Культура
"ПИКОВАЯ ДАМА" - БЕЗ ПЕТЕРБУРГА, НО С ПЕТЕРБУРЖЦАМИ
29 апреля
В Гамбургском оперном театре, как и в большинстве музыкальных театров на Западе, спектакли играются сериями. Собирается интернациональный актерский состав, репетирует и дает несколько представлений. Спустя какое-то время участники спектакля съезжаются снова, и все повторяется. Но состав при этом может варьироваться. Последняя постановка "Пиковой дамы" осуществлена в мае прошлого года Инго Метцмахером и режиссером Вилли Деккером. В серии представлений, которая завершилась недавно, Метцмахера за дирижерским пультом сменил молодой петербургский дирижер Василий Петренко, а вместо американского тенора Роберта Брубакера Германа поет тоже петербуржец, солист Мариинского театра Виктор Луцюк.
Среди многочисленных "Пиковых дам", которых мне довелось услышать за последние годы в России и за ее пределами, эта - одна из наиболее пристойных. И тем не менее... Оперу Чайковского принято на Западе сокращать. Странно: длящиеся по шесть часов музыкальные драмы двух Рихардов, Вагнера и Штрауса, не кажутся тут длинными. А вот по отношению к Чайковскому - такая несправедливость! Слушая оперу, каждый раз испытываешь сердечную боль, когда натыкаешься на послеоперационный шов - вырезанными оказались начальная сцена гуляющих в Летнем саду, с хором марширующих детей, ария Гувернантки, вся интермедия "Искренность пастушки". Заключительная же купюра заставляет содрогнуться: выпущена ария Германа "Что наша жизнь? Игра!". Линия главного героя лишается, таким образом, высшей точки, а развязка драмы скомкана.
И однако же, сверхгениальная музыка Чайковского, несмотря на потери, все равно впечатляет глубочайшим образом. Все было разучено тщательно, певцы прониклись смыслом поступков и реакций своих героев и были эмоционально наполненны. Баланс голосов с оркестром был выровнен, и вообще, целое являло собой пример настоящей исполнительской культуры. Хотя постановщик Деккер, сократив часть отстраняющего материала и выпрямив драматургию, упростил свою задачу.
Герман с самого начала устремлен в потустороннее. В руках у него постоянно пистолет, и эту адскую игрушку он использует не только для того, чтобы смертельно напугать старуху, но и чтобы в "Сцене у Зимней канавки" - поскольку никакой канавки нет и Лизе броситься некуда - застрелить возлюбленную.
Как же проявили в нем себя петербургские артисты?
Василию Петренко 27 лет - для дирижера совсем немного. Ученик И.А. Мусина и Р.Э. Мартынова, он успешно участвовал в нескольких международных конкурсах, и нынче его карьера разворачивается стремительно. В Гамбург, услышать маэстро в "Пиковой даме", приезжали директора нескольких крупных европейских театров. Дебютировать в столь почтенном театре, как Гамбургский, было очень ответственно. Молодой мастер справился с задачей достойно. Ему была дана лишь одна репетиция, но он сумел распорядиться ею с максимальной рациональностью, дабы внушить солистам, оркестру и хору собственное слышание музыки - свои темпы, акценты, соотношения голосов и инструментов.
Петренко вел представление уверенно, сочетая трепетность тона, порывистость чувств с трезвым расчетом и постоянным контролем за происходящим. В рамках заданного темпа он предоставлял солистам известную свободу, бережно их поддерживая, и, мне кажется, им было приятно музицировать с ним.
"Пиковая дама", будучи оперой, которая состоит из арий, ансамблей, хоров, в то же время являет собой некую гигантскую вокально-инструментальную симфонию. Душа Германа разрывается между стремлением к счастью, которое олицетворяют Лиза и связанная с ее образом музыкальная тема любви, - и гибельной страстью к обогащению, которую символизирует старая Графиня и тема трех карт. Обе этих темы экспонированы в оркестровом вступлении, а все дальнейшее - их гигантское развитие, противопоставление, борьба. Симфонизм оперы дирижер обнаруживал постепенно, накапливая напряжение и доводя его к концу до трагедийных высот.
Состав солистов в гамбургской "Пиковой даме" подобрался весьма ровный. Но Виктор Луцюк в этом составе, несомненно, был лидером.
Ему не нужен грим. В его профиле есть нечто наполеоновское. Он гибок, подвижен, импульсивен. С самого начала, соответственно режиссерскому замыслу, он болезненно одержим, и это состояние героя актер передает естественно, не переигрывая.
По мнению слушателей и коллег-критиков, участие петербургских мастеров искусств оживило спектакль и внесло в него дополнительную ноту художественной подлинности.
Михаил БЯЛИК
Среди многочисленных "Пиковых дам", которых мне довелось услышать за последние годы в России и за ее пределами, эта - одна из наиболее пристойных. И тем не менее... Оперу Чайковского принято на Западе сокращать. Странно: длящиеся по шесть часов музыкальные драмы двух Рихардов, Вагнера и Штрауса, не кажутся тут длинными. А вот по отношению к Чайковскому - такая несправедливость! Слушая оперу, каждый раз испытываешь сердечную боль, когда натыкаешься на послеоперационный шов - вырезанными оказались начальная сцена гуляющих в Летнем саду, с хором марширующих детей, ария Гувернантки, вся интермедия "Искренность пастушки". Заключительная же купюра заставляет содрогнуться: выпущена ария Германа "Что наша жизнь? Игра!". Линия главного героя лишается, таким образом, высшей точки, а развязка драмы скомкана.
И однако же, сверхгениальная музыка Чайковского, несмотря на потери, все равно впечатляет глубочайшим образом. Все было разучено тщательно, певцы прониклись смыслом поступков и реакций своих героев и были эмоционально наполненны. Баланс голосов с оркестром был выровнен, и вообще, целое являло собой пример настоящей исполнительской культуры. Хотя постановщик Деккер, сократив часть отстраняющего материала и выпрямив драматургию, упростил свою задачу.
Герман с самого начала устремлен в потустороннее. В руках у него постоянно пистолет, и эту адскую игрушку он использует не только для того, чтобы смертельно напугать старуху, но и чтобы в "Сцене у Зимней канавки" - поскольку никакой канавки нет и Лизе броситься некуда - застрелить возлюбленную.
Как же проявили в нем себя петербургские артисты?
Василию Петренко 27 лет - для дирижера совсем немного. Ученик И.А. Мусина и Р.Э. Мартынова, он успешно участвовал в нескольких международных конкурсах, и нынче его карьера разворачивается стремительно. В Гамбург, услышать маэстро в "Пиковой даме", приезжали директора нескольких крупных европейских театров. Дебютировать в столь почтенном театре, как Гамбургский, было очень ответственно. Молодой мастер справился с задачей достойно. Ему была дана лишь одна репетиция, но он сумел распорядиться ею с максимальной рациональностью, дабы внушить солистам, оркестру и хору собственное слышание музыки - свои темпы, акценты, соотношения голосов и инструментов.
Петренко вел представление уверенно, сочетая трепетность тона, порывистость чувств с трезвым расчетом и постоянным контролем за происходящим. В рамках заданного темпа он предоставлял солистам известную свободу, бережно их поддерживая, и, мне кажется, им было приятно музицировать с ним.
"Пиковая дама", будучи оперой, которая состоит из арий, ансамблей, хоров, в то же время являет собой некую гигантскую вокально-инструментальную симфонию. Душа Германа разрывается между стремлением к счастью, которое олицетворяют Лиза и связанная с ее образом музыкальная тема любви, - и гибельной страстью к обогащению, которую символизирует старая Графиня и тема трех карт. Обе этих темы экспонированы в оркестровом вступлении, а все дальнейшее - их гигантское развитие, противопоставление, борьба. Симфонизм оперы дирижер обнаруживал постепенно, накапливая напряжение и доводя его к концу до трагедийных высот.
Состав солистов в гамбургской "Пиковой даме" подобрался весьма ровный. Но Виктор Луцюк в этом составе, несомненно, был лидером.
Ему не нужен грим. В его профиле есть нечто наполеоновское. Он гибок, подвижен, импульсивен. С самого начала, соответственно режиссерскому замыслу, он болезненно одержим, и это состояние героя актер передает естественно, не переигрывая.
По мнению слушателей и коллег-критиков, участие петербургских мастеров искусств оживило спектакль и внесло в него дополнительную ноту художественной подлинности.
Михаил БЯЛИК