторы и вдохновители юбилея, - речь идет не о наследственности, а о преемственности. Когда в 1918-1922 годах организовался Институт сценических искусств, прямой предшественник нынешней академии, то в нем начали преподавать педагоги закрывшегося в ту пору Императорского театрального училища, а оно существует с 1779 года".
А то, что у истоков Института сценических искусств стоял ниспровергатель вековых традиций Всеволод Мейерхольд, то, что он со своими соратниками строил новый революционный театр и всеми силами старался избавиться от наследия старой театральной школы, юбилейщики, конечно, знают, но предпочитают об этом не распространяться.
Если же начать с ними долгий спор, то они, в конце концов, наклоняются к твоему уху и почему-то полушепотом произносят: "Ну что вам жалко, что ли, что люди попразднуют, повеселятся..."
Приблизительно тоже говорит один мой коллега, который иногда не прочь поместить хвалебную заметку о каких-нибудь весьма несовершенных явлениях. Когда же ему скажешь, мол, нехорошо это, ведь неправда. Он, широко и честно раскрыв глаза, вопрошает: "Ну что, тебе жалко? Ведь они ничего плохого не сделали, никого не убили, не взорвали. Ну поставили плохонький фильм или серенький балет, ну хотят, чтоб им за это сказали хвалебные слова, кому от этого будет плохо?"
От такой младенческой наивности только рот раскроешь, а возразить нечего. Не будешь же, в самом деле, всерьез объяснять взрослому человеку, что не следует называть черное белым, не стоит ради бутербродов с икрой и сиюминутной корысти выдумывать фальшивые юбилеи. Может быть, это и маленькая, но все-таки ложь. А маленькая тихо-тихо, незаметно-незаметно перерастает в большую. А как живется в мире большой лжи, многие, надеюсь, еще хорошо помнят, слишком недавно мы оттуда выбрались. Даже юбилея по этому поводу приличного не справишь.
Александр УРЕС