Культура
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
09 апреля
Она родилась в маленьком провинциальном городке 11 апреля 1854 года. Давно и далеко, не так ли? Но трудно найти в истории культуры явление более петербургское и более современное.
Пореформенный период русской истории схож с нашим временем. Освобождение крестьян высвободило лучшие силы общества, оно будто встряхнулось и зажило по-иному, по-новому. Конечно, не гладко и не благостно. По-разному. Вперед вышли и заняли главные высоты во всех областях деятельности люди, которые чувствовали себя способными изменять жизнь. Таких "делателей" всегда было мало. Мария Гавриловна Савина (по рождению Подраменцева) - дочь учителя рисования, ушедшего на сцену, - не закончила даже пансиона, но стала премьершей столичной императорской драматической труппы и негласным ее руководителем, создателем сначала убежища для престарелых артистов, а потом Русского театрального общества.
Путь трудный, тяжкий, хотя и розами усыпанный. Успехов и наград на нем тоже было с избытком. В 1874 г. Савина поразила петербургскую публику. "Это что-то новое, такого еще не было", - повторяли театралы. Поразила юная актриса безусловным приятием жизни, ощущением радости бытия вместе со всеми страданиями. Она долго была молодой, красивой, подвижной. Но и с возрастом, больная, в домашних туфлях на распухших ногах, не утратила этой особой энергетики, которая, переливаясь через рампу, заполняла зрительный зал. Савина была любимицей светской публики. Широко известно высказывание директора императорских театров о фраках, которые шились к ее бенефису. Но и демократический зритель, обычный, трудно живущий, тоже считал ее своей актрисой. Героини Савиной, строго говоря, "героинями", "передовыми представительницами" чего бы то ни было никогда не были.
Савина сыграла все возрасты - от юных барышень до старух. Все социальные пласты - от великосветских львиц до крестьянок и проституток. Все характеры - от чистых, трогательных, глубоко страдающих натур до пошлых, грязных или животно примитивных существ. Но легенду Савиной составляла череда культурных современниц. Ей больше удавались, как она говорила, не те, что в платочках, а те, что в шляпках, чьи чувства получили какую-то огранку воспитанием, образованием, средой.
Частью пресловутого противопоставления Петербурга Москве можно считать представление о сделанности, умозрительности савинских образов. Но в случае Савиной легенда обретала глубокий смысл: актриса воплощала "гармоническую правду", спорила, и убедительно спорила с теми, кто считал единственно истинным дисгармоническое, "надрывное" начало русской души. Искрометность, утверждение ценности жизни связано и с психологическим типом ее героини: искренней, страстной, любящей, но не чуждой расчету (или полурасчету, как писал советский исследователь ее творчества). Героини ее не геройствовали: чтобы сохранить себя как актрису и личность, шла на содержание Сашенька Негина, но на содержание к человеку, которого могла полюбить, который был ей интересен. Искренне любила, но и столь же искренне мечтала "деньги воротить" Юлия Тугина - и замуж за Флора Федулыча шла, чтобы ей, слабой, растерянной, выстоять, не сломаться. Для воплощения образов современниц зачастую нужен был только набросок, эскиз - она самостоятельно его расцвечивала, расшивала рисунок, придавала ему законченность и гармонию.
Савина была и хороша, и сценична. Красота, очарование, женственность были для актрисы основным тоном портрета и инструментом портретиста. Писали об ее глазах, горящих, горячих, "как уголья", ежесекундно меняющих выражение. Писали о том, как страшно потухшими бывали эти глаза, - ни слов, ни движений, только померк свет глаз - и ясно: душа умерла. Изящество поз, грация движений - также необходимая краска и необходимый инструмент. Через много лет где-нибудь в Белграде или Париже русские эмигранты вспоминали "особую актрисную походку" Савиной-Аркадиной, легкомысленный взмах раскрытого зонтика уезжающей кутить Савиной - Татьяны Репиной.
Именно зарубежные петербуржцы создали в эмиграции легенду о Савиной. В нашем же городе родилась и прекрасная научная ее биография, книга И.И. Шнейдермана "Мария Гавриловна Савина. 1854-1915", - может быть, лучшая книга о русской актрисе.
Вера СОМИНА
Пореформенный период русской истории схож с нашим временем. Освобождение крестьян высвободило лучшие силы общества, оно будто встряхнулось и зажило по-иному, по-новому. Конечно, не гладко и не благостно. По-разному. Вперед вышли и заняли главные высоты во всех областях деятельности люди, которые чувствовали себя способными изменять жизнь. Таких "делателей" всегда было мало. Мария Гавриловна Савина (по рождению Подраменцева) - дочь учителя рисования, ушедшего на сцену, - не закончила даже пансиона, но стала премьершей столичной императорской драматической труппы и негласным ее руководителем, создателем сначала убежища для престарелых артистов, а потом Русского театрального общества.
Путь трудный, тяжкий, хотя и розами усыпанный. Успехов и наград на нем тоже было с избытком. В 1874 г. Савина поразила петербургскую публику. "Это что-то новое, такого еще не было", - повторяли театралы. Поразила юная актриса безусловным приятием жизни, ощущением радости бытия вместе со всеми страданиями. Она долго была молодой, красивой, подвижной. Но и с возрастом, больная, в домашних туфлях на распухших ногах, не утратила этой особой энергетики, которая, переливаясь через рампу, заполняла зрительный зал. Савина была любимицей светской публики. Широко известно высказывание директора императорских театров о фраках, которые шились к ее бенефису. Но и демократический зритель, обычный, трудно живущий, тоже считал ее своей актрисой. Героини Савиной, строго говоря, "героинями", "передовыми представительницами" чего бы то ни было никогда не были.
Савина сыграла все возрасты - от юных барышень до старух. Все социальные пласты - от великосветских львиц до крестьянок и проституток. Все характеры - от чистых, трогательных, глубоко страдающих натур до пошлых, грязных или животно примитивных существ. Но легенду Савиной составляла череда культурных современниц. Ей больше удавались, как она говорила, не те, что в платочках, а те, что в шляпках, чьи чувства получили какую-то огранку воспитанием, образованием, средой.
Частью пресловутого противопоставления Петербурга Москве можно считать представление о сделанности, умозрительности савинских образов. Но в случае Савиной легенда обретала глубокий смысл: актриса воплощала "гармоническую правду", спорила, и убедительно спорила с теми, кто считал единственно истинным дисгармоническое, "надрывное" начало русской души. Искрометность, утверждение ценности жизни связано и с психологическим типом ее героини: искренней, страстной, любящей, но не чуждой расчету (или полурасчету, как писал советский исследователь ее творчества). Героини ее не геройствовали: чтобы сохранить себя как актрису и личность, шла на содержание Сашенька Негина, но на содержание к человеку, которого могла полюбить, который был ей интересен. Искренне любила, но и столь же искренне мечтала "деньги воротить" Юлия Тугина - и замуж за Флора Федулыча шла, чтобы ей, слабой, растерянной, выстоять, не сломаться. Для воплощения образов современниц зачастую нужен был только набросок, эскиз - она самостоятельно его расцвечивала, расшивала рисунок, придавала ему законченность и гармонию.
Савина была и хороша, и сценична. Красота, очарование, женственность были для актрисы основным тоном портрета и инструментом портретиста. Писали об ее глазах, горящих, горячих, "как уголья", ежесекундно меняющих выражение. Писали о том, как страшно потухшими бывали эти глаза, - ни слов, ни движений, только померк свет глаз - и ясно: душа умерла. Изящество поз, грация движений - также необходимая краска и необходимый инструмент. Через много лет где-нибудь в Белграде или Париже русские эмигранты вспоминали "особую актрисную походку" Савиной-Аркадиной, легкомысленный взмах раскрытого зонтика уезжающей кутить Савиной - Татьяны Репиной.
Именно зарубежные петербуржцы создали в эмиграции легенду о Савиной. В нашем же городе родилась и прекрасная научная ее биография, книга И.И. Шнейдермана "Мария Гавриловна Савина. 1854-1915", - может быть, лучшая книга о русской актрисе.
Вера СОМИНА