Общество

ОХ, УЖ ЭТИ ВАШИ ПРАЗДНИКИ...

27 мартa
Недавно в Москве прошла международная конференция "Социальное учение православия в современном обществе". Вопросы, поднимавшиеся там, далеко выходили за рамки внутрицерковной жизни. Церковь стоит перед вызовом глобализации, происходит тотальное наступление стереотипов "цивилизованного мира" на иные культуры. А нынешняя европейская цивилизация, сказал один из докладчиков, ставит во главу угла человека, причем падшего и греховного. Следовательно, она прямо противоположна "христоцентричности", насаждаемой Церковью.
Конечно, это можно воспринимать только как "умные слова", которых в последнее время слишком много изливается на простого человека. Обычно они трескучи, мнимо значительны, но, по существу, ничего не значат. Может быть, стоит объяснить это на конкретных примерах. Ведь и Основатель христианства предлагал Свое учение в основном в форме притч. Ну вот, например, "явление духа святого Патрика на Малой Садовой с последующим вознесением" произошло недавно в Петербурге. Таким образом был отмечен День святого Патрика - национальный ирландский праздник, неведомо почему получающий все большую популярность в мире. Да и не совсем он ирландский - первое шествие в честь этого дня состоялось то ли в Нью-Йорке, то ли в Бостоне. А уж потом этот эрзац карнавала перекочевал в Ирландию.
То, что происходит в День святого Патрика сегодня, религиозным праздником назвать невозможно. Театрализованные шествия, поголовное пьянство, выступления клоунов как-то не навевают благочестивых мыслей. Между прочим, до 70-х годов прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться. Теперь уже нет. Секуляризация.
"Я молился по многу раз в день. Любовь к Господу и страх Божий все больше и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась", - писал блаженный Патрик Ирландский, святой, неразделенной еще Церкви. Теперь налившиеся пивом молодые люди "возносят его дух"... Но его дух давно вознесен туда, куда не доносится эхо разнузданных карнавалов.
Впрочем, теперь в День Патрика главный герой отнюдь не он, а некий лепрекон - языческий дух богатства, ехидный и лукавый. Дело в том, что компаниям, которые продают открытки, на этот праздник требовался "симпатичный" персонаж. А проповедник христианства, надо думать, не достаточно симпатичен... Свобода коммерции. Демократия. Глобализация. Может быть, оно и к лучшему: по крайней мере, это действо теперь не привязано к христианству, и все становится на свои места - есть продолжающийся Великий пост, а есть "день святого Патрика с последующим вознесением", и вместе им не сойтись. Потому я, в принципе, не возражаю против "дня лепрекона" или Хэллоуина, отмечающегося в канун Дня Всех Святых. Пусть празднуют, не нам за это нести ответ. Такие пережитки язычества терпимы и Церковью, которая снисходит к человеческим слабостям. Но к христианству все это никакого отношения не имеет. Как и "разгульная Масленица" - с пьянкой и драками, или канун дня Ивана Купалы, в который дата рождества Предтечи Христа тоже использована для маскировки древнего магического действа.
Святым до этого дела нет, ни Патрику, ни святому мученику Валентину, чей день стал чуть ли не символом блуда (между прочим, в некоторых немецких католических приходах отказывают в крещении детей, зачатых в День святого Валентина, пока родители не исполнят епитимью, наложенную священником). Нет дела до этой суеты Николаю, архиепископу Мирликийскому, чей образ трансформировался в сознании "глобализированной" публики в клоуна-янки, одетого в кургузую красную шубу.
До этого есть дело нам. Насаждаемый ныне в нашей стране западный стереотип поведения опасен хотя бы потому, что разрушает наш собственный, и так пострадавший за прошедшие десятилетия. А это ведет к разрушению этноса. Это одно. Другое - упомянутые антихристианские тенденции в современной глобальной культуре. В основном именно христианские символы подвергаются профанации (вообще, традиционное название таких вещей - "кощунство"). Из европейской конституции удалено упоминание о христианских корнях европейской культуры, в некоторых штатах Америки запрещается ставить в публичных местах рождественские елки, дабы не оскорбить чувства верующих иных религий. И т. д. и т. д. Все это - уже система.
И что нам делать? Протестовать можно, но вряд ли протесты изменят секуляризированные мозги людей, для которых Церковь означает лишь "мрачное средневековье". Бороться? Вообще, человеческая природа такова, что подставить другую щеку нелегко. Даже святые проявляли гнев, когда дело касалось веры: таскал же святитель Николай Ария за бороду на Вселенском соборе, а тот же Патрик взмолился к Богу с просьбой покарать друида, оскорблявшего христианскую веру. По молитве святого богохульник упал и размозжил себе череп.
Обычные христиане, которым еще далеко до святости, бывают более невоздержанны. Молодые люди, разгромившие кощунственную выставку "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре (см. "НВ" 24.1.2003 г. - Ред.) и подобную, прошедшую недавно в Петербурге, тоже проявили ревность, но она не пошла во благо Церкви. "Если мы встанем на путь гнева, вражды и прочих страстей, если будем поддаваться на очевидные провокации, это будет выгодно только нашим недругам", - говорится в заявлении Московской патриархии по поводу этих событий. С другой стороны, любому члену Церкви должно быть очевидно, что все это - проявления гонений на христианство, которые, как гласит Писание, будут усиливаться с приближением к концу времен. Это закономерно и неизбежно, и бороться с этим, в общем, бесполезно. Хотя и надо. А когда конец наступит, зло кощунства будет осознано всеми. Только для многих будет уже поздно каяться в нем.
Павел ГАНИПРОВСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь