Общество
КАК ПОМОЧЬ МИРНОМУ АТОМУ
02 апреля
Атомная энергетика - не пациент "скорой помощи", ей не нужна реанимация ни в российских масштабах, ни в мировых. Энергетика по-прежнему остается базовой отраслью, без которой не может быть обеспечено существование людей и их производственная деятельность.
Поэтому Анатолий Зродников, директор ФГУП "ФЭИ им. А. И. Лейпунского" (Обнинск), имеет полное основание отстаивать необходимость сооружения в городе подземной атомной теплофикационной станции "РУТА". Город получит при этом источник тепловой энергии и центр уникальных радиационных технологий, институт - рабочие места и некоторый доход, а государство - головной образец станции, привлекательной для тиражирования. Однако нет решения узловой проблемы: откуда взять средства?
И у Евгения Кузина, директора ОАО "Малая энергетика" (Москва), те же проблемы. Из года в год он надеется на сдвиги в реализации проекта плавучей атомной станции с блоками КЛТ-40С, прототипами которых являются ледокольные атомные установки. Станция дороговата из-за того, что вес несамоходного понтона в несколько раз превышает вес энергетики: согласно нормам морского регистра, он должен иметь ледовый класс, системы, устройства и средства корабельной номенклатуры, на нем должны быть жилые помещения для команды и персонала, помещения складов и хранилищ. Тиражирование должно несколько уменьшить затраты, но опять-таки узловая проблема не решена...
В ряду готовых к использованию энергоисточников малой мощности, без сомнения, стоят проекты атомных станций на основе апробированных технологий судового машиностроения. Такие станции могут состоять из 4 и более блоков, "очищенных" от судовой инфраструктуры. Россия располагает опытом строительства сотен корабельных атомных энергетических установок.
Судовое атомное машиностроение и реализуемые на его базе подземные атомные станции теплоэлектроснабжения открывают перед мирным атомом исключительные перспективы. Во-первых, отметим компактность и транспортабельность энергоблоков судового типа, что позволяет организовать их крупносерийное производство под ключ в условиях национальных заводов. Во-вторых, подчеркнем высокую ударостойкость оборудования судового назначения, что допускает размещение и эксплуатацию энергоблоков в практически любых сейсмоопасных регионах планеты. Этим обеспечивается широкая география рынка подобных станций. В-третьих, обратим внимание, что только энергоблоки судового предназначения способны работать в режиме следования нагрузке сети потребителя, благодаря чему станция легко адаптируется к условиям автономного использования, что крайне важно для регионов размещения, не охваченных централизованными сетями ЛЭП.
Главное, что удалось решить за счет компактности энергоблоков, - разместить их в одноуровневых горизонтальных штольнях, созданных по технологиям метростроя. Для конструктивных габаритов блоков кровля штольни в 50 метров достаточна, чтобы обеспечить сохранность оборудования и целостность штатных барьеров безопасности при любых экстремальных внешних воздействиях, включая непосредственный удар современных тяжелых самолетов типа "Боинг-747" или "Антей-124".
Конструктивно подземные атомные теплоэлектростанции на базе судового оборудования обеспечивают гарантированную радиационную безопасность населения в течение всего цикла эксплуатации. Такая технология позволяет минимум в два раза сократить сроки сооружения станции по сравнению с традиционными АЭС с блоками-миллионниками. Таким образом, появляется возможность решения узлового вопроса. Средства предоставят заинтересованные в прибылях акционеры. Пока же их останавливает закон РФ "Об использовании атомной энергии", из которого неясно, чьей собственностью будет станция, в которую сделают вложения. Необходимо уточнить закон, как это закреплено законодательствами США, Германии, Японии, Швеции, Украины, Болгарии и других государств, с тем чтобы инвесторы были заинтересованы во вложении средств. Полагаю, именно так можно открыть второе дыхание мирному атому.
Поэтому Анатолий Зродников, директор ФГУП "ФЭИ им. А. И. Лейпунского" (Обнинск), имеет полное основание отстаивать необходимость сооружения в городе подземной атомной теплофикационной станции "РУТА". Город получит при этом источник тепловой энергии и центр уникальных радиационных технологий, институт - рабочие места и некоторый доход, а государство - головной образец станции, привлекательной для тиражирования. Однако нет решения узловой проблемы: откуда взять средства?
И у Евгения Кузина, директора ОАО "Малая энергетика" (Москва), те же проблемы. Из года в год он надеется на сдвиги в реализации проекта плавучей атомной станции с блоками КЛТ-40С, прототипами которых являются ледокольные атомные установки. Станция дороговата из-за того, что вес несамоходного понтона в несколько раз превышает вес энергетики: согласно нормам морского регистра, он должен иметь ледовый класс, системы, устройства и средства корабельной номенклатуры, на нем должны быть жилые помещения для команды и персонала, помещения складов и хранилищ. Тиражирование должно несколько уменьшить затраты, но опять-таки узловая проблема не решена...
В ряду готовых к использованию энергоисточников малой мощности, без сомнения, стоят проекты атомных станций на основе апробированных технологий судового машиностроения. Такие станции могут состоять из 4 и более блоков, "очищенных" от судовой инфраструктуры. Россия располагает опытом строительства сотен корабельных атомных энергетических установок.
Судовое атомное машиностроение и реализуемые на его базе подземные атомные станции теплоэлектроснабжения открывают перед мирным атомом исключительные перспективы. Во-первых, отметим компактность и транспортабельность энергоблоков судового типа, что позволяет организовать их крупносерийное производство под ключ в условиях национальных заводов. Во-вторых, подчеркнем высокую ударостойкость оборудования судового назначения, что допускает размещение и эксплуатацию энергоблоков в практически любых сейсмоопасных регионах планеты. Этим обеспечивается широкая география рынка подобных станций. В-третьих, обратим внимание, что только энергоблоки судового предназначения способны работать в режиме следования нагрузке сети потребителя, благодаря чему станция легко адаптируется к условиям автономного использования, что крайне важно для регионов размещения, не охваченных централизованными сетями ЛЭП.
Главное, что удалось решить за счет компактности энергоблоков, - разместить их в одноуровневых горизонтальных штольнях, созданных по технологиям метростроя. Для конструктивных габаритов блоков кровля штольни в 50 метров достаточна, чтобы обеспечить сохранность оборудования и целостность штатных барьеров безопасности при любых экстремальных внешних воздействиях, включая непосредственный удар современных тяжелых самолетов типа "Боинг-747" или "Антей-124".
Конструктивно подземные атомные теплоэлектростанции на базе судового оборудования обеспечивают гарантированную радиационную безопасность населения в течение всего цикла эксплуатации. Такая технология позволяет минимум в два раза сократить сроки сооружения станции по сравнению с традиционными АЭС с блоками-миллионниками. Таким образом, появляется возможность решения узлового вопроса. Средства предоставят заинтересованные в прибылях акционеры. Пока же их останавливает закон РФ "Об использовании атомной энергии", из которого неясно, чьей собственностью будет станция, в которую сделают вложения. Необходимо уточнить закон, как это закреплено законодательствами США, Германии, Японии, Швеции, Украины, Болгарии и других государств, с тем чтобы инвесторы были заинтересованы во вложении средств. Полагаю, именно так можно открыть второе дыхание мирному атому.