Культура
ВОЙДЕМ В КАПЕЛЛУ ДЖОТТО
15 май
Какое отношение это имеет к Петербургу? - спросите вы. Дело в том, что фотокопии этих знаменитых фресок в течение месяца можно будет увидеть в Комендантском доме Петропавловской крепости на выставке "Джотто в Падуе".
900 квадратных метров фресок, изображающих евангельские сцены и Страшный суд, считаются одним из главных произведений итальянского художника XIV века. Капелла дель Арена, посвященная Марии, принадлежала богатому семейству Энрико Скровеньи, по заказу которого в 1304-1306 годах Джотто и выполнил роспись. Капелла, построенная на месте античного амфитеатра, начала разрушаться еще в начале XIX века, тогда же ее начали реставрировать, работы продолжались и в XX веке, после Второй мировой войны, но по-настоящему всеобъемлющий проект под названием "Спасем Джотто" стартовал в 1985 году.
Его финал мы можем видеть под стеклянной крышей Комендантского дома: модель капеллы в масштабе 1:4 позволяет войти внутрь макета и детально рассмотреть фотокопии фресок, отдельные увеличенные фрагменты фотографий демонстрируют мастерство итальянских реставраторов. Выставка уже объездила Испанию и Германию, побывала в Москве. К сожалению, по-другому фрески путешествовать не могут - в силу некоторых своих физических особенностей. Устроители выставки попытались максимально приблизить фотографии по цветопередаче к оригиналу. Кстати, в капелле поток туристов настолько плотный, что внутри можно оставаться не более двадцати минут - из Петропавловки же вас никто не выгонит.
В отдельной витрине показаны инструменты, с помощью которых крестьянский сын Джотто создавал свои настенные шедевры. Желтая тосканская земля дала цвет постройкам на фресках. Красная тосканская земля - это багрянец накидок. Размельченный красный кирпич - огонь Страшного суда. Зеленая земля из Брентонико дала расцвести зеленым листьям олив. Черная краска добыта из виноградной лозы. А измельченный лазурит дал глубокую неземную синь небу. Краски замешаны на куриных яйцах. Самые простые компоненты (известь, песок, кварц) и инструменты (ступа, сито, кисти, мастерки), одушевленные рукой гения, рождают волшебство гармонии цвета, света и композиции.
То, что фотокопии фресок помещены внутрь макета капеллы, создает настоящий эффект присутствия. Пусть внутри и тесновато (при наличии больше чем трех-четырех посетителей одновременно), но можно видеть замысел Джотто во всей его целостности. С другой стороны, теснота и миниатюрность позволяют максимально приблизиться к изображениям и рассмотреть все детали: и улыбающихся верблюдов в сцене поклонения волхвов, и рыдающих ангелов в сцене оплакивания Христа, и автопортрет Джотто в сцене Страшного суда. Удачно выбрано место самой выставки: фотографии естественнее смотрятся в дневном свете, проникающем сквозь прозрачную крышу внутреннего двора Комендантского дома.
Надежда ДЕМКИНА
900 квадратных метров фресок, изображающих евангельские сцены и Страшный суд, считаются одним из главных произведений итальянского художника XIV века. Капелла дель Арена, посвященная Марии, принадлежала богатому семейству Энрико Скровеньи, по заказу которого в 1304-1306 годах Джотто и выполнил роспись. Капелла, построенная на месте античного амфитеатра, начала разрушаться еще в начале XIX века, тогда же ее начали реставрировать, работы продолжались и в XX веке, после Второй мировой войны, но по-настоящему всеобъемлющий проект под названием "Спасем Джотто" стартовал в 1985 году.
Его финал мы можем видеть под стеклянной крышей Комендантского дома: модель капеллы в масштабе 1:4 позволяет войти внутрь макета и детально рассмотреть фотокопии фресок, отдельные увеличенные фрагменты фотографий демонстрируют мастерство итальянских реставраторов. Выставка уже объездила Испанию и Германию, побывала в Москве. К сожалению, по-другому фрески путешествовать не могут - в силу некоторых своих физических особенностей. Устроители выставки попытались максимально приблизить фотографии по цветопередаче к оригиналу. Кстати, в капелле поток туристов настолько плотный, что внутри можно оставаться не более двадцати минут - из Петропавловки же вас никто не выгонит.
В отдельной витрине показаны инструменты, с помощью которых крестьянский сын Джотто создавал свои настенные шедевры. Желтая тосканская земля дала цвет постройкам на фресках. Красная тосканская земля - это багрянец накидок. Размельченный красный кирпич - огонь Страшного суда. Зеленая земля из Брентонико дала расцвести зеленым листьям олив. Черная краска добыта из виноградной лозы. А измельченный лазурит дал глубокую неземную синь небу. Краски замешаны на куриных яйцах. Самые простые компоненты (известь, песок, кварц) и инструменты (ступа, сито, кисти, мастерки), одушевленные рукой гения, рождают волшебство гармонии цвета, света и композиции.
То, что фотокопии фресок помещены внутрь макета капеллы, создает настоящий эффект присутствия. Пусть внутри и тесновато (при наличии больше чем трех-четырех посетителей одновременно), но можно видеть замысел Джотто во всей его целостности. С другой стороны, теснота и миниатюрность позволяют максимально приблизиться к изображениям и рассмотреть все детали: и улыбающихся верблюдов в сцене поклонения волхвов, и рыдающих ангелов в сцене оплакивания Христа, и автопортрет Джотто в сцене Страшного суда. Удачно выбрано место самой выставки: фотографии естественнее смотрятся в дневном свете, проникающем сквозь прозрачную крышу внутреннего двора Комендантского дома.
Надежда ДЕМКИНА