Культура

К. ЗАНУССИ: ПЕРСПЕКТИВА РОССИИ - В ВОЗРОЖДЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ

30 апреля
Занусси, помимо режиссерского, имеет еще дипломы физика и философа. В настоящее время, кроме режиссуры в разных странах, на родине он преподает также информационные технологии и PR. Кроме того, является советником по культуре у высшего духовного лица католической церкви - Папы Римского. Тема духовности его занимает особо.
- Пан Занусси, что это такое - духовность? В современной цивилизации, очень прагматичной, динамичной, где ориентация прежде всего на извлечение прибыли почти любой ценой, духовность, может быть, определяется как консерватизм? Она тормозит прогресс?
- Нет. Это марксистская постановка вопроса. Я не марксист.
- Я тоже. Это просто вопрос с социологизированным содержанием.
- И все же понятие прогресса не так понимается, как звучит в этом вопросе. Духовность существует в любой социальной и политической формации. Есть духовность более развитая или менее, но это никак не связано с консерватизмом. Общество без духовности - это же просто зоопарк. Только среди животных нет духовности.
- А что скажете о точке зрения, что духовность имеет особое развитие в условиях несвободы?
- Тоже ошибка. Можно, конечно, сказать, что духовность развивается более, когда человек находится в условиях страдания, и менее развита, когда человек живет легко и хорошо. Но жизнь у всех приходит к своему завершению, и никому не бывает легко и хорошо до конца. Когда в человеке недостаток духовности, то такой человек ближе к животным.
- Стало быть, современная цивилизация с ее системой приоритетов, ценностей, вопреки мнению многих представителей интеллигенции, вполне может считаться духовной?
- Должна быть духовной. Другое дело, какое качество этой духовности. Скажем, Америка сейчас под огромным влиянием "нью эйджа", этакого духовного супермаркета, что является, безусловно, духовностью. Хотя это не моя духовность, она мне не близка. Ее может кто-то и не распознать, но она есть.
- Что же такое духовность в оптимальном, что ли, варианте с вашей точки зрения? Как вы представляете себе духовность завтрашнего дня?
- Про духовность завтрашнего дня надо смотреть Стэнли Кубрика. Это интересное видение. Может, стоит и "Матрицу", 1-й фильм посмотреть. Это тоже видение духовности, и подозрение, что существуют два параллельных духовных мира. Без духовного измерения вообще человечество становится просто трупом, который разлагается. И в современном мире - хоть в том, что мы называем развитым, хоть в неразвитом - есть немало людей, которые делают что-то с прагматической точки зрения бескорыстно, в духовных целях. Это и есть проявления духовности сегодня.
- Некоторые современные психологические науки работают с человеком на то, чтобы максимально рационализировать его поведение и, по сути, убрать проявления духовного в человеке, как мешающего добиваться прагматических целей. Например, нейролингвистическое программирование (НЛП)...
- Я на это смотрю, как на устаревшее представление. Наполовину это все ерунда, наполовину пугало для кого-то. Конечно, после Фрейда психология пыталась занять какое-то особо высокое положение, когда она сказала что-то новое о человеке и попыталась заменить собой религию. И тем себя дискредитировала, потому что это уже тогда не наука. Ничего из этого не вышло. Не стоит относиться к этому серьезно. И НЛП идет от Фрейда, продолжение той философии. Это направление, конечно, что-то открыло, но потом попыталось замещать религию. Наука не должна себя подавать в какой-либо роли, замещающей религию. Наука и религия - это разное.
- Вы - религиозный человек?
- Да, меня можно считать религиозным человеком.
- Вы интересно выразились. Как же тогда определяете свою религиозность?
- Религиозность - это форма духовности, а без формы в этом мире ничего не существует. Не может существовать какая-то неопределенная духовность, она должна обрести свою веру, форму, традицию. И я отношусь к христианской традиции, в которой просто я всегда жил. Это моя культура, моя цивилизация.
- То есть вы классический католик?
- Можно так назвать.
- Я уточняю потому, что в христианстве есть ведь много новейших течений. И порой говорят: "Я сам в себе ищу бога, религию" или - "путь к богу".
- Да, это тот самый "супермаркет", это "нью эйдж", когда - без посредников и без традиций. Я в это не верю. Я не такой могучий человек, чтоб сам в себе выстроил религию. Чтоб взять запчасти из этого "супермаркета": немного буддизма, немного каббалы... - эта мода не для меня.
- Как вы представляете себе Россию в духовном плане, каково ее место в современном и в будущем мире? Какова роль Петербурга в России и в мире?
- В Петербурге создавалась русская интеллигенция. Российская элита - это всегда был Петербург. Для меня он связывается с Бердяевым, Соловьевым, с многими подвигами русской мысли перед Первой мировой войной, которые, к сожалению, не смогли спасти Россию от революции, от дикого уничтожения. Революция затормозила развитие России. Иначе она сегодня была бы настоящей супердержавой, технологически гораздо более развитой, богатой, сильной, если бы пошла нормальным шагом, если бы ее не парализовал коммунизм. Это тоже надо не забывать.
- Но ведь очень многие интеллигенты, представители культурной и научной элиты искренне поддержали Октябрьскую революцию?
- К сожалению, да. Это была огромная ошибка. Ведь это и не мог быть иной путь, чем тот, что оказался. Такая была программа у Маркса, Ленина. И Сталин был самым хорошим ленинцем, и тут не надо обманываться, что если бы не Сталин, то все пошло бы по-другому.
Россия - странная страна. Она, с одной стороны, имеет языческий характер и к религии относится вроде бы очень поверхностно. А с другой стороны, являет удивительную глубину религиозных чувств. Так что я все время жду возрождения православной России, потому что Россия вообще по своей природе православная.
Павел ЯБЛОНСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно