Общество
ОСАГО ДЛЯ "ЛОХА"
24 апреля
Если вы приличный владелец приличного автомобиля, то есть по всему своему облику "тянете" на типичного представителя среднего класса, то не удивляйтесь, если однажды доведется попасть в дорожную аварию, совершенно при этом в нее не попадая.
Память "подвела"...
- Как это может быть?! - спросите вы. А так, - отвечаем, - что в один далеко не прекрасный момент к вам могут подойти тоже вполне приличные люди и предъявить претензию в том, что тогда-то и там-то (не сомневайтесь, вам назовут точное время и место) вы, подрезав их автомобиль и совершив с ним столкновение, с места ДТП скрылись. А в доказательство своих слов продемонстрируют довольно серьезные повреждения на своем автомобиле (например, помятый или оторванный бампер, глубокую вмятину на крыле...) и значительно менее серьезные - на вашем (например, неприметную сразу царапину на бампере).
Вы тут же начинаете мучительно восстанавливать в памяти: и когда же это вас угораздило так неаккуратно попортить чужое движимое имущество, вспоминаете, что "тогда-то и там-то" вы точно проезжали, но вот никакого столкновения, как ни старайся, припомнить не можете. Но когда вы робко предложите своим собеседникам вызвать для разбирательства инспектора ГИБДД, они вежливо объяснят вам, что этого лучше не делать. Поскольку, дескать, номера телефонов нескольких свидетелей им удалось записать, за оставление места ДТП вам, согласно части второй статьи 12.27 Административного кодекса, грозит не только штраф, но даже и лишение прав на срок от половины до одного года. И все это - помимо возмещения ущерба, которое может вылиться в довольно-таки "кругленькую" сумму.
- В какую именно? - робко спрашиваете вы. - А давайте уточним, - все так же вежливо отвечают вам пострадавшие, и набирают со своего мобильника номер телефона автомастерской, услугами которой они обычно пользуются. После чего сотовый передается вам, вы коротко описываете ситуацию, и голос на том конце называет вам довольно значительную сумму, в которую, дескать, обойдется ремонт. Неприятно, конечно, но тоже не беда - ведь вы, как законопослушный автовладелец, своевременно приобрели страховой полис по ОСАГО, о чем и сообщаете своим собеседникам. Вот и прекрасно, - отвечают те, - давайте тогда, не откладывая, и позвоним в вашу страховую компанию. На своем же мобильнике они набирают названный вами номер, передают трубку вам, и...
Вот тогда-то вы наконец и начинаете понимать, что "попали" на этот раз по-серьезному. Ибо, как выясняется из разговора с представителем страховой компании, возместить сумму ущерба они, конечно, могут. Однако, так как вы покинули место ДТП, они потом обязательно с помощью регрессивного иска взыщут ее назад через суд! Понятно, что после такого разъяснения вы, как утопающий за соломинку, ухватитесь за предложение пострадавших "разойтись так", "разобраться на месте". Тем более что на вас откровенно никто не "наезжает", если и оказывается какое-то давление, то делается это чрезвычайно мягко и вежливо. В общем, идет уважительное общение уважаемых людей, которые могут с пониманием отнестись ко многому. В том числе и к тому, что требуемой суммы у вас с собою нет, а ехать за ней к вам домой - изрядная трата времени и сил. В конце концов они соглашаются на сумму, раза в два меньшую. И вы, выплатив им долларов пятьсот и написав расписку, что никаких претензий к пострадавшим не имеете, вне себя от радости садитесь за руль и отправляетесь по своим делам.
Бендер жив!
И не подозреваете при этом, что вас только что "развели, как лоха последнего"! Ведь некоторые из использованных нами в тексте понятий (как-то: "пострадавшие", "свидетели", "собеседник из автосервиса", "представитель страховой компании") можно или смело закавычивать, или так же смело заменить одним, но весьма емким словом "мошенники"! А те надежды, которые возлагали в свое время на ОСАГО идеологи обязательной "автогражданки" (мол, граждане, сделавшие своей профессией так называемые "подставы" на дорогах, побоятся связываться с застрахованными автовладельцами), по прошествии времени, увы, не оправдались. Последователи незабвенного Остапа Бендера, верные его тезису о четырехстах сравнительно честных способах отъема денег, только усовершенствовали свое мастерство, сделали поправку на работу в новых условиях. И, как говорят сами автостраховщики сейчас на семинарах по работе в условиях "автогражданки", аварийным комиссарам сообщается не менее чем о пятидесяти видах мошенничества и злоупотреблений вокруг ОСАГО.
Это и простой сговор автовладельца, "помявшего" свою машину без чьей-либо помощи, с кем-либо из застрахованных - мол, ты признаешь, что произошло все по твоей вине, а страховку мы пополам поделим. И фальсификация акта о дорожно-транспортном происшествии с помощью входящего в долю инспектора ГИБДД. И оформление полиса обязательного страхования автогражданской ответственности уже после самой аварии, "задним числом" - тут в сговоре с мошенниками находится уже представитель страховой компании. И фальсификация документов по техэкспертизе или документов, подтверждающих оплату лечения и причинения вреда здоровью потерпевших - тут тоже необходим преступный сговор с соответствующими должностными лицами. И использование откровенно фальшивых или фальсифицированных полисов ОСАГО - это когда один мошенник страхует автогражданскую ответственность сразу в нескольких компаниях, где и получает потом, после совершения ДТП, сразу несколько страховых возмещений его "пострадавший" сообщник. И, наконец, не изжила себя в новых условиях и классическая "подстава" с дальнейшим предложением "разобраться на месте" за сумму, несколько ниже той, что назовет вам по телефону "работник автосервиса".
Что же касается схемы, столь подробно описанной нами выше (а питерские автостраховщики с "гордостью" называют ее питерским же эксклюзивом), то, как мы видим, в деле, поставленном с умом, можно обойтись и без самого факта столкновения. В этом случае роль его следов на бампере вашей машины выполнят царапины, заблаговременно нанесенные туда с помощью гвоздя или наждачной бумаги, - это легко сделать в тот момент, когда автомобиль оставлен без присмотра. Точное место и время "произошедшего ДТП" вам укажут, последив некоторое время за вашими перемещениями по городу. Ну а вместо названного вами номера вашей страховой компании незаметно для вас наберут другой - квартиры, где находится сообщник.
Как поправить закон?
В скором времени депутаты Госдумы намереваются вновь обратиться к закону об "автогражданке", чтобы внести в него некоторые изменения и дополнения, призванные несколько облегчить участь самых незащищенных слоев автовладельцев. Предлагается, например, раза в два снизить ставки по страхованию для инвалидов, ветеранов или же вообще всех пенсионеров, ввести для них и для тех, кто пользуется машиной только для поездок на дачу, так называемую страховку выходного дня. Активно, с подачи ГИБДД, ведутся разговоры и о том, чтобы по образцу западных стран дать возможность разбирать последствия незначительных ДТП (без причинения вреда жизни и здоровью и с небольшим ущербом по "железу") без участия дорожной милиции - самим водителям и представителям их страховых компаний.
В пользу реализации так называемого европейского протокола красноречиво говорит хотя бы тот факт, что с вступлением в силу закона по ОСАГО количество ДТП, зарегистрированных в одном только Петербурге, выросло на целых двадцать процентов. Именно зарегистрированных, поскольку автовладельцы, которые раньше частенько разбирались по убыткам от аварий самостоятельно, теперь, дабы получить страховое возмещение от компании обидчика, стали фиксировать даже самые незначительные ДТП. В результате чего они, дожидаясь приезда инспектора на месте, перегораживают своими машинами значительную часть дороги, за ними возникают многокилометровые пробки, через которые не пробиться даже машине инспектора ДПС со всеми ее сиренами и "мигалками".
Однако думается, что такой норматив нам строжайше противопоказан. По крайней мере сейчас, ибо при столь "творческом" подходе наших сограждан к закону приведет он только к взрывному росту случаев страхового мошенничества. Да и опыт так называемых "цивилизованных" стран, для которых обязательная "автогражданка" давно уже не новость, говорит, что страховое мошенничество - явление весьма и весьма жизнеспособное. Так, по данным Федерального объединения немецких страховых компаний, до десяти процентов всех страховых платежей приходится на криминальные операции, подобные описанным выше.
Лучше ездить с адвокатом
Поэтому всем, кто не желает оказаться в роли "лоха", можем порекомендовать только хладнокровия и получше разбираться во всем многообразии наших, столь подчас запутанных, нормативных актов. Так, в случае, разобранном нами выше столь подробно, попавшему в подобную ситуацию человеку можно напомнить следующее: если автомобилист, которому предъявили претензию, что он скрылся с места ДТП, может доказать, что он не заметил столкновения с другой машиной, то это не будет считаться оставлением места аварии. Это положение находится в полном соответствии с той самой частью второй статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, на которую (см. выше) обычно и ссылаются в подобных случаях мошенники. Средства же и методы доказательства тут могут быть весьма различны: и показания свидетелей (в том числе и находившихся в тот момент в автомобиле - даже если они являются вашими родственниками), и автотехническая и трасологическая экспертизы, и т. д. и т. п.
Более подробно все эти положения вам может объяснить ваш адвокат, которым тоже было бы неплохо обзавестись загодя всем выезжающим ныне на дорогу. Постарайтесь сразу же вызвать его на место ДТП - как, впрочем, и инспекторов ДПС, и представителя вашей страховой компании. А в ожидании их не поленитесь записать номер машины, якобы вами помятой, ее марку и цвет. Если есть такая возможность, запишите также на диктофон разговор с предъявителями претензий. А если диктофона у вас нет, пригласите двух прохожих и попросите "пострадавших" повторить свои требования в их присутствии.
Обычно такой решительный отпор заставляет мошенников поспешно ретироваться. Ведь большинство из них - люди, в знании законов весьма "подкованные". И они сразу поймут, что им в таком случае "светит" скорее перспектива привлечения к уголовной ответственности - по части второй статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору), а не возможность "срубить деньжат по-легкому". Знанием этой особенности мошенников в дальнейшем и руководствуйтесь. И счастливой вам дороги!
Александр СЕЛИЦКИЙ
Память "подвела"...
- Как это может быть?! - спросите вы. А так, - отвечаем, - что в один далеко не прекрасный момент к вам могут подойти тоже вполне приличные люди и предъявить претензию в том, что тогда-то и там-то (не сомневайтесь, вам назовут точное время и место) вы, подрезав их автомобиль и совершив с ним столкновение, с места ДТП скрылись. А в доказательство своих слов продемонстрируют довольно серьезные повреждения на своем автомобиле (например, помятый или оторванный бампер, глубокую вмятину на крыле...) и значительно менее серьезные - на вашем (например, неприметную сразу царапину на бампере).
Вы тут же начинаете мучительно восстанавливать в памяти: и когда же это вас угораздило так неаккуратно попортить чужое движимое имущество, вспоминаете, что "тогда-то и там-то" вы точно проезжали, но вот никакого столкновения, как ни старайся, припомнить не можете. Но когда вы робко предложите своим собеседникам вызвать для разбирательства инспектора ГИБДД, они вежливо объяснят вам, что этого лучше не делать. Поскольку, дескать, номера телефонов нескольких свидетелей им удалось записать, за оставление места ДТП вам, согласно части второй статьи 12.27 Административного кодекса, грозит не только штраф, но даже и лишение прав на срок от половины до одного года. И все это - помимо возмещения ущерба, которое может вылиться в довольно-таки "кругленькую" сумму.
- В какую именно? - робко спрашиваете вы. - А давайте уточним, - все так же вежливо отвечают вам пострадавшие, и набирают со своего мобильника номер телефона автомастерской, услугами которой они обычно пользуются. После чего сотовый передается вам, вы коротко описываете ситуацию, и голос на том конце называет вам довольно значительную сумму, в которую, дескать, обойдется ремонт. Неприятно, конечно, но тоже не беда - ведь вы, как законопослушный автовладелец, своевременно приобрели страховой полис по ОСАГО, о чем и сообщаете своим собеседникам. Вот и прекрасно, - отвечают те, - давайте тогда, не откладывая, и позвоним в вашу страховую компанию. На своем же мобильнике они набирают названный вами номер, передают трубку вам, и...
Вот тогда-то вы наконец и начинаете понимать, что "попали" на этот раз по-серьезному. Ибо, как выясняется из разговора с представителем страховой компании, возместить сумму ущерба они, конечно, могут. Однако, так как вы покинули место ДТП, они потом обязательно с помощью регрессивного иска взыщут ее назад через суд! Понятно, что после такого разъяснения вы, как утопающий за соломинку, ухватитесь за предложение пострадавших "разойтись так", "разобраться на месте". Тем более что на вас откровенно никто не "наезжает", если и оказывается какое-то давление, то делается это чрезвычайно мягко и вежливо. В общем, идет уважительное общение уважаемых людей, которые могут с пониманием отнестись ко многому. В том числе и к тому, что требуемой суммы у вас с собою нет, а ехать за ней к вам домой - изрядная трата времени и сил. В конце концов они соглашаются на сумму, раза в два меньшую. И вы, выплатив им долларов пятьсот и написав расписку, что никаких претензий к пострадавшим не имеете, вне себя от радости садитесь за руль и отправляетесь по своим делам.
Бендер жив!
И не подозреваете при этом, что вас только что "развели, как лоха последнего"! Ведь некоторые из использованных нами в тексте понятий (как-то: "пострадавшие", "свидетели", "собеседник из автосервиса", "представитель страховой компании") можно или смело закавычивать, или так же смело заменить одним, но весьма емким словом "мошенники"! А те надежды, которые возлагали в свое время на ОСАГО идеологи обязательной "автогражданки" (мол, граждане, сделавшие своей профессией так называемые "подставы" на дорогах, побоятся связываться с застрахованными автовладельцами), по прошествии времени, увы, не оправдались. Последователи незабвенного Остапа Бендера, верные его тезису о четырехстах сравнительно честных способах отъема денег, только усовершенствовали свое мастерство, сделали поправку на работу в новых условиях. И, как говорят сами автостраховщики сейчас на семинарах по работе в условиях "автогражданки", аварийным комиссарам сообщается не менее чем о пятидесяти видах мошенничества и злоупотреблений вокруг ОСАГО.
Это и простой сговор автовладельца, "помявшего" свою машину без чьей-либо помощи, с кем-либо из застрахованных - мол, ты признаешь, что произошло все по твоей вине, а страховку мы пополам поделим. И фальсификация акта о дорожно-транспортном происшествии с помощью входящего в долю инспектора ГИБДД. И оформление полиса обязательного страхования автогражданской ответственности уже после самой аварии, "задним числом" - тут в сговоре с мошенниками находится уже представитель страховой компании. И фальсификация документов по техэкспертизе или документов, подтверждающих оплату лечения и причинения вреда здоровью потерпевших - тут тоже необходим преступный сговор с соответствующими должностными лицами. И использование откровенно фальшивых или фальсифицированных полисов ОСАГО - это когда один мошенник страхует автогражданскую ответственность сразу в нескольких компаниях, где и получает потом, после совершения ДТП, сразу несколько страховых возмещений его "пострадавший" сообщник. И, наконец, не изжила себя в новых условиях и классическая "подстава" с дальнейшим предложением "разобраться на месте" за сумму, несколько ниже той, что назовет вам по телефону "работник автосервиса".
Что же касается схемы, столь подробно описанной нами выше (а питерские автостраховщики с "гордостью" называют ее питерским же эксклюзивом), то, как мы видим, в деле, поставленном с умом, можно обойтись и без самого факта столкновения. В этом случае роль его следов на бампере вашей машины выполнят царапины, заблаговременно нанесенные туда с помощью гвоздя или наждачной бумаги, - это легко сделать в тот момент, когда автомобиль оставлен без присмотра. Точное место и время "произошедшего ДТП" вам укажут, последив некоторое время за вашими перемещениями по городу. Ну а вместо названного вами номера вашей страховой компании незаметно для вас наберут другой - квартиры, где находится сообщник.
Как поправить закон?
В скором времени депутаты Госдумы намереваются вновь обратиться к закону об "автогражданке", чтобы внести в него некоторые изменения и дополнения, призванные несколько облегчить участь самых незащищенных слоев автовладельцев. Предлагается, например, раза в два снизить ставки по страхованию для инвалидов, ветеранов или же вообще всех пенсионеров, ввести для них и для тех, кто пользуется машиной только для поездок на дачу, так называемую страховку выходного дня. Активно, с подачи ГИБДД, ведутся разговоры и о том, чтобы по образцу западных стран дать возможность разбирать последствия незначительных ДТП (без причинения вреда жизни и здоровью и с небольшим ущербом по "железу") без участия дорожной милиции - самим водителям и представителям их страховых компаний.
В пользу реализации так называемого европейского протокола красноречиво говорит хотя бы тот факт, что с вступлением в силу закона по ОСАГО количество ДТП, зарегистрированных в одном только Петербурге, выросло на целых двадцать процентов. Именно зарегистрированных, поскольку автовладельцы, которые раньше частенько разбирались по убыткам от аварий самостоятельно, теперь, дабы получить страховое возмещение от компании обидчика, стали фиксировать даже самые незначительные ДТП. В результате чего они, дожидаясь приезда инспектора на месте, перегораживают своими машинами значительную часть дороги, за ними возникают многокилометровые пробки, через которые не пробиться даже машине инспектора ДПС со всеми ее сиренами и "мигалками".
Однако думается, что такой норматив нам строжайше противопоказан. По крайней мере сейчас, ибо при столь "творческом" подходе наших сограждан к закону приведет он только к взрывному росту случаев страхового мошенничества. Да и опыт так называемых "цивилизованных" стран, для которых обязательная "автогражданка" давно уже не новость, говорит, что страховое мошенничество - явление весьма и весьма жизнеспособное. Так, по данным Федерального объединения немецких страховых компаний, до десяти процентов всех страховых платежей приходится на криминальные операции, подобные описанным выше.
Лучше ездить с адвокатом
Поэтому всем, кто не желает оказаться в роли "лоха", можем порекомендовать только хладнокровия и получше разбираться во всем многообразии наших, столь подчас запутанных, нормативных актов. Так, в случае, разобранном нами выше столь подробно, попавшему в подобную ситуацию человеку можно напомнить следующее: если автомобилист, которому предъявили претензию, что он скрылся с места ДТП, может доказать, что он не заметил столкновения с другой машиной, то это не будет считаться оставлением места аварии. Это положение находится в полном соответствии с той самой частью второй статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, на которую (см. выше) обычно и ссылаются в подобных случаях мошенники. Средства же и методы доказательства тут могут быть весьма различны: и показания свидетелей (в том числе и находившихся в тот момент в автомобиле - даже если они являются вашими родственниками), и автотехническая и трасологическая экспертизы, и т. д. и т. п.
Более подробно все эти положения вам может объяснить ваш адвокат, которым тоже было бы неплохо обзавестись загодя всем выезжающим ныне на дорогу. Постарайтесь сразу же вызвать его на место ДТП - как, впрочем, и инспекторов ДПС, и представителя вашей страховой компании. А в ожидании их не поленитесь записать номер машины, якобы вами помятой, ее марку и цвет. Если есть такая возможность, запишите также на диктофон разговор с предъявителями претензий. А если диктофона у вас нет, пригласите двух прохожих и попросите "пострадавших" повторить свои требования в их присутствии.
Обычно такой решительный отпор заставляет мошенников поспешно ретироваться. Ведь большинство из них - люди, в знании законов весьма "подкованные". И они сразу поймут, что им в таком случае "светит" скорее перспектива привлечения к уголовной ответственности - по части второй статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору), а не возможность "срубить деньжат по-легкому". Знанием этой особенности мошенников в дальнейшем и руководствуйтесь. И счастливой вам дороги!
Александр СЕЛИЦКИЙ