Общество
СВЕТЛАНА СУРГАНОВА: Я НЕ УМЕЮ ПИСАТЬ ПЕСНИ
26 мартa
Позже окажется, что темноволосую девушку зовут Диана. "Видимо, это - мой рок", - полушутя, разведет руками Светлана. Но сразу я постеснялась спросить. Минут пять сидела и слушала их негромкий разговор о делах, а потом начала с вопросов о последнем концерте: "Скажите, странные существа, которые появлялись на сцене, это нарочно? У вас было такое удивленное лицо..."
- Так и было задумано! Даже когда что-то на сцене выглядит случайностью, скорее всего, оно планировалось заранее, - подмигнула Светлана. - На концерте 1 марта действительно была необычная атмосфера. Я всегда хотела, чтобы в моем шоу участвовали клоуны - мне близка стихия масок, театра.
- Когда я слушала альбом "Неужели не я", то выписывала подряд цитаты, которые зацепили сильнее всего. Может быть, и для вас существуют такие строчки?
- Трудно сказать. Разве можно любить правую руку больше, скажем, левой ноги? Я же на самом деле не умею писать песни. Они приходят сами, а могут и не прийти. Именно поэтому у меня сейчас нет новых. Возможно... - Светлана сделала многозначительный глоток чая. - Возможно, на данный момент мне ближе всего две песни: "Неужели не я" и "Не тобой болеет сердце" - первая и последняя с альбома. Довольно грустные.
- Мне показалось, что песня "Была мечта" у вас самая грустная...
- Ай! Вот она не получилась, жаль. Над ней бы еще поколдовать.
- У вас все песни пронзительные, - заверила я Светлану. - Но печаль сочетается с зажигательной латиной, так что хочется и танцевать, и плакать.
- Спасибо, - немного удивленно произнесла Светлана. - Такого мне никто не говорил. Как раз то, что я хотела: смех сквозь слезы. В этом суть нашей жизни. Мы все похожи на печальных клоунов.
- Вопрос: для чего курицы перешли дорогу? Ответ Эрнеста Хемингуэя: чтобы сдохнуть, промокнуть под дождем и сдохнуть.
- Здорово! - подхватила Светлана. - Именно! И знаете, что это, о чем мы с вами говорим? Это и есть VPD - VIP-Punk-Decadence. Мы сами придумали этот стиль - хулиганский, в то же время утонченный... По-другому никак не назвать то, что мы играем.
- В одном из интервью, кажется, вы говорили: "Лучше грустно петь, чем грустно жить". Значит ли это, что жизнь и творчество - совсем разные вещи?
- Это сказала Диана. Тогда у нас было много общих мыслей, поэтому сложно определить, кто первым озвучил ту или иную. Жизнь и творчество, конечно, переплетены. Но в жизни не всегда даешь себе право грустить. Не всегда бываешь откровенным... На сцене я сто процентов голая. Это самое чистое место.
Сколько вам лет, - внезапно резко спросила Светлана. - Не говорите. Я угадаю.
Она слегка откинулась на стуле и прищурилась. Минута или две артистического молчания - и наконец: "Выглядите на девятнадцать!"
- Как вам удалось?
- Думаю, наблюдательность развилась во мне со времен мединститута - когда-то я мечтала стать доктором. Врач должен с первого взгляда определять возраст пациента. Хотя теперь для меня это игра, и я радуюсь, как ребенок, когда получается! Вы, кстати, заметили, как здесь мило? Жаль только, что сильно накурено.
- Вы не курите? - после последнего хулиганского концерта я бы никогда не подумала, что это так.
- Не-а. Курила бы, наверное, если бы могла, - рассмеялась Света, - но мне плохо от запаха. Для меня это проблема, ведь там, где мы выступаем, всегда сильно накурено.
- Один из самых "цепляющих" моментов альбома - речитатив "Предчувствия смерти". Расскажите, как он возник.
- Ну, я написала... На самом деле песне много лет, и раньше в ней были латинские мотивы. Меня сейчас много спрашивают, как это я "вдруг заболела латиной", так ведь эта эстетика меня влекла давно. Это музыка, которую не достаточно безумно любить и хотеть исполнять, надо досконально знать ее законы. Необходимо быть мастером. В "Снайперах" мне не удалось привить свою любовь... Не слишком люблю учить жизни, но вы запомните: мастерство нужно во всяком деле, мастерство и смелость. Бывает, в человеке горит что-то - да вот... перегорает. Он запутается в своих тараканах, а потом зарабатывает - я не придумываю! - тем, что чужих, коммунальных тараканов травит. Жизнь - это действие. Смерть - это бездействие. ...Так, Оля! - Светлана подвинула мне тарелку с бутербродом. - Это надо съесть, это очень вкусно!
- Вот вы говорите, - начала я, закусывая философию бутербродом, - что в "Снайперах" не удалось привить латинскую эстетику. А вообще, на ваш взгляд, чьего было больше?
- Если говорить о музыкальном материале, то девяносто процентов - Дианы. Исполнение, аранжировки - общие. Что касается скрипки, конечно, мое... "Снайперы" - хорошая, интересная группа, хотя сейчас они другие. Я не говорю - плохие, просто другие.
- Мне нравится название. Кто его придумал?
- Такая уже затертая история... Идем с Дианой поздним вечером с зачехленными гитарой и скрипкой. И вот один автолюбитель тормозит, открывает окно - не поленился же окно открыть в тридцатиградусный мороз! - и спрашивает: "Девушки! С охоты или на охоту?" Это была первая зацепка, из нее развилась идея.
- Прозаично. "Когда б вы знали, из какого сора..." Кстати, долго вам пришлось с группой жить в неизвестности?
- С какой группой? Со "Снайперами" долго. Мы были широко известны в узких кругах, в некоторых отдельно взятых городах, а слава на уровне страны началась все-таки с "Нашего Радио". Мы упорно долбали Козырева, ну и "задолбали".
- Вы можете сказать, какой период в жизни "Снайперов" был самым счастливым?
- Да все. Я очень дорожу каждой минутой. Немного тяжело было под конец, когда Диана явно нацелилась на уничтожение объекта.
- А сейчас вы помирились?
- Мы не ссорились. Я точно не ссорилась. Диана - это человек, которого я всегда буду любить, как бы далеко мы ни разошлись. Как творческая личность она гениальна, у нее колоссальный багаж, даже не до всех песен руки доходят. Некоторые я бы у нее выкупила и доработала сама. "Асфальт" теперь аранжирован по-новому, а жалко: мне постоянно слышится прежний вариант, более драйвовый. Нет, мы не ссорились. Сейчас возникают идеи совместных концертов. Диана пока думает, а я готова. Это хороший коммерческий проект, многим будет интересно сходить на такой концерт.
- Вы считаете, можно разделить личные отношения и работу?
- Разумеется, можно. А еще нужно. Стоит возникнуть вопросам, я ставлю так: вот дружба, вот - деловое партнерство. Все. Граница.
- И часто вопросы возникают?
- Оркестр - шикарные ребята. В нашей команде прекрасно то, что нет перегибов, хватает и тепла, и прагматики. Люблю работать с профессионалами, хотя сама боюсь им стать. Боюсь потерять линию движения, убить свой внутренний эффект неожиданности.
- Светлана, когда я расспрашивала о вас своих знакомых, то несколько раз слышала фразы вроде: "Она у нас специалист по Земфире и Сургановой". Как вы полагаете, на чем основано такое сопоставление?
- Странно. Традиционнее параллель Арбенина - Земфира, но я не люблю параллели.
Талант индивидуален, и в этом его прелесть, а не в поиске схожести с чем-то еще. Что касается меня, то... Знаете Цезарию Эвору? Обязательно приглядитесь к ее творчеству! Босая темная женщина с дивным голосом... Иногда я думаю о ней, когда пою "Пороховую". А исполняя песню "Ты", вспоминаю, пожалуй, Шнурова. То, что мы в себя впускаем, попадает в своеобразный коктейль. Или винегрет - как хотите. У кого-то он сладкий, у кого-то с перчиком, у некоторых вообще ядовитый. И у каждого он уникален.
- Многие исполнители, достигнув определенного уровня, начинают продюсировать молодые группы. Вы видите себя в этой роли?
- Я уже этим занимаюсь, - Светлана вдохновенно вгляделась в даль. - Его зовут Юл Абрамов. Редкий человек, удивительный автор. Его песни такого... космического свойства. Напишите именно так. Работа двигается, правда, слишком медленно! - в голосе Светланы послышалась досада. - Пока готовы только "макеты" песен".
- Светлана, вы никогда не увлекались составлением школьных анкет?
- Конечно, увлекалась! Это было просто сумасшествие. И заполнять тоже люблю. А что?
- У меня тоже такая была, и сегодня я захватила ее с собой. Хотите заполнить?
- Хочу! - искренне загорелась Светлана и тут же уткнулась в вопросы.
- У тебя много свободного времени?
- Увы, его нет.
<...>
- Твоя самая лучшая черта.
- Прямолинейность.
- Твой самый большой недостаток.
- Недостаток внимания к близким.
- Ты любишь сыр?
- Самый вонючий.
<...>
- Какое высказывание о любви кажется тебе наиболее верным?
- Любовь - это когда хочется молчать.
- Какой твой любимый запах?
- ...люблю запах зеленых яблок.
<...>
- Напиши что-нибудь не по-русски.
- umino concordia ibi victoria est (в согласии - победа. - Лат.)
Пока Светлана занималась анкетой, я наблюдала за ее простыми и четкими движениями, среди которых не было ни одного лишнего, за живым выражением лица...
- Недавно наткнулась на один сайт о вас - название очень трогательное: nashsurik. Вам нравится, когда вас называют Суриком?
- Сурик-дурик? - радостно уточнила Светлана. - Мне нравится, когда меня называют Светленький. Но это можно только одному человеку.
Ольга КАПЛЮЧЕНКО
- Так и было задумано! Даже когда что-то на сцене выглядит случайностью, скорее всего, оно планировалось заранее, - подмигнула Светлана. - На концерте 1 марта действительно была необычная атмосфера. Я всегда хотела, чтобы в моем шоу участвовали клоуны - мне близка стихия масок, театра.
- Когда я слушала альбом "Неужели не я", то выписывала подряд цитаты, которые зацепили сильнее всего. Может быть, и для вас существуют такие строчки?
- Трудно сказать. Разве можно любить правую руку больше, скажем, левой ноги? Я же на самом деле не умею писать песни. Они приходят сами, а могут и не прийти. Именно поэтому у меня сейчас нет новых. Возможно... - Светлана сделала многозначительный глоток чая. - Возможно, на данный момент мне ближе всего две песни: "Неужели не я" и "Не тобой болеет сердце" - первая и последняя с альбома. Довольно грустные.
- Мне показалось, что песня "Была мечта" у вас самая грустная...
- Ай! Вот она не получилась, жаль. Над ней бы еще поколдовать.
- У вас все песни пронзительные, - заверила я Светлану. - Но печаль сочетается с зажигательной латиной, так что хочется и танцевать, и плакать.
- Спасибо, - немного удивленно произнесла Светлана. - Такого мне никто не говорил. Как раз то, что я хотела: смех сквозь слезы. В этом суть нашей жизни. Мы все похожи на печальных клоунов.
- Вопрос: для чего курицы перешли дорогу? Ответ Эрнеста Хемингуэя: чтобы сдохнуть, промокнуть под дождем и сдохнуть.
- Здорово! - подхватила Светлана. - Именно! И знаете, что это, о чем мы с вами говорим? Это и есть VPD - VIP-Punk-Decadence. Мы сами придумали этот стиль - хулиганский, в то же время утонченный... По-другому никак не назвать то, что мы играем.
- В одном из интервью, кажется, вы говорили: "Лучше грустно петь, чем грустно жить". Значит ли это, что жизнь и творчество - совсем разные вещи?
- Это сказала Диана. Тогда у нас было много общих мыслей, поэтому сложно определить, кто первым озвучил ту или иную. Жизнь и творчество, конечно, переплетены. Но в жизни не всегда даешь себе право грустить. Не всегда бываешь откровенным... На сцене я сто процентов голая. Это самое чистое место.
Сколько вам лет, - внезапно резко спросила Светлана. - Не говорите. Я угадаю.
Она слегка откинулась на стуле и прищурилась. Минута или две артистического молчания - и наконец: "Выглядите на девятнадцать!"
- Как вам удалось?
- Думаю, наблюдательность развилась во мне со времен мединститута - когда-то я мечтала стать доктором. Врач должен с первого взгляда определять возраст пациента. Хотя теперь для меня это игра, и я радуюсь, как ребенок, когда получается! Вы, кстати, заметили, как здесь мило? Жаль только, что сильно накурено.
- Вы не курите? - после последнего хулиганского концерта я бы никогда не подумала, что это так.
- Не-а. Курила бы, наверное, если бы могла, - рассмеялась Света, - но мне плохо от запаха. Для меня это проблема, ведь там, где мы выступаем, всегда сильно накурено.
- Один из самых "цепляющих" моментов альбома - речитатив "Предчувствия смерти". Расскажите, как он возник.
- Ну, я написала... На самом деле песне много лет, и раньше в ней были латинские мотивы. Меня сейчас много спрашивают, как это я "вдруг заболела латиной", так ведь эта эстетика меня влекла давно. Это музыка, которую не достаточно безумно любить и хотеть исполнять, надо досконально знать ее законы. Необходимо быть мастером. В "Снайперах" мне не удалось привить свою любовь... Не слишком люблю учить жизни, но вы запомните: мастерство нужно во всяком деле, мастерство и смелость. Бывает, в человеке горит что-то - да вот... перегорает. Он запутается в своих тараканах, а потом зарабатывает - я не придумываю! - тем, что чужих, коммунальных тараканов травит. Жизнь - это действие. Смерть - это бездействие. ...Так, Оля! - Светлана подвинула мне тарелку с бутербродом. - Это надо съесть, это очень вкусно!
- Вот вы говорите, - начала я, закусывая философию бутербродом, - что в "Снайперах" не удалось привить латинскую эстетику. А вообще, на ваш взгляд, чьего было больше?
- Если говорить о музыкальном материале, то девяносто процентов - Дианы. Исполнение, аранжировки - общие. Что касается скрипки, конечно, мое... "Снайперы" - хорошая, интересная группа, хотя сейчас они другие. Я не говорю - плохие, просто другие.
- Мне нравится название. Кто его придумал?
- Такая уже затертая история... Идем с Дианой поздним вечером с зачехленными гитарой и скрипкой. И вот один автолюбитель тормозит, открывает окно - не поленился же окно открыть в тридцатиградусный мороз! - и спрашивает: "Девушки! С охоты или на охоту?" Это была первая зацепка, из нее развилась идея.
- Прозаично. "Когда б вы знали, из какого сора..." Кстати, долго вам пришлось с группой жить в неизвестности?
- С какой группой? Со "Снайперами" долго. Мы были широко известны в узких кругах, в некоторых отдельно взятых городах, а слава на уровне страны началась все-таки с "Нашего Радио". Мы упорно долбали Козырева, ну и "задолбали".
- Вы можете сказать, какой период в жизни "Снайперов" был самым счастливым?
- Да все. Я очень дорожу каждой минутой. Немного тяжело было под конец, когда Диана явно нацелилась на уничтожение объекта.
- А сейчас вы помирились?
- Мы не ссорились. Я точно не ссорилась. Диана - это человек, которого я всегда буду любить, как бы далеко мы ни разошлись. Как творческая личность она гениальна, у нее колоссальный багаж, даже не до всех песен руки доходят. Некоторые я бы у нее выкупила и доработала сама. "Асфальт" теперь аранжирован по-новому, а жалко: мне постоянно слышится прежний вариант, более драйвовый. Нет, мы не ссорились. Сейчас возникают идеи совместных концертов. Диана пока думает, а я готова. Это хороший коммерческий проект, многим будет интересно сходить на такой концерт.
- Вы считаете, можно разделить личные отношения и работу?
- Разумеется, можно. А еще нужно. Стоит возникнуть вопросам, я ставлю так: вот дружба, вот - деловое партнерство. Все. Граница.
- И часто вопросы возникают?
- Оркестр - шикарные ребята. В нашей команде прекрасно то, что нет перегибов, хватает и тепла, и прагматики. Люблю работать с профессионалами, хотя сама боюсь им стать. Боюсь потерять линию движения, убить свой внутренний эффект неожиданности.
- Светлана, когда я расспрашивала о вас своих знакомых, то несколько раз слышала фразы вроде: "Она у нас специалист по Земфире и Сургановой". Как вы полагаете, на чем основано такое сопоставление?
- Странно. Традиционнее параллель Арбенина - Земфира, но я не люблю параллели.
Талант индивидуален, и в этом его прелесть, а не в поиске схожести с чем-то еще. Что касается меня, то... Знаете Цезарию Эвору? Обязательно приглядитесь к ее творчеству! Босая темная женщина с дивным голосом... Иногда я думаю о ней, когда пою "Пороховую". А исполняя песню "Ты", вспоминаю, пожалуй, Шнурова. То, что мы в себя впускаем, попадает в своеобразный коктейль. Или винегрет - как хотите. У кого-то он сладкий, у кого-то с перчиком, у некоторых вообще ядовитый. И у каждого он уникален.
- Многие исполнители, достигнув определенного уровня, начинают продюсировать молодые группы. Вы видите себя в этой роли?
- Я уже этим занимаюсь, - Светлана вдохновенно вгляделась в даль. - Его зовут Юл Абрамов. Редкий человек, удивительный автор. Его песни такого... космического свойства. Напишите именно так. Работа двигается, правда, слишком медленно! - в голосе Светланы послышалась досада. - Пока готовы только "макеты" песен".
- Светлана, вы никогда не увлекались составлением школьных анкет?
- Конечно, увлекалась! Это было просто сумасшествие. И заполнять тоже люблю. А что?
- У меня тоже такая была, и сегодня я захватила ее с собой. Хотите заполнить?
- Хочу! - искренне загорелась Светлана и тут же уткнулась в вопросы.
- У тебя много свободного времени?
- Увы, его нет.
<...>
- Твоя самая лучшая черта.
- Прямолинейность.
- Твой самый большой недостаток.
- Недостаток внимания к близким.
- Ты любишь сыр?
- Самый вонючий.
<...>
- Какое высказывание о любви кажется тебе наиболее верным?
- Любовь - это когда хочется молчать.
- Какой твой любимый запах?
- ...люблю запах зеленых яблок.
<...>
- Напиши что-нибудь не по-русски.
- umino concordia ibi victoria est (в согласии - победа. - Лат.)
Пока Светлана занималась анкетой, я наблюдала за ее простыми и четкими движениями, среди которых не было ни одного лишнего, за живым выражением лица...
- Недавно наткнулась на один сайт о вас - название очень трогательное: nashsurik. Вам нравится, когда вас называют Суриком?
- Сурик-дурик? - радостно уточнила Светлана. - Мне нравится, когда меня называют Светленький. Но это можно только одному человеку.
Ольга КАПЛЮЧЕНКО