Культура
ВЛАДИМИР ГУСЕВ: ТЕПЕРЬ РУССКОМУ МУЗЕЮ НЕ 100, А 300 ЛЕТ
16 апреля
- Владимир Александрович, позади 100-летний юбилей Русского музея и участие в праздновании 300-летия города, а что дальше? С чем входит музей в ХХI век?
- Юбилей для нас измеряется, конечно, не количеством выпитого шампанского и яркостью фейерверков, а тем, как воплощаются начатые к юбилею программы. С юбилеем многое не только не закончилось, а продолжается и даже начинается. Мы начали большую обширную программу работы с российскими художественными музеями. Назвали ее незатейливо "Россия". Ну просто не смогли, честно говоря, придумать интересное название. Так что если у вас появится какая-нибудь идея в этом смысле, мы с удовольствием воспользуемся.
Русский музей почти на протяжении всего ХХ века был и остается головным музеем для многих художественных музеев России. К нам приезжают сотрудники этих музеев, по 120-150 человек в год. Это и директора, и экономисты, и хранители. А теперь вот возникла эта программа, рассчитанная на 10 лет, но, думаю, она должна стать постоянной.
- В чем смысл этой программы?
- Мы часто слышим слова: единая Россия, объединение России, единое информационное пространство... Однако от слов надо переходить к конкретным действиям. Необходимо сломать представление о том, что культура ограничивается только Садовым кольцом и Невским проспектом. Есть великолепные российские музеи, уникальное культурное наследие - их 250 крупных художественных музеев. Большая часть из них возникла во второй половине ХIХ века. Многие создавались тем слоем, который мы теперь называем новыми русскими. Купцы, банкиры, предприниматели. Они собирали огромные коллекции, передавали их своим городам. Сейчас мы этих людей идеализируем, тогда это все выглядело, наверное, по-другому. Но как бы то ни было, дарились коллекции, открывались на частные пожертвования частные музеи и частные оперные театры. Этот процесс после 1917 года был прерван. Теперь в новых экономических условиях мы можем эти традиции восстановить. Мы - столица, которую в свое время создавала вся Россия. А столица должна не только брать, но и отдавать. Это можно сделать, используя весь потенциал Русского музея - выставочный, научный, реставрационный.
Программа наша состоит из трех частей. Первая - выставки из собрания Русского музея в крупных провинциальных музеях. 21 ноября в Нижнем Новгороде мы открыли первую такую выставку. Она называется "Три века русского искусства", 100 произведений. Знаменитые "Бурлаки на Волге" впервые с того времени, как были написаны, оказались на Волге. Они висели в бильярдной у великого князя Владимира Александровича, изредка выезжали за границу, а на Волге побывали в первый раз.
В начале марта, открылась следующая выставка - в Саратове. Кстати саратовский музей на 13 лет старше Русского. Потом в мае полотна и скульптуры Русского музея появятся в Самаре. Следующим будет Петрозаводск, потом Мурманск, далее Пермь. Мы не навязываем наши выставки, а стремимся заинтересовать местное начальство. Можно сколько угодно говорить о развитии культуры, но в тех городах, где градоначальник не приходит в музей, прекрасные уникальные здания стоят в лесах годами и десятилетиями. Наша задача сделать местный музей градообразующим центром.
А вторая часть - это выставки оттуда, из глубинки. Стремимся привлечь внимание не к Русскому музею, а к местным сокровищам. Причем вокруг крупных музеев существуют маленькие, краеведческие. Иногда они в хорошем состоянии, иногда в ужасающем. Под Саратовом мы побывали в Вольске. Его называют Вольск-городок - Петербургу уголок. Считается, что он похож на Петербург. Действительно, регулярная планировка на берегу Волги. Замечательный купеческий городок. Там несколько театров, 5 музеев. Хотя город маленький, всего 60 тысяч жителей. Но чувствуется, что здесь любят свою культуру.
А какие чудные города Тверской губернии - Кашин, Калязин, Кимры, Осташков... Вот в Кимрах, которые были до революции обувной столицей, резали деревянные обувные колодки из мягкого дерева, чаще всего из липы. И там жили многие умельцы. Один из них был замечательным скульптором. Делал такие большие деревянные инсталляции - сцены из российской жизни, типажи того времени. Хотим привезти показать. Вот будем делать такие выставки-портреты регионов.
А третья часть программы "Россия" - это виртуальные филиалы Русского музея. Это не красивая, модная игрушка, а использование более 200 программ, которые наработали мы за последние годы. Тут альбомы, кассеты, CD, видеофильмы, цифровые, мультимедийные, интерактивные, обучающие программы. Все это мы переводим на цифровые носители и открываем в Нижнем Новгороде филиал Русского музея. В Ленинградской области подобные уже есть - в Сосновом Бору и Лисьем Носу. Туда приезжают дети со всей области. Игровые программы дают возможность посетить Русский музей, самим выбрать экскурсию, маршрут, сделать условный зал, войти в одну картину, а выйти из другой. А игры? Ребята приходят и часами просиживают в нашем первом центре в Инженерном замке, играют самозабвенно, хотя в наших играх не надо проливать реки крови и наваливать горы трупов. Собираемся открыть всего 27 таких филиалов в городах Ленобласти. С их помощью можно делать виртуальные выставки. Ведь не наездишься на грузовиках делать выставки по всей России. И дорого, и просто физически иногда невозможно.
Словом, хотим сделать единым российское культурное пространство. Ввести в оборот огромное культурное наследие, которым мы обладаем, но не всегда точно знаем, что у нас в руках.
- А теперь вернемся в родной город. Как тут обстоят дела? Например, что с Инженерным замком? Он уже полностью освобожден?
- Последняя заноза - это Военно-морская библиотека. Моряки готовы выехать. У них строится здание на Кожевенной линии. Но дело, как всегда, в средствах. Хотя время не ждет - помещение библиотеки в жутком состоянии. Это уникальный Тронный зал Инженерного замка, который весь перегорожен прогибающимися стеллажами, книги закрыты фанерой и картоном, а на них сыплется штукатурка.
- А как вы вообще справляетесь со всем своим теперь уже очень обширным хозяйством?
- Да, у Русского музея произошла такая географическая экспансия. У нас на сегодняшний день около 30 гектаров территории в связи с тем, что мы получили еще и Летний сад. Теперь Русскому музею уже не 100, а 300 лет, поскольку и домик Петра I, и Летний дворец Петра входят в состав Русского музея. 30 гектаров зеленой территории - это для нас сравнительно новая область. Надо создавать специальные службы. Хотя опыт Михайловского сада в этом смысле оказался очень полезным. Но географическое расширение для нас не самоцель, у нас нет гигантомании. Просто в стенах Михайловского дворца за 100 лет спрессовалось огромное количество вещей и энергии. И произошел взрыв, выброс. Это естественный процесс, а не потому что Гусев пришел и все затеял. Стало тесно, шедеврам было нечем дышать. Раньше мы могли показывать меньше одного процента коллекции. Остальное просто хранится. Нам постоянно задавали вопросы: зачем вы все эти сокровища гноите, почему у вас все пылится в подвалах? Раздайте все лишнее по городам и весям.
Вот теперь не пылится. Сейчас мы уже можем проводить 60 выставок в год.
- И что мы увидим в 2004-м?
- Вот в ближайшее время - "Пионеры фотографии" - русские и советские фотографии из швейцарских собраний. Из выставок-событий - Хуан Миро. Всемирно известный художник, никогда не выставлявшийся в России. "Владимир Войнович рисует" - любопытно. Татьяна Маврина - замечательная художница. Михаил Козловский - скульптор. "Летний сад в фотографиях". Это к 300-летию сада. Совместно с другими музеями большая выставка "Бубнового валета". Из современных художников - Олег Целков...
Такое количество выставок - не самоцель. Но оно помогает снять агрессивность, присущую некоторым нашим зрителям. Когда у нас было мало выставок, стоило сделать выставку древнерусского искусства, как сразу шли письма в ЦК КПСС. Что они себе позволяют... Пропаганда религии... Снять директора. Сделаешь выставку современного художника или даже Петрова-Водкина, который считался тогда страшно авангардным, опять письма. Что они себе позволяют... Это безобразие... Почему не показывают Шишкина и Репина... Снять директора. Когда я стал директором Русского музея, получил письмо: почему у вас еврейский художник Левитан висит на самом видном месте? А недавно опять пришло письмо про Левитана: почему у вас такой замечательный художник висит где-то на задворках. (А он где висел, там и висит.) Вы антисемит и так далее... Все это результаты вот такой агрессии. А теперь, когда 50-60 выставок в год, не хочешь смотреть авангард, не ходи в Мраморный дворец. Иди смотреть "Образ богоматери" или "Русский монастырь". Человек делается агрессивным, если нет выбора. Выбор снимает агрессию.
Александр УРЕС
- Юбилей для нас измеряется, конечно, не количеством выпитого шампанского и яркостью фейерверков, а тем, как воплощаются начатые к юбилею программы. С юбилеем многое не только не закончилось, а продолжается и даже начинается. Мы начали большую обширную программу работы с российскими художественными музеями. Назвали ее незатейливо "Россия". Ну просто не смогли, честно говоря, придумать интересное название. Так что если у вас появится какая-нибудь идея в этом смысле, мы с удовольствием воспользуемся.
Русский музей почти на протяжении всего ХХ века был и остается головным музеем для многих художественных музеев России. К нам приезжают сотрудники этих музеев, по 120-150 человек в год. Это и директора, и экономисты, и хранители. А теперь вот возникла эта программа, рассчитанная на 10 лет, но, думаю, она должна стать постоянной.
- В чем смысл этой программы?
- Мы часто слышим слова: единая Россия, объединение России, единое информационное пространство... Однако от слов надо переходить к конкретным действиям. Необходимо сломать представление о том, что культура ограничивается только Садовым кольцом и Невским проспектом. Есть великолепные российские музеи, уникальное культурное наследие - их 250 крупных художественных музеев. Большая часть из них возникла во второй половине ХIХ века. Многие создавались тем слоем, который мы теперь называем новыми русскими. Купцы, банкиры, предприниматели. Они собирали огромные коллекции, передавали их своим городам. Сейчас мы этих людей идеализируем, тогда это все выглядело, наверное, по-другому. Но как бы то ни было, дарились коллекции, открывались на частные пожертвования частные музеи и частные оперные театры. Этот процесс после 1917 года был прерван. Теперь в новых экономических условиях мы можем эти традиции восстановить. Мы - столица, которую в свое время создавала вся Россия. А столица должна не только брать, но и отдавать. Это можно сделать, используя весь потенциал Русского музея - выставочный, научный, реставрационный.
Программа наша состоит из трех частей. Первая - выставки из собрания Русского музея в крупных провинциальных музеях. 21 ноября в Нижнем Новгороде мы открыли первую такую выставку. Она называется "Три века русского искусства", 100 произведений. Знаменитые "Бурлаки на Волге" впервые с того времени, как были написаны, оказались на Волге. Они висели в бильярдной у великого князя Владимира Александровича, изредка выезжали за границу, а на Волге побывали в первый раз.
В начале марта, открылась следующая выставка - в Саратове. Кстати саратовский музей на 13 лет старше Русского. Потом в мае полотна и скульптуры Русского музея появятся в Самаре. Следующим будет Петрозаводск, потом Мурманск, далее Пермь. Мы не навязываем наши выставки, а стремимся заинтересовать местное начальство. Можно сколько угодно говорить о развитии культуры, но в тех городах, где градоначальник не приходит в музей, прекрасные уникальные здания стоят в лесах годами и десятилетиями. Наша задача сделать местный музей градообразующим центром.
А вторая часть - это выставки оттуда, из глубинки. Стремимся привлечь внимание не к Русскому музею, а к местным сокровищам. Причем вокруг крупных музеев существуют маленькие, краеведческие. Иногда они в хорошем состоянии, иногда в ужасающем. Под Саратовом мы побывали в Вольске. Его называют Вольск-городок - Петербургу уголок. Считается, что он похож на Петербург. Действительно, регулярная планировка на берегу Волги. Замечательный купеческий городок. Там несколько театров, 5 музеев. Хотя город маленький, всего 60 тысяч жителей. Но чувствуется, что здесь любят свою культуру.
А какие чудные города Тверской губернии - Кашин, Калязин, Кимры, Осташков... Вот в Кимрах, которые были до революции обувной столицей, резали деревянные обувные колодки из мягкого дерева, чаще всего из липы. И там жили многие умельцы. Один из них был замечательным скульптором. Делал такие большие деревянные инсталляции - сцены из российской жизни, типажи того времени. Хотим привезти показать. Вот будем делать такие выставки-портреты регионов.
А третья часть программы "Россия" - это виртуальные филиалы Русского музея. Это не красивая, модная игрушка, а использование более 200 программ, которые наработали мы за последние годы. Тут альбомы, кассеты, CD, видеофильмы, цифровые, мультимедийные, интерактивные, обучающие программы. Все это мы переводим на цифровые носители и открываем в Нижнем Новгороде филиал Русского музея. В Ленинградской области подобные уже есть - в Сосновом Бору и Лисьем Носу. Туда приезжают дети со всей области. Игровые программы дают возможность посетить Русский музей, самим выбрать экскурсию, маршрут, сделать условный зал, войти в одну картину, а выйти из другой. А игры? Ребята приходят и часами просиживают в нашем первом центре в Инженерном замке, играют самозабвенно, хотя в наших играх не надо проливать реки крови и наваливать горы трупов. Собираемся открыть всего 27 таких филиалов в городах Ленобласти. С их помощью можно делать виртуальные выставки. Ведь не наездишься на грузовиках делать выставки по всей России. И дорого, и просто физически иногда невозможно.
Словом, хотим сделать единым российское культурное пространство. Ввести в оборот огромное культурное наследие, которым мы обладаем, но не всегда точно знаем, что у нас в руках.
- А теперь вернемся в родной город. Как тут обстоят дела? Например, что с Инженерным замком? Он уже полностью освобожден?
- Последняя заноза - это Военно-морская библиотека. Моряки готовы выехать. У них строится здание на Кожевенной линии. Но дело, как всегда, в средствах. Хотя время не ждет - помещение библиотеки в жутком состоянии. Это уникальный Тронный зал Инженерного замка, который весь перегорожен прогибающимися стеллажами, книги закрыты фанерой и картоном, а на них сыплется штукатурка.
- А как вы вообще справляетесь со всем своим теперь уже очень обширным хозяйством?
- Да, у Русского музея произошла такая географическая экспансия. У нас на сегодняшний день около 30 гектаров территории в связи с тем, что мы получили еще и Летний сад. Теперь Русскому музею уже не 100, а 300 лет, поскольку и домик Петра I, и Летний дворец Петра входят в состав Русского музея. 30 гектаров зеленой территории - это для нас сравнительно новая область. Надо создавать специальные службы. Хотя опыт Михайловского сада в этом смысле оказался очень полезным. Но географическое расширение для нас не самоцель, у нас нет гигантомании. Просто в стенах Михайловского дворца за 100 лет спрессовалось огромное количество вещей и энергии. И произошел взрыв, выброс. Это естественный процесс, а не потому что Гусев пришел и все затеял. Стало тесно, шедеврам было нечем дышать. Раньше мы могли показывать меньше одного процента коллекции. Остальное просто хранится. Нам постоянно задавали вопросы: зачем вы все эти сокровища гноите, почему у вас все пылится в подвалах? Раздайте все лишнее по городам и весям.
Вот теперь не пылится. Сейчас мы уже можем проводить 60 выставок в год.
- И что мы увидим в 2004-м?
- Вот в ближайшее время - "Пионеры фотографии" - русские и советские фотографии из швейцарских собраний. Из выставок-событий - Хуан Миро. Всемирно известный художник, никогда не выставлявшийся в России. "Владимир Войнович рисует" - любопытно. Татьяна Маврина - замечательная художница. Михаил Козловский - скульптор. "Летний сад в фотографиях". Это к 300-летию сада. Совместно с другими музеями большая выставка "Бубнового валета". Из современных художников - Олег Целков...
Такое количество выставок - не самоцель. Но оно помогает снять агрессивность, присущую некоторым нашим зрителям. Когда у нас было мало выставок, стоило сделать выставку древнерусского искусства, как сразу шли письма в ЦК КПСС. Что они себе позволяют... Пропаганда религии... Снять директора. Сделаешь выставку современного художника или даже Петрова-Водкина, который считался тогда страшно авангардным, опять письма. Что они себе позволяют... Это безобразие... Почему не показывают Шишкина и Репина... Снять директора. Когда я стал директором Русского музея, получил письмо: почему у вас еврейский художник Левитан висит на самом видном месте? А недавно опять пришло письмо про Левитана: почему у вас такой замечательный художник висит где-то на задворках. (А он где висел, там и висит.) Вы антисемит и так далее... Все это результаты вот такой агрессии. А теперь, когда 50-60 выставок в год, не хочешь смотреть авангард, не ходи в Мраморный дворец. Иди смотреть "Образ богоматери" или "Русский монастырь". Человек делается агрессивным, если нет выбора. Выбор снимает агрессию.
Александр УРЕС