Общество
СОЕДИНЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
13 май
Не так давно генеральный консул Польской Республики Эугениуш Мельцарек устроил прием, посвященный на первый взгляд неожиданной теме. А именно фильму "Инженеры согласия", созданному мастерской Игоря Шадхана, главным героем которой стал человек, построивший в Петербурге первый постоянный мост через Неву. Этот мост назывался сначала Благовещенским, потом Николаевским, а теперь известен петербуржцам и гостям города как мост Лейтенанта Шмидта.
Однако ничего неожиданного здесь нет, по крайней мере для постоянных читателей "НВ". Инженер Станислав Кербедз был по происхождению поляком, родился в Польше и закончил в ней свои дни. Он известен и как строитель первого постоянного моста через Вислу в Варшаве. Несколько лет назад об этом уже рассказывала наша газета.
А фильм получился многоплановый и интересный. Здесь и судьба самого Кербедза, неотделимая от исторического контекста. Петербург ведь в XIX столетии принял сотни, тысячи молодых поляков. С одной стороны, этот город был столицей, откуда отправлялись реляции и приказы в связи с подавлением польских восстаний, в итоге с гибелью или сибирской ссылкой многих польских патриотов. С другой стороны, когда самодержавие лишило польскую молодежь шансов получать достойное образование у себя на родине, те, кто хотел стать медиками или инженерами, естествоиспытателями или архитекторами, устремились не только в западные университеты, но и в Северную Пальмиру. Поляки составили большую часть петербургского студенчества, становились высококлассными специалистами в избранных профессиях. Жизнь Кербедза - тому яркая иллюстрация.
Перед зрителем проходят кадры: в стенах института Корпуса Инженеров путей сообщения (известного позднее как ЛИИЖТ, а сейчас Университет путей сообщения), первым директором которого был Августин Бетанкур. Кербедз поступил сюда сразу на третий курс (уже имея диплом Виленского университета), в 32 года стал здесь профессором. Им реализовано немало серьезных технических проектов, но мост через Неву - наиболее яркий, наиболее знаменитый. Тогдашний глава МПС граф Клейнмихель (тот самый, памятный по некрасовской "Железной дороге") высказал сомнение в прочности нового моста, однако это сомнение оказалось необоснованным, и время это подтвердило.
Параллельно в фильме присутствует самая что ни на есть современность - на экране сменяют друг друга современные преподаватели института, говорящие о преемственности, современные практики - строители первого вантового моста через Неву: это строительство совершается в наши дни.
С берегов Невы опять на берега Вислы. Петербург и Варшава в свое время (при участии того же Кербедза) обрели еще одну нерасторжимую связь: Петербургско-Варшавскую железную дорогу (о создании этой магистрали тоже подробно рассказывало "Невское время" на странице "Северо-Запад"). Но бури и грозы XIX, а затем XX века постоянно пытались разрушить эти связи. Разрушать - это часто людям кажется легче, чем созидать. Уничтожить Варшаву во время Второй мировой, сломать мосты и дороги, надо полагать, казалось нацистам самым простым делом (как и задушить Ленинград голодом). А тем, кто отправлял в Сибирь эшелоны поляков, тоже, наверно, казалось простым делом - задушить народ, его культуру, его свободолюбие. Но когда смотришь фильм "Инженеры согласия", приходят в голову мысли о том, что созидание в конце концов должно побеждать. Кто знает, что было на душе у Станислава Кербедза, когда его родина обливалась кровью, а он служил царскому режиму, который эту кровь проливал? Но сейчас, по словам консула Польши Иеронима Граля, "мост всегда имеет два конца". Петербург и Польша построили между собой прочнейший мост, основанный на культурных, научных связях, на стремлении к прогрессу и взаимопониманию.
Cветлана ГАВРИЛИНА
Однако ничего неожиданного здесь нет, по крайней мере для постоянных читателей "НВ". Инженер Станислав Кербедз был по происхождению поляком, родился в Польше и закончил в ней свои дни. Он известен и как строитель первого постоянного моста через Вислу в Варшаве. Несколько лет назад об этом уже рассказывала наша газета.
А фильм получился многоплановый и интересный. Здесь и судьба самого Кербедза, неотделимая от исторического контекста. Петербург ведь в XIX столетии принял сотни, тысячи молодых поляков. С одной стороны, этот город был столицей, откуда отправлялись реляции и приказы в связи с подавлением польских восстаний, в итоге с гибелью или сибирской ссылкой многих польских патриотов. С другой стороны, когда самодержавие лишило польскую молодежь шансов получать достойное образование у себя на родине, те, кто хотел стать медиками или инженерами, естествоиспытателями или архитекторами, устремились не только в западные университеты, но и в Северную Пальмиру. Поляки составили большую часть петербургского студенчества, становились высококлассными специалистами в избранных профессиях. Жизнь Кербедза - тому яркая иллюстрация.
Перед зрителем проходят кадры: в стенах института Корпуса Инженеров путей сообщения (известного позднее как ЛИИЖТ, а сейчас Университет путей сообщения), первым директором которого был Августин Бетанкур. Кербедз поступил сюда сразу на третий курс (уже имея диплом Виленского университета), в 32 года стал здесь профессором. Им реализовано немало серьезных технических проектов, но мост через Неву - наиболее яркий, наиболее знаменитый. Тогдашний глава МПС граф Клейнмихель (тот самый, памятный по некрасовской "Железной дороге") высказал сомнение в прочности нового моста, однако это сомнение оказалось необоснованным, и время это подтвердило.
Параллельно в фильме присутствует самая что ни на есть современность - на экране сменяют друг друга современные преподаватели института, говорящие о преемственности, современные практики - строители первого вантового моста через Неву: это строительство совершается в наши дни.
С берегов Невы опять на берега Вислы. Петербург и Варшава в свое время (при участии того же Кербедза) обрели еще одну нерасторжимую связь: Петербургско-Варшавскую железную дорогу (о создании этой магистрали тоже подробно рассказывало "Невское время" на странице "Северо-Запад"). Но бури и грозы XIX, а затем XX века постоянно пытались разрушить эти связи. Разрушать - это часто людям кажется легче, чем созидать. Уничтожить Варшаву во время Второй мировой, сломать мосты и дороги, надо полагать, казалось нацистам самым простым делом (как и задушить Ленинград голодом). А тем, кто отправлял в Сибирь эшелоны поляков, тоже, наверно, казалось простым делом - задушить народ, его культуру, его свободолюбие. Но когда смотришь фильм "Инженеры согласия", приходят в голову мысли о том, что созидание в конце концов должно побеждать. Кто знает, что было на душе у Станислава Кербедза, когда его родина обливалась кровью, а он служил царскому режиму, который эту кровь проливал? Но сейчас, по словам консула Польши Иеронима Граля, "мост всегда имеет два конца". Петербург и Польша построили между собой прочнейший мост, основанный на культурных, научных связях, на стремлении к прогрессу и взаимопониманию.
Cветлана ГАВРИЛИНА