Культура
ЗАПОЗДАЛОЕ ПРИНОШЕНИЕ
20 апреля
Идея к 100-летию классика освоить три его постановки вполне достойна уважения. И от торжественного мероприятия торжественности ждешь не только на уровне высокопарных слов и идей... На деле же - не успев еще "отойти" от работы с Форсайтом, "на чемоданах" между гастролями труппа разучила текст спектаклей, не успев или не посчитав необходимым углубиться в нюансы. Казалось бы, труппа Мариинского за последние годы успела уже сжиться со стилем Баланчина, и войти в новые его балеты для артистов не составит труда, но на то Баланчин и велик, чтобы в каждом спектакле открываться по-новому.
В "Вальсе" Баланчин - эстетствующий фаталист: изысканные костюмы, антураж романтического бала, где распорядитель - судьба, а жертвой судьбы становится героиня, которую в вихре танца подхватывают вальсирующие пары. Необычно в сравнении с тем, что мы привыкли видеть у Баланчина, но понятно для артистов - вполне отчетливо обозначенная ситуация, вынесенная в балет. И очаровательная музыка Равеля. Почти родным оказался для артистов Мариинского и Ballet Imperial: музыка Чайковского и развернутые масштабные классические ансамбли a la Петипа. Крепким орешком оказались "Четыре темперамента". Там не спрятаться за костюмы - танцуют этот балет в репетиционной форме, и поэтому виден каждый миллиметр движения, а именно этих миллиметров и не хватило на премьере: отвечающие причудливой музыке Хиндемита необычные нюансы движений потерялись, и многие вариации превратились в набор стандартных, давно знакомых по классике па. Не по-баланчински. Не для того хореограф специально заказывал музыку композитору Хиндемиту, чтобы наполнять ее дежурными батманами. Всю прелесть первоисточника можно увидеть на видео в исполнении баланчинского поколения нью-йоркской труппы. А на сцене Мариинского - скучноватый анахронизм с модными еще в середине ХХ века у Баланчина высокими кичками на головах танцовщиц и по-ученически выученным порядком в ногах.
Вообще, интересно распоряжается история: мы, бывшие не так давно "в области балета впереди планеты всей", сегодня только начинаем осваивать то, что уже давно танцует весь мир, не просто танцует, а давно впитал в свой стиль и на этой основе развивается дальше.
Ольга МАКАРОВА
В "Вальсе" Баланчин - эстетствующий фаталист: изысканные костюмы, антураж романтического бала, где распорядитель - судьба, а жертвой судьбы становится героиня, которую в вихре танца подхватывают вальсирующие пары. Необычно в сравнении с тем, что мы привыкли видеть у Баланчина, но понятно для артистов - вполне отчетливо обозначенная ситуация, вынесенная в балет. И очаровательная музыка Равеля. Почти родным оказался для артистов Мариинского и Ballet Imperial: музыка Чайковского и развернутые масштабные классические ансамбли a la Петипа. Крепким орешком оказались "Четыре темперамента". Там не спрятаться за костюмы - танцуют этот балет в репетиционной форме, и поэтому виден каждый миллиметр движения, а именно этих миллиметров и не хватило на премьере: отвечающие причудливой музыке Хиндемита необычные нюансы движений потерялись, и многие вариации превратились в набор стандартных, давно знакомых по классике па. Не по-баланчински. Не для того хореограф специально заказывал музыку композитору Хиндемиту, чтобы наполнять ее дежурными батманами. Всю прелесть первоисточника можно увидеть на видео в исполнении баланчинского поколения нью-йоркской труппы. А на сцене Мариинского - скучноватый анахронизм с модными еще в середине ХХ века у Баланчина высокими кичками на головах танцовщиц и по-ученически выученным порядком в ногах.
Вообще, интересно распоряжается история: мы, бывшие не так давно "в области балета впереди планеты всей", сегодня только начинаем осваивать то, что уже давно танцует весь мир, не просто танцует, а давно впитал в свой стиль и на этой основе развивается дальше.
Ольга МАКАРОВА