Экономика
СТРАТЕГИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
09 апреля
В Петербурге ранее существовали разрозненные документы, определяющие экономическое развитие города. Так, еще в 90-х годах Леонтьевским центром был разработан стратегический план Петербурга, содержащий общие цели, на которые должно ориентироваться руководство города. Кроме того, ежегодно исполнительная и законодательная ветви власти в упорных баталиях согласовывали городские бюджеты, расписывали конкретные суммы, идущие на нужды здравоохранения, образования, транспорта и так далее.
По словам заместителя председателя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ) Александа Иванникова, формирование бюджета города происходило, как и в старые времена, от достигнутого. То есть если в прошлом году на цели образования была выделена определенная сумма, а в следующем она увеличивалась, то, с одной стороны, соответствующий комитет рапортовал, что качество обучения улучшается, а с другой - прикидывал, как получше поделить пирог. Точно так же поступали руководители других комитетов. В результате формирование бюджета города превращалось в перетягивание финансирования. Теперь ситуация меняется кардинально.
Иванников сообщил, что уже в ближайшее время будут готовы два важнейших документа - стратегический план Санкт-Петербурга, а также концепция социально-экономического развития города. Именно они определят цели и приоритеты социально-экономического развития города. Кроме того, во время разработки стратегического плана будет определен реестр государственных функций. То есть составлен список, в котором определены государственные функции, а также органы, отвечающие за их финансирование, контроль и исполнение. На основании такого реестра власти города смогут принять решение, какие функции оставить в своем управлении, а какие передать частным структурам.
В соответствии с новой системой планирования, при создании программы социально-экономического развития Петербурга будут установлены нормативы создания качества. Например, городские власти рассчитывают, сколько необходимо средств для того, чтобы обучить ученика в средней школе. Причем здесь учитывается все - и качество здания, и оборудование, и зарплата учителей. В результате будет сформировано два показателя: минимально необходимая сумма для того, чтобы обучить ребенка, и целевые ориентиры, то есть та сумма, которая позволит нашим детям и преподавателям чувствовать себя в школе комфортно, а значит, лучше учиться.
Раньше бывали случаи, когда неожиданно для городских властей количество первоклашек в последний момент возрастало - однажды на 2 тысячи. Ситуация вызвала шок в администрации: никто не мог сказать, сколько средств потребуется для того, чтобы пристроить их в школы. При использовании нормативов подобные проблемы не страшны - городские власти сразу это вычислят. В результате бюджет из предмета торга между ветвями власти превратится в механизм распределения средств, а комитет финансов - в бухгалтерию, которая их выдает.
Новая система государственного планирования должна не только изменить сам процесс распределения денег из городской казны, но и решить политическую задачу - ведь введение нормативов означает, что городские власти обязуются обеспечить горожан услугами на заданном уровне.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ
По словам заместителя председателя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ) Александа Иванникова, формирование бюджета города происходило, как и в старые времена, от достигнутого. То есть если в прошлом году на цели образования была выделена определенная сумма, а в следующем она увеличивалась, то, с одной стороны, соответствующий комитет рапортовал, что качество обучения улучшается, а с другой - прикидывал, как получше поделить пирог. Точно так же поступали руководители других комитетов. В результате формирование бюджета города превращалось в перетягивание финансирования. Теперь ситуация меняется кардинально.
Иванников сообщил, что уже в ближайшее время будут готовы два важнейших документа - стратегический план Санкт-Петербурга, а также концепция социально-экономического развития города. Именно они определят цели и приоритеты социально-экономического развития города. Кроме того, во время разработки стратегического плана будет определен реестр государственных функций. То есть составлен список, в котором определены государственные функции, а также органы, отвечающие за их финансирование, контроль и исполнение. На основании такого реестра власти города смогут принять решение, какие функции оставить в своем управлении, а какие передать частным структурам.
В соответствии с новой системой планирования, при создании программы социально-экономического развития Петербурга будут установлены нормативы создания качества. Например, городские власти рассчитывают, сколько необходимо средств для того, чтобы обучить ученика в средней школе. Причем здесь учитывается все - и качество здания, и оборудование, и зарплата учителей. В результате будет сформировано два показателя: минимально необходимая сумма для того, чтобы обучить ребенка, и целевые ориентиры, то есть та сумма, которая позволит нашим детям и преподавателям чувствовать себя в школе комфортно, а значит, лучше учиться.
Раньше бывали случаи, когда неожиданно для городских властей количество первоклашек в последний момент возрастало - однажды на 2 тысячи. Ситуация вызвала шок в администрации: никто не мог сказать, сколько средств потребуется для того, чтобы пристроить их в школы. При использовании нормативов подобные проблемы не страшны - городские власти сразу это вычислят. В результате бюджет из предмета торга между ветвями власти превратится в механизм распределения средств, а комитет финансов - в бухгалтерию, которая их выдает.
Новая система государственного планирования должна не только изменить сам процесс распределения денег из городской казны, но и решить политическую задачу - ведь введение нормативов означает, что городские власти обязуются обеспечить горожан услугами на заданном уровне.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ