Культура
У КАЖДОГО СВОЙ РАССВЕТ
23 апреля
Когда двадцать пять лет назад Джордж А. Ромеро снял "Рассвет мертвецов", вторую часть своей "мертвецкой" трилогии, он наверняка даже не думал, что спустя четверть века модный рекламист Зак Снайдер решит переснять его картину, уже ставшую культовой среди любителей жанра фильмов ужасов. Однако же так оно и вышло.
Проснувшись утром, медсестра (Сара Полли) внезапно обнаруживает себя в городке, кишащем кровожадными мертвецами. Мертвецы бродят по улицам и кусают всех, кто попадается под их оскаленные клыки. Дома горят, еще не укушенные американцы носятся как угорелые по улицам и стреляют во все, что движется. Причем этих самых неукушенных остается все меньше. А те, кого мертвецы успели укусить, сами превращаются в зомби с глазами навыкате.
Горстка выживших баррикадируется в универмаге и пытается, по мере сил и возможностей, отражать атаки превосходящих сил жаждущего крови противника. И, куда без этого, выясняют друг с другом непростые отношения. Потому что, как известно, если людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, запереть в ограниченном пространстве, у них взыграют амбиции, а самые плохие их качества полезут наружу, как червяки из земли после дождя. Уже в финале, после многочисленных погонь, стрельбы и взрывов, несколько человек спасутся-таки из универмага, сядут на яхту и поплывут в неизвестность (впрочем, неизвестность тоже относительная - уже на финальных титрах динамичная нарезка поможет зрителям понять, что спасения от мертвецов нет, зато есть надежда на продолжение фильма)...
Джордж Ромеро, снимавший свой "Рассвет мертвецов", лишь маскировался под фильм ужасов, как это делали многие (например, абсолютный кинематографический авторитет Джон Карпентер). На самом деле, его фильм был едкой и довольно злой сатирой на общество потребления. Но теперь социальный пафос, к сожалению, вышел из моды. А новых идей режиссеры, специализирующиеся на ужастиках, предложить, судя по всему, не могут. Вот и приходится, как, например, в картине "Фредди против Джейсона", стравливать героев культовых картин прошлого. Или, как в "Рассвете мертвецов", попросту пользоваться старым сценарием, лишь адаптировав его под нужды нового потребителя попкорна.
Замечу, что второй раз за последний год современным режиссерам удается перенести на экран старые сюжетные ходы. Первый раз это более чем достойно удалось авторам новой версии "Техасской резни бензопилой", второй - "Рассвет мертвецов". Картина снята остроумно и с фантазией, спецэффекты на месте, реплики запоминаются, монтаж динамичен, повествование не провисает. Такое кино хорошо смотреть с утра, чтобы, как говорится в одной рекламе, получить заряд бодрости на весь день.
Беда в другом. Культовых фильмов прошлого, конечно, много. Но не настолько, чтобы бесконечно переснимать их, как бы здорово ни получалось у новых режиссеров. И что будут делать молодые кинематографисты, когда наконец переснимут все, что только можно? Наверное, придется придумывать что-то свое.
Евгений КОГАН
Проснувшись утром, медсестра (Сара Полли) внезапно обнаруживает себя в городке, кишащем кровожадными мертвецами. Мертвецы бродят по улицам и кусают всех, кто попадается под их оскаленные клыки. Дома горят, еще не укушенные американцы носятся как угорелые по улицам и стреляют во все, что движется. Причем этих самых неукушенных остается все меньше. А те, кого мертвецы успели укусить, сами превращаются в зомби с глазами навыкате.
Горстка выживших баррикадируется в универмаге и пытается, по мере сил и возможностей, отражать атаки превосходящих сил жаждущего крови противника. И, куда без этого, выясняют друг с другом непростые отношения. Потому что, как известно, если людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, запереть в ограниченном пространстве, у них взыграют амбиции, а самые плохие их качества полезут наружу, как червяки из земли после дождя. Уже в финале, после многочисленных погонь, стрельбы и взрывов, несколько человек спасутся-таки из универмага, сядут на яхту и поплывут в неизвестность (впрочем, неизвестность тоже относительная - уже на финальных титрах динамичная нарезка поможет зрителям понять, что спасения от мертвецов нет, зато есть надежда на продолжение фильма)...
Джордж Ромеро, снимавший свой "Рассвет мертвецов", лишь маскировался под фильм ужасов, как это делали многие (например, абсолютный кинематографический авторитет Джон Карпентер). На самом деле, его фильм был едкой и довольно злой сатирой на общество потребления. Но теперь социальный пафос, к сожалению, вышел из моды. А новых идей режиссеры, специализирующиеся на ужастиках, предложить, судя по всему, не могут. Вот и приходится, как, например, в картине "Фредди против Джейсона", стравливать героев культовых картин прошлого. Или, как в "Рассвете мертвецов", попросту пользоваться старым сценарием, лишь адаптировав его под нужды нового потребителя попкорна.
Замечу, что второй раз за последний год современным режиссерам удается перенести на экран старые сюжетные ходы. Первый раз это более чем достойно удалось авторам новой версии "Техасской резни бензопилой", второй - "Рассвет мертвецов". Картина снята остроумно и с фантазией, спецэффекты на месте, реплики запоминаются, монтаж динамичен, повествование не провисает. Такое кино хорошо смотреть с утра, чтобы, как говорится в одной рекламе, получить заряд бодрости на весь день.
Беда в другом. Культовых фильмов прошлого, конечно, много. Но не настолько, чтобы бесконечно переснимать их, как бы здорово ни получалось у новых режиссеров. И что будут делать молодые кинематографисты, когда наконец переснимут все, что только можно? Наверное, придется придумывать что-то свое.
Евгений КОГАН