Культура
ФИЛИСТИМЛЯНЕ АТАКУЮТ!
06 апреля
Главная доля известности Сен-Санса приходится на "Умирающего лебедя" - символ русского балета в исполнении Анны Павловой и Ульяны Лопаткиной. Однако из двенадцати опер Сен-Санса только "Самсон и Далила" закрепилась в мировом репертуаре. Впервые опера была поставлена в 1872 году по инициативе Ференца Листа. В Мариинском театре опера возникла в конце XIX века, а в августе 2003 года была дана в концерте на фестивале в Зальцбурге в исполнении Пласидо Доминго, Ольги Бородиной и оркестра под управлением Гергиева. 2 декабря состоялась российская премьера оперы в постановке Шарля Рубо.
В советские времена опера практически не ставилась, хотя тема угнетенного народа и его победоносной борьбы с поработителями должны была бы оказаться исторически близкой. Однако по причине неблагополучного "пятого пункта" фигурирующего в опере народа и невозможности пения "Восстань, Израиль, сбрось оковы" в условиях отсутствия дипотношений с упомянутым государством шансов на постановку шедевр Сен-Санса практически не имел.
Действие происходит в секторе Газа, создавая ощущение, что история имеет свойство повторяться. В первом акте над сценой угрожающе нависает серая "под мрамор" плита с вделанным в нее разбитым витражом в форме звезды Давида. Под ней мрачные филистимляне в черных плащах угнетают иудеев в пыльно-серых робах. В центре оперы - история соблазнения. Наперекор божественной миссии Самсона, наперекор восставшим иудеям Далила доводит героя до безумия. В конце второго акта Самсон способен только шептать: "Люблю, люблю". За ночь любви герой наказывается лишением чудесной силы и зрения и заключается в тюрьму. Опера вся пронизана тонким эротизмом, музыка предельно чувственна. В балетных сценах, сценах вакханалий кажется, что Сен-Санс использовал напевы восточноафриканских народов. В Африке и сегодня есть племена, где люди занимаются любовью прямо в поле, чтобы сделать землю плодородной. Во время спектакля сцены вакханалий сопровождаются показом гигантских проекций эротических фотографий.
Главная забота постановщиков - чтобы храм, разрушенный яростью Самсона в конце оперы, "рухнул как надо". Пострадает ли хор и сцена Мариинского театра от замысла постановщиков, любители острых ощущений узнают 11 апреля.
В советские времена опера практически не ставилась, хотя тема угнетенного народа и его победоносной борьбы с поработителями должны была бы оказаться исторически близкой. Однако по причине неблагополучного "пятого пункта" фигурирующего в опере народа и невозможности пения "Восстань, Израиль, сбрось оковы" в условиях отсутствия дипотношений с упомянутым государством шансов на постановку шедевр Сен-Санса практически не имел.
Действие происходит в секторе Газа, создавая ощущение, что история имеет свойство повторяться. В первом акте над сценой угрожающе нависает серая "под мрамор" плита с вделанным в нее разбитым витражом в форме звезды Давида. Под ней мрачные филистимляне в черных плащах угнетают иудеев в пыльно-серых робах. В центре оперы - история соблазнения. Наперекор божественной миссии Самсона, наперекор восставшим иудеям Далила доводит героя до безумия. В конце второго акта Самсон способен только шептать: "Люблю, люблю". За ночь любви герой наказывается лишением чудесной силы и зрения и заключается в тюрьму. Опера вся пронизана тонким эротизмом, музыка предельно чувственна. В балетных сценах, сценах вакханалий кажется, что Сен-Санс использовал напевы восточноафриканских народов. В Африке и сегодня есть племена, где люди занимаются любовью прямо в поле, чтобы сделать землю плодородной. Во время спектакля сцены вакханалий сопровождаются показом гигантских проекций эротических фотографий.
Главная забота постановщиков - чтобы храм, разрушенный яростью Самсона в конце оперы, "рухнул как надо". Пострадает ли хор и сцена Мариинского театра от замысла постановщиков, любители острых ощущений узнают 11 апреля.